БИОЛОГИЯ 6 класс - разработки уроков
Многоклеточные животные. Клетка, ткань, орган, система органов
Цель урока:
· Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения многоклеточных организмов.
· Развив. Развивать теоретическое мышление, обеспечивая усвоение логических методов и приемов.
· Воспит. Воспитывать ответственность за изучаемый материал.
Методы активизации мыслительной деятельности.
Орг. момент. План урока.
Основная часть.
Немецкий ученый Шванн сформулировал клеточную теорию (1838 г.).
Обобщив знания о клетке он показал, что клетка - основная единица всех живых организмов. Клетки животных и растений сходны по своему строению.
Каждая клетка сходна по строению с одноклеточным организмом. Но в многоклеточном организме клетки объединяются в особые группы, которые выполняют определенные функции.
КОСТНЫЕ КЛЕТКИ - содержат минеральные соли и придают прочность.
Снаружи клетка покрыта МЕМБРАНОЙ (оболочкой).
Функция: регулирует поступление и выделение продуктов обмена веществ.
ЯДРО - покрыто ядерной мембраной заполнено кариоплазмой (ядерным соком).
Функция: контроль и регуляция функций клетки. Хромосомы носители наследственной информации.
МИТОХОНДРИИ - органоиды в виде зернышка или нитей.
Функция: «Силовые станции» организма. Расщепление сложных органических веществ (белков, жиров, углеводов)
Клетки образуют ткани.
ТКАНЬ - группа клеток имеющих свою величину, форму и выполняющая определенную функцию.
4 вида:
1. эпителиальная;
2. соединительная;
3. мышечная;
4. нервная.
Виды тканей |
Строение и функции тканей |
Эпителиальные |
Покровная, выстилающая. Наружный покров тела, внутренняя поверхность полых органов. Предохраняет от повреждений, бактерий, высыхания. Пищеварительная система - выстилает внутреннюю полость, хорошо проводит воду и питательные вещества, выводит продукты обмена веществ. Реснички - задерживают пылинки (рис. 70). Хитин - роговой покров животных. |
Железистый эпителий |
Образует целые органы, они выделяют вещества. Гидра - пищеварительный сок. Млекопитающие – молоко. |
Соединительная |
Образует кости, хрящи, сухожилия, кровь. Костная ткань - самая прочная, пронизана минеральными солями. Хрящевая ткань - твердая, но гибкая, придает прочность соединениям. Кровяная и лимфатическая ткани - приносит кислород, связывает органы. |
Мышечная ткань |
1. поперечнополосатые мышцы; 2. гладкие мышцы; 3. сердечная мышца. Приводит в движение. |
Нервная |
Состоит из клеток нейронов (тело и короткие, длинные отростки). Аксон (длинный отросток). Дендрит (короткий отросток). Нервные импульсы передаются по аксону к органам, а на дендриты передаются к телу клетки. Они не образуются во взрослом состоянии, а только в младенчестве. |
Клетки многоклеточных организмов объединяются в органы по строению и функциям. Сердце, артерии, вены - кровеносная система.
Сердце - мышечная, волокнистая, соединительная, нервная ткань.
Ткань - клеток.
Все органы работают в тесной связи.
Поражение сердечной мышцы - нарушение кровеносной системы - нарушение доставки кислорода, питательных веществ - ухудшение обмена веществ.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ:
· Пищеварительная;
· Дыхательная;
· Кровеносная;
· Опорно-двигательная;
· Покровная;
· Выделительная;
· Железы внутренней секреции;
· Органы чувств.
Функции организма в целом можно понять только изучив строение и процессы в отдельности для клетки, ткани, системы органов.
Методы контроля знаний.
1. Сравните строение растительной и животной клетки на рис. 69 (1, 2).
2. Заполнение таблицы.
Итоговый контроль. Анализ урока. Д\3 П. 33.