Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017
Контрольно-обобщающий урок - Процессы дыхания, передвижения веществ и выделения в организмах - Жизнедеятельность организмов - 6 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность
Задачи урока:
• обобщить знания об обмене веществ как главном признаке жизни;
• подвести учащихся к выводу об усложнении и совершенствовании процессов обмена веществ между организмом и окружающей средой в ходе эволюции и о единстве органического мира;
• оценить результаты работы групп и каждого учащегося при изучении темы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся обобщают знания об обмене веществ между организмом и окружающей средой, у них продолжает формироваться естественно-научная картина мира и развиваются представления о единстве органического мира.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, обобщать факты, делать выводы, работать с разными источниками информации.
Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение на основе знаний об обмене веществ, ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к природе и её охраны.
Основные понятия урока: обмен веществ, автотрофные и гетеротрофные организмы, питание организмов, передвижение веществ в организмах, выделение.
Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при работе в группе, обсуждении ответов на вопросы, поставленные учителем, совместное обсуждение и оценка результатов работы каждой группы и отдельных учащихся.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.
II. Обобщающая беседа по вопросам
В ходе фронтальной беседы обсуждаются наиболее важные вопросы темы.
1. Что такое обмен веществ? Какова его роль в жизни организмов разных царств живой природы?
2. Что такое питание организмов? Какое значение имеет питание для организма?
3. В чём различие между автотрофным и гетеротрофным способами питания организмов?
4. В чём заключается почвенное и воздушное питание растений?
5. Какое значение имеет фотосинтез для всего живого на Земле?
6. Какие особенности питания животных, бактерий, грибов и растений вы можете выделить?
7. Что такое дыхание? Какое значение имеет дыхание для организма?
8. Как происходит транспорт веществ в организме растений и животных? Какое значение он имеет для жизнедеятельности организмов?
9. Сравните процессы фотосинтеза и дыхания у растений. Можно ли сказать, что эти процессы взаимосвязаны? Если да, то объясните, почему вы так думаете.
10. Как осуществляется выделение продуктов жизнедеятельности у растений и животных? Какую функцию выполняет выделение в организме?
Учитель может также провести индивидуальный контроль знаний учащихся, используя карточки с тестами или компьютерные контролирующие программы. При их составлении рекомендуем использовать тесты рабочей тетради и контролирующие программы, размещённые в разделе “Каталог” на интернет-ресурсе www.prosv.ru.
III. Подведение итогов
Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.