Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017
Процессы жизнедеятельности в клетке - Строение и процессы жизнедеятельности клетки - Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность
Задачи урока:
• познакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности в клетке;
• продолжить формирование умения работать с микроскопом;
• продолжить формирование умения готовить микропрепараты, проводить наблюдения за процессами, происходящими в клетке, фиксировать результаты наблюдений.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: у учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты.
Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового.
Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, движение цитоплазмы, раздражимость.
Деятельность учащихся: проведение биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке и объяснение их результатов, наблюдение за движением цитоплазмы в клетке, фиксация, анализ и обсуждение результатов наблюдений.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.
II. Актуализация и проверка знаний
Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. (Самоконтроль усвоения изученного материала внутри группы проводится по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в инструктивной карточке.) Учитель может сам проконтролировать усвоение материала учащимися в одной из групп.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ о процессах жизнедеятельности в клетке и их значении.
2. Объяснение понятия “раздражимость” (демонстрация фрагментов видеофильма “Процессы жизнедеятельности клетки”, опытов, доказывающих поступление веществ в клетку).
3. Учитель контролирует работу учащихся по инструктивным карточкам в группах, проверяет правильность приготовления микропрепаратов, при необходимости оказывает помощь. По усмотрению учителя наблюдения за движением цитоплазмы в клетках листа элодеи и за изменением интенсивности движения цитоплазмы в клетках листа элодеи в зависимости от условий среды, в которых они находятся, можно провести как демонстрационный опыт при наличии микроскопа, оснащённого цифровой камерой. Важно, чтобы обсуждение результатов наблюдений происходило в группах, а затем выводы и предложения учащихся обсуждались всем классом.
IV. Закрепление знаний
1. Проверка правильности выполнения заданий и их оформления в рабочей тетради.
2. Обсуждение результатов наблюдений за процессами жизнедеятельности в клетке и их значением в ходе фронтальной обобщающей беседы.
V. Подведение итогов
Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная Оценка наиболее активно работавших учеников.