Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017
Нейрогуморалъная регуляция - Технологическая карта темы - Регуляция жизнедеятельности организмов - 6 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность
Задачи урока:
• расширить знания учащихся о регуляции жизнедеятельности организма на основе знакомства с нервной регуляцией;
• сформировать представления о нервной системе, нейроне, рефлексе;
• раскрыть рефлекторный характер деятельности нервной системы;
• показать тесную взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции, значение саморегуляции физиологических процессов в организме.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с механизмом нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организмов; овладевают умением объяснять роль нейрогуморальной регуляции в жизни многоклеточных животных.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью аквариумных рыб, совершенствуют навыки работы с текстом учебника, продолжают учиться работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению регуляции процессов жизнедеятельности животных.
Основные понятия урока: нейрон, нервная система, рефлекс, нейрогуморальная регуляция.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов наблюдения за реакцией аквариумных рыб на раздражители.
Деятельность учителя:
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.
II. Актуализация и проверка знаний
Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. (Самоконтроль усвоения изученного материала внутри группы проводится по вопросам в конце параграфа учебника или по вопросам в инструктивной карточке.) Учитель может сам проконтролировать усвоение материала учащимися в одной из групп.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя: нервная система многоклеточных животных. Нейрон — структурная единица нервной системы. Способность нейрона возбуждаться и проводить возбуждение по нервным волокнам (объяснение учителя с использованием таблицы и рис. 93 учебника).
2. Рассказ учителя: рефлекс как форма проявления нервной деятельности животных и человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности нервной регуляции: происходит быстро, управляет работой определённых органов и тканей (объяснение учителя с использованием таблицы).
3. Контроль за работой групп (работа учащихся по инструктивной карточке). Во время самостоятельной работы учитель может вызвать 2—3 учащихся для индивидуальной беседы по ранее изученному материалу.
IV. Закрепление знаний
1. Проверка правильности выполнения учащимися заданий 2—4 на с. 52—54 рабочей тетради.
2. Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя о нейрогуморальной регуляции и обсуждение вопроса: почему жизнедеятельность животных регулируется путём совместного действия гуморальной и нервной регуляции?
V. Подведение итогов
Учитель даёт указания по дальнейшей работе, объясняет, как организовать выполнение лабораторной работы “Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов”, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.