Биология 10 класс - поурочные разработки
Образование новых видов. Макроэволюция. Современная система органического мира
Цель урока:
· Обуч. Сформировать у учащихся представление о географическом и экологическом способах видообразования.
· Развив. Продолжить формирование у школьников убежденности необходимости сохранения видового многообразия растений и животных.
· Воспит. Научить школьников определять способы видообразования и сравнивать друг с другом.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент План урока.
Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.
1 часть карточка № 14 стр. 13.
2 часть:
1. Многообразие приспособленности.
2. Происхождение приспособленности у организмов.
3. Относительность приспособленности организмов.
Основная часть (новый материал) 5-7 мин.
При характеристике эволюционного процесса нужно знать четкое определение макроэволюции и микроэволюции.
Макроэволюция - процесс образования новых семейств, отрядов, классов, типов и других надвидовых систематических единиц.
Микроэволюция - сложный эволюционный процесс возникновения вида (видообразование). Табл. № 1.
Идеи Дарвина заложили основу для современного понимания процессов видообразования. Виды стремятся к максимально возможному заполнению мест обитания и освоения различных способов существования. При этом происходит дивергенция, (расхождения признаков). Табл. № 2.
Однако бывают ситуации когда представители удаленных друг от друга групп осваивающих одну и ту же среду обитания. В этом случае наблюдается противоположный процесс - конвергенция (сближение признаков). Табл. № 3.
Но все же главную роль играет дивергенция в процессе видообразования. Табл. № 4. (Синица, речной окунь).
Видообразование лежит в основе макроэволюционного процесса. Система органического мира предложенная К. Линнеем, была изменена, а в современном мире выглядит так (Табл. № 5).
Сине-зеленые водоросли.
Организмы одноклеточные водоросли.
Лишайники - особая группа организмов (грибы - водоросли).
Каждое из перечисленных царств включает в себя последовательно несколько систематических единиц. Табл. № 6.
При классификации организмов современные ученые обращали внимание на целый комплекс признаков, которые характеризуют растения или животное.
И эти различия являются следствием дивергенции и отражает процесс эволюционных изменений
Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.
К № 17, 18, 19, 20, 22, 24.
Д/3 повторить П. 1-10 подгот. к К\Р.
Итоговый контроль, анализ урока.