ПРЕСНЫЙ ВОДОЕМ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ПРЕСНЫЙ ВОДОЕМ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с искусственными и естественными водоемами, многообразием представителей растительного и животного мира пресного водоема и возможностью их совместного обитания; содействовать раскрытию взаимосвязи обитателей водоема; способствовать формированию умений составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоема

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с природным сообществом “Водоем”; многообразием растительного и животного мира пресного водоема и их взаимодействием; получат представление об искусственных и естественных водоемах;

научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания в природном сообществе “Пресный водоем”

Метапредметные:

регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его

Личностные: понимать, в чем истинное богатство

Образовательные ресурсы: гербарии или рисунки растений, обитающих в пресном водоеме, рисунки животных - обитателей пресноводных водоемов

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проводит графический диктант.

- Если высказывание верно, поставьте знак “+”. Если высказывание неверно, поставьте знак “-”.

1. Канюки и совы - это птицы, поедающие грызунов.

2. Хомяки, мыши, суслики - это друзья культурных растений.

3. Овсюг - это культурное растение.

4. Ячмень - это сорняк.

5. Поле очень похоже на лес.

6. Поле - это безлесное пространство.

7. Вредителей полей надо уничтожать.

Проводит тест по теме “Поле”.

1. Поле - это ...

а) природная экосистема; б) искусственная экосистема.

2. Культурные растения - это...

а) одуванчик, вьюнок, осот; б) подсолнечник, лён, рис.

3. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля - это...

а) сорняки; б) яркие цветы.

4. Биологическая борьба - это способ защиты растений с использованием...

а) ядохимикатов; б) живых помощников

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Выполняют графический диктант.

Ключ:

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

1

2

3

4

5

6

7

+

-

-

-

-

+

+

Выполняют тест.

Ключ:

1 - б.

2 - б.

3 - а.

4 - б

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадки (см. ресурсный материал к уроку).

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Отгадывают загадки. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Какие природные водоемы вы знаете?

- Какие искусственные водоемы вы знаете?

- Для чего нужны водоемы?

- Что для живых существ вода?

- Что есть в водоемах?

- Рассмотрите обитателей водоема на рисунке в учебнике (ч. 2, с. 61). Назовите их.

- Какие из них живут у берегов?

- Какие на поверхности воды?

- Какие у самого дна и на дне?

- Какие растения можно увидеть на берегах водоемов?

- Обратите внимание на срез стеблей рогоза, тростника, камыша. Покажите воздушные каналы, которые проходят в стеблях этих растений. Воздухоносные каналы имеются и в корнях, и листьях таких водных растений. У кубышки желтой и кувшинки белой черешки листьев и цветоножки, на которых сидят цветки, тоже пронизаны воздухоносными каналами. По этим каналам в подводные органы растений поступает кислород, необходимый для дыхания. Так эти растения приспособились к жизни в сильно увлажненной почве, где почти нет кислорода. Срывая цветок, человек наносит вред всему растению. Через место разрыва в растение начинает проникать вода. Это приводит к загниванию подводной части и, в конечном счете, гибели растения.

- Какую роль играют растения в жизни других жителей водоема?

- На поверхности пресных водоемов - прудах, озерах - можно также увидеть крошечное растение - ряску. Она плавает на поверхности: сверху зеленые пластинки, похожие на листики, а внизу корешки.

- Белая кувшинка и кубышка желтая укореняются в илистом дне, а широкие листья располагаются на поверхности воды.

- Чем глубже опускаешься в водоем - тем хуже становится освещение. Но и здесь можно увидеть растения - водоросли. На дне многих пресных водоемов водоросли образуют тину. Если отмыть тину, то можно увидеть, что она состоит из множества тончайших зеленых нитей. Это и есть водоросли.

- Животные в водоемах есть везде: и на поверхности, и на дне. Здесь и млекопитающие, и птицы, и рыбы, и раки, и насекомые, и моллюски.

- Как называются связи между животными и растениями?

- Наблюдали ли вы, как по поверхности воды, словно на коньках, катаются насекомые? Кто это?

- Как они могут так перемещаться?

- Чем питаются водомерки?

- В прудах и озерах обитают моллюски - прудовик, лужайка и катушка, мягкое тело которых защищено раковиной. Кто охотится на моллюсков, головастиков?

- Чем питается лягушка?

- Кто питается лягушками?

- Какая пищевая цепь получилась?

- Кого называют санитаром водоема? Почему, как вы думаете?

Организует работу в парах по учебнику (с. 61)

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Природные водоемы: озеро, ручей, река.

- Искусственные водоемы: пруд, канал, водохранилище.

- Из пресных водоемов мы берем воду, по ним плавают суда, мы купаемся в них, на их берегах загораем.

- Пресная вода - это важнейшее условие существования человека на Земле и всех животных, которые живут в воде.

- В водоемах есть свет, тепло, воздух, растворенные минеральные вещества — все, что необходимо для жизни.

- На берегах водоемов растут камыш, тростник, рогоз.

- Зеленые растения под воздействием солнечного света берут из воздуха углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания всем животным. А в зарослях водоемов находят убежище и пищу птицы, земноводные, насекомые и их личинки, рыбы.

- Пищевые связи.

- Это водомерки.

- Их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому вода их держит.

- Водомерки питаются комарами и другими мелкими животными.

- На моллюсков, головастиков охотятся рыбы, аисты, кулики, утки.

- Лягушка питается насекомыми.

- Лягушками питаются аисты, окуни, щуки.

- Получилась пищевая цепь:

Насекомые → лягушка → аист.

- Рак - санитар водоема. Он питается остатками мертвых животных.

Работа в парах. Рассматривают рисунок в учебнике. Один из учеников называет обитателей водоема, а другой рассказывает, чем они питаются

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Назовите соленые водоемы.

- Назовите природные водоемы.

- Назовите искусственные водоемы.

Организует работу в тетради № 2 (задания 25-28, с. 20-22).

- Составьте цепи питания между обитателями пресных водоемов.

- Чем являются растения для некоторых животных?

- Многие водоемы очень чувствительны к загрязнению и нуждаются в постоянном уходе и охране. Нельзя в них спускать загрязненные воды, так как они отравляют все живое и жизнь в водоемах прекращается

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.

- Соленые водоемы: море, океан.

- Природные водоемы: ручей, река, озеро, родник.

- Искусственные водоемы: пруд, водохранилище, канал.

Самостоятельно работают в тетради.

- Водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных.

Задание 25: читают слова. Подчеркивают названия природных водоемов одной чертой, а искусственных - двумя чертами. Отмечают знаком “+” названия пресных водоемов, а знаком “*” - соленых. Отгадывают загадки и записывают отгадки.

Задание 26: рассматривают рисунки обитателей пресного водоема. Читают их названия: стрелолист (1), кувшинка белая (2), кубышка желтая (3), рогоз (4), тростник (5), ряска (6). Пронумеровывают и раскрашивают рисунки растений, подчеркивают названия растений, которые находятся под охраной.

Задания 27-28: составляют цепи питания

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Осуществлять взаимный контроль

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 59-64), рассказы из хрестоматии: “Кто в реке без головы живет?”, “Над водой и под водой”, “Почему без дафний река жить не может?”, “Кто живет в капле речной воды?” (с. 97- 104). Подготовить сообщения об обитателях пресного водоема. Детские сообщения можно организовать в форме репортажа, предоставив слово “журналистам” из разных газет и журналов. Проиллюстрировать свои сообщения рисунками или фотографиями

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Как вы думаете, какую роль в водоёме выполняют растения?

- Отгадайте, какие рыбы живут в пресных водоемах (см. ресурсный материал к уроку).

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Растения в пресном водоеме - это пища, дом для животных, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания.

- Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём - это природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

Осуществлять итоговый контроль















Ресурсный материал к уроку

Загадки “Водоемы”

• Там, где корни вьются на лесной тропе,

Маленькое блюдце спрятано в траве.

Каждый, кто приходит, подойдет - нагнется

И опять в дорогу силы наберется. (Родник.)

• Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зеленой

Прячет хвостик голубой? (Ручей.)

• Бегу я, как по лесенке, по камешкам звеня.

Издалека по песенке узнаете меня. (Река.)

• Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.)

Загадки “Жители пресных водоемов”

• Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине - и щука не проглотит. (Ерш.)

• Он в самом омуте живет, хозяин глубины.

Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (Сом.)

• У нее во рту пила, под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала, а теперь - в котел попала. (Щука.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]