Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ПРЕСНЫЙ ВОДОЕМ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
Тип урока: освоение нового материала |
|||||||||||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с искусственными и естественными водоемами, многообразием представителей растительного и животного мира пресного водоема и возможностью их совместного обитания; содействовать раскрытию взаимосвязи обитателей водоема; способствовать формированию умений составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоема |
|||||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||||
Предметные: познакомятся с природным сообществом “Водоем”; многообразием растительного и животного мира пресного водоема и их взаимодействием; получат представление об искусственных и естественных водоемах; научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания в природном сообществе “Пресный водоем” |
Метапредметные: регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; коммуникативные - разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его |
Личностные: понимать, в чем истинное богатство |
|||||||||||
Образовательные ресурсы: гербарии или рисунки растений, обитающих в пресном водоеме, рисунки животных - обитателей пресноводных водоемов |
|||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Проводит графический диктант. - Если высказывание верно, поставьте знак “+”. Если высказывание неверно, поставьте знак “-”. 1. Канюки и совы - это птицы, поедающие грызунов. 2. Хомяки, мыши, суслики - это друзья культурных растений. 3. Овсюг - это культурное растение. 4. Ячмень - это сорняк. 5. Поле очень похоже на лес. 6. Поле - это безлесное пространство. 7. Вредителей полей надо уничтожать. Проводит тест по теме “Поле”. 1. Поле - это ... а) природная экосистема; б) искусственная экосистема. 2. Культурные растения - это... а) одуванчик, вьюнок, осот; б) подсолнечник, лён, рис. 3. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля - это... а) сорняки; б) яркие цветы. 4. Биологическая борьба - это способ защиты растений с использованием... а) ядохимикатов; б) живых помощников |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Выполняют графический диктант. Ключ: |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|||||||
Выполняют тест. Ключ: 1 - б. 2 - б. 3 - а. 4 - б |
|||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадки (см. ресурсный материал к уроку). - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отгадывают загадки. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы |
||||||||||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Какие природные водоемы вы знаете? - Какие искусственные водоемы вы знаете? - Для чего нужны водоемы? - Что для живых существ вода? - Что есть в водоемах? - Рассмотрите обитателей водоема на рисунке в учебнике (ч. 2, с. 61). Назовите их. - Какие из них живут у берегов? - Какие на поверхности воды? - Какие у самого дна и на дне? - Какие растения можно увидеть на берегах водоемов? - Обратите внимание на срез стеблей рогоза, тростника, камыша. Покажите воздушные каналы, которые проходят в стеблях этих растений. Воздухоносные каналы имеются и в корнях, и листьях таких водных растений. У кубышки желтой и кувшинки белой черешки листьев и цветоножки, на которых сидят цветки, тоже пронизаны воздухоносными каналами. По этим каналам в подводные органы растений поступает кислород, необходимый для дыхания. Так эти растения приспособились к жизни в сильно увлажненной почве, где почти нет кислорода. Срывая цветок, человек наносит вред всему растению. Через место разрыва в растение начинает проникать вода. Это приводит к загниванию подводной части и, в конечном счете, гибели растения. - Какую роль играют растения в жизни других жителей водоема? - На поверхности пресных водоемов - прудах, озерах - можно также увидеть крошечное растение - ряску. Она плавает на поверхности: сверху зеленые пластинки, похожие на листики, а внизу корешки. - Белая кувшинка и кубышка желтая укореняются в илистом дне, а широкие листья располагаются на поверхности воды. - Чем глубже опускаешься в водоем - тем хуже становится освещение. Но и здесь можно увидеть растения - водоросли. На дне многих пресных водоемов водоросли образуют тину. Если отмыть тину, то можно увидеть, что она состоит из множества тончайших зеленых нитей. Это и есть водоросли. - Животные в водоемах есть везде: и на поверхности, и на дне. Здесь и млекопитающие, и птицы, и рыбы, и раки, и насекомые, и моллюски. - Как называются связи между животными и растениями? - Наблюдали ли вы, как по поверхности воды, словно на коньках, катаются насекомые? Кто это? - Как они могут так перемещаться? - Чем питаются водомерки? - В прудах и озерах обитают моллюски - прудовик, лужайка и катушка, мягкое тело которых защищено раковиной. Кто охотится на моллюсков, головастиков? - Чем питается лягушка? - Кто питается лягушками? - Какая пищевая цепь получилась? - Кого называют санитаром водоема? Почему, как вы думаете? Организует работу в парах по учебнику (с. 61) |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Природные водоемы: озеро, ручей, река. - Искусственные водоемы: пруд, канал, водохранилище. - Из пресных водоемов мы берем воду, по ним плавают суда, мы купаемся в них, на их берегах загораем. - Пресная вода - это важнейшее условие существования человека на Земле и всех животных, которые живут в воде. - В водоемах есть свет, тепло, воздух, растворенные минеральные вещества — все, что необходимо для жизни. - На берегах водоемов растут камыш, тростник, рогоз. - Зеленые растения под воздействием солнечного света берут из воздуха углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания всем животным. А в зарослях водоемов находят убежище и пищу птицы, земноводные, насекомые и их личинки, рыбы. - Пищевые связи. - Это водомерки. - Их длинные ножки снизу покрыты жиром, поэтому вода их держит. - Водомерки питаются комарами и другими мелкими животными. - На моллюсков, головастиков охотятся рыбы, аисты, кулики, утки. - Лягушка питается насекомыми. - Лягушками питаются аисты, окуни, щуки. - Получилась пищевая цепь: Насекомые → лягушка → аист. - Рак - санитар водоема. Он питается остатками мертвых животных. Работа в парах. Рассматривают рисунок в учебнике. Один из учеников называет обитателей водоема, а другой рассказывает, чем они питаются |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять контроль по результату |
||||||||||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Назовите соленые водоемы. - Назовите природные водоемы. - Назовите искусственные водоемы. Организует работу в тетради № 2 (задания 25-28, с. 20-22). - Составьте цепи питания между обитателями пресных водоемов. - Чем являются растения для некоторых животных? - Многие водоемы очень чувствительны к загрязнению и нуждаются в постоянном уходе и охране. Нельзя в них спускать загрязненные воды, так как они отравляют все живое и жизнь в водоемах прекращается |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. - Соленые водоемы: море, океан. - Природные водоемы: ручей, река, озеро, родник. - Искусственные водоемы: пруд, водохранилище, канал. Самостоятельно работают в тетради. - Водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных. Задание 25: читают слова. Подчеркивают названия природных водоемов одной чертой, а искусственных - двумя чертами. Отмечают знаком “+” названия пресных водоемов, а знаком “*” - соленых. Отгадывают загадки и записывают отгадки. Задание 26: рассматривают рисунки обитателей пресного водоема. Читают их названия: стрелолист (1), кувшинка белая (2), кубышка желтая (3), рогоз (4), тростник (5), ряска (6). Пронумеровывают и раскрашивают рисунки растений, подчеркивают названия растений, которые находятся под охраной. Задания 27-28: составляют цепи питания |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль |
||||||||||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 59-64), рассказы из хрестоматии: “Кто в реке без головы живет?”, “Над водой и под водой”, “Почему без дафний река жить не может?”, “Кто живет в капле речной воды?” (с. 97- 104). Подготовить сообщения об обитателях пресного водоема. Детские сообщения можно организовать в форме репортажа, предоставив слово “журналистам” из разных газет и журналов. Проиллюстрировать свои сообщения рисунками или фотографиями |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Как вы думаете, какую роль в водоёме выполняют растения? - Отгадайте, какие рыбы живут в пресных водоемах (см. ресурсный материал к уроку). - Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Растения в пресном водоеме - это пища, дом для животных, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания. - Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём - это природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. Осуществлять итоговый контроль |
||||||||||
Ресурсный материал к уроку
Загадки “Водоемы”
• Там, где корни вьются на лесной тропе,
Маленькое блюдце спрятано в траве.
Каждый, кто приходит, подойдет - нагнется
И опять в дорогу силы наберется. (Родник.)
• Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой? (Ручей.)
• Бегу я, как по лесенке, по камешкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (Река.)
• Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.)
Загадки “Жители пресных водоемов”
• Драчун и забияка, живет в воде,
Кости на спине - и щука не проглотит. (Ерш.)
• Он в самом омуте живет, хозяин глубины.
Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны. (Сом.)
• У нее во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь - в котел попала. (Щука.)