ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «О ЧЕМ РАССКАЗАЛА КАРТА». ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «О ЧЕМ РАССКАЗАЛА КАРТА». ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний по изученным темам; способствовать формированию универсальных учебных действий, развитию познавательного интереса обучающихся

Планируемые результаты

Предметные: получат представление о географических картах, их разнообразии и назначении; научатся работать с картой; выполнять задание на контурной карте; находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса

Метапредметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

коммуникативные - проявлять уважение и готовность соблюдать совместно установленные договоренности и правила

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач

Образовательные ресурсы: карточки с номерами, которые прикрепляются к одежде школьников

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемыеспособы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Расскажите, как вы выполнили задания 20 и 21 в тетради для самостоятельной работы.

- Ответьте на вопросы.

Я живу на планете... . Мой материк называется... . Это часть света... . Моя страна... . Мой город...

- Запишите в порядке возрастания все материки.

- Запишите в порядке увеличения все океаны

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

За выполненные задания ученики получают по одному дополнительному баллу. В “Пирамиде знаний” закрашивают первые две ступеньки.

Отвечают на вопросы.

Я живу на планете... (Земля). Мой материк называется... (Евразия). Это часть света... (Европа или Азия). Моя страна... (Россия). Мой город...

Записывают в тетради и на доске:

Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия.

Северный Ледовитый океан, Южный, Индийский, Атлантический, Тихий

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

- Выполните вычисления. Какое слово у вас получилось?

Беру я рюкзак, удачу, надежду,

Весёлых друзей и знаний багаж.

Встаю я пораньше и в путь отправляюсь.

Проводит графический диктант.

- Мы отправляемся в путешествие. Возьмите листочки. От цифры 3 пройдите 2 шага на запад, затем 3 шага на юг, затем 2 шага на восток, 2 шага на север и 2 шага на восток. В какую цифру вы пришли? (10.)

- Вы хорошо знаете стороны горизонта

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Выполняют вычисления и расшифровывают слово: путешественники.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

5 ∙ 2 =

8 : 2 =

16 : 8 =

3 ∙ 8 =

5 ∙ 3 =

18 : 9 =

4 ∙ 2 =

16 : 2 =

18 : 6 =

2 ∙ 2 =

7 ∙ 2 =

9 ∙ 3 =

3 ∙ 7 =

12 : 3 =

15 : 5 =

2

3

4

8

10

14

15

21

24

27

Н

И

Е

Т

П

В

С

Ш

У

К

Выполняют графический диктант.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

IV. Викторина- соревнование по изученному материалу

Проводит викторину-соревнование. В процессе соревнования учитель и члены жюри заполняют таблицу и ведут учет баллов обучающихся. В конце урока по полученным баллам учитель выставляет оценки и называет победителей.

Делятся на группы. Обучающиеся каждой группы сидят за отдельными столами. У каждого школьника свой номер. Члены жюри, в состав которого могут входить заместитель директора по учебной работе школы, родители, ученики старших классов - члены клуба “Мы и окружающий мир”, оценивают работу группы в целом и каждого ученика в отдельности.

Листочки для диктанта, кроссворда с сеткой для ответов приготавливаются заранее для каждого ученика. Задания-рисунки выполняются на больших листах и прикрепляются к классной доске.

Вписывают отгадки в сетку кроссворда:

Выполняют географический диктант.

1. ...географической картой.

2. ...планом местности.

3. ...равниной.

4. ...меридианами.

5. ...шкалой глубин.

6. ...экватор.

7. ...параллелями.

8. ...полюсами географическими.

9. ...материками.

10. ...горизонтом.

11. ...горами.

12. ...океанами.

13. ...холмы.

14. ...контурная карта.

15. ...вершина

16. ...линия горизонта.

17. ...дно.

18. ...компас.

19. ...север.

20. Четыре.

21. Экватор.

22. Солнце.

23. ...глобус.

24. Северное, Южное, Западное, Восточное.

25. ...подошва.

26. Север, юг, восток и запад.

Рассматривают прикрепленные на классной доске рисунки географических объектов:

1 - контур материка Австралия;

2 - контур материка Африка;

3 - контур материка Южная Америка;

4 - контур материка Северная Америка;

5 - контур материка Антарктида;

6 - контур материка Евразия.

С помощью глобуса и географической карты устанавливают географические объекты:

1. Антарктида.

2. Северный Ледовитый.

3. Северная и Южная Америка.

4. Северный Ледовитый.

5. Атлантический.

6. Евразия.

7. Евразия.

8. Тихий.

9. Австралия.

10. Тихий.

Выполняют задание по инструкции учителя.

Определяют направления сторон.

Ключ: В, Ю, С, Ю, С, Ю, С, 3, 3, С.

Карточка:

Отвечают на 10 вопросов рубрики “Готовимся к школьной олимпиаде!” в учебнике (с. 42) и закрашивают следующие 10 ступенек “Пирамиды знаний”

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

Ф. И. ученика

Задание

Итого

1

2

3

4

5

























Высшая оценка - “5” - 41-43 балла; “4” - 35-40 баллов; “3” - 22-34 балла.

Задание 1. “Решите кроссворд”.

Читает в быстром темпе загадки.

За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное число баллов за задание - 6.

По вертикали:

1. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.)

2. На Земле живут две точки, обе в беленьких платочках. (Полюс.)

3. Вокруг нее Земля вращается, а утро с ночью не встречается. (Ось.)

По горизонтали:

4. Он Земли изображение и не любит искажения. (Гчобус.)

5. Под стеклом сижу, во все стороны гляжу. В лес со мною шберешься - и с пути ты не собьешься. (Компас.)

6. Моря есть - плавать нельзя, дороги есть - ездить чельзя, Земля есть - пахать нельзя. Что это? (Карта.)

Задание 2. “Географический диктант”.

Читает начало предложений, а обучающиеся на листочках дописывают пропущенные слова.

За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл. Максимальное число баллов - 26.

1. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью специальных знаков называют...

2. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности называют...

3. Очень большой участок суши с ровной или почти ровной поверхностью называют...

4. Линии, указывающие направление север - юг, называют...

5. Шкалу на карте, используя которую можно узнать глубины морей и океанов, называют...

6. Самая большая параллель Земли...

7. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют...

8. Точки на земной поверхности, где пересекаются все меридианы, называют...

9. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют...

10. Часть земной поверхности, видимую человеком на открытой местности, называют...

11. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют...

12. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют...

13. Небольшие возвышения земной поверхности - ...

14. На ней обозначены, но не написаны географические объекты, расположенные на земной поверхности...

15. Самое высокое место холма - ...

16. Место, где как бы сходятся небо с земной поверхностью...

17. Самая низкая часть оврага...

18. Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности...

19. Направление, которое показывает окрашенная в синий цвет стрелка прибора для ориентирования...

20. Сколько основных сторон горизонта вам известно?

21. Он делит Землю на два равных полушария.

22. Звезда, благодаря которой на Земле есть жизнь.

23. Модель земного шара - ...

24. На какие полушария можно разделить глобус?

25. Место, где холм переходит в равнину...

26. Назовите основные стороны горизонта.

Задание 3. “Немые географические объекты”.

При подготовке наглядного материала к заданию учитель может разрезать одну из контурных карт.

- Вы должны узнать материки и на листочках под номерами записать ответы.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Максимальное число баллов - 6.

Задание 4. “Путешествие по глобусу и географической карте” (практическая работа).

Максимальное число баллов - 10.

Читает задание:

1. Какой материк имеет только северные берега?

2. Какой океан омывает только два материка?

3. Какие материки целиком лежат в Западном полушарии?

4. Какой океан имеет только южные берега?

5. Какой океан омывает Африку с западной стороны?

6. На каком материке находятся Уральские горы?

7. Берега какого континента омываются четырьмя океанами?

8. Самый большой океан.

9. Самый маленький материк.

10. Какой океан не соответствует своему названию?

Задание 5. “Направления”.

- Возьмите стрелки, вырезанные из плотной бумаги. Обозначьте каждую стрелку одной из букв - С, Ю, В, 3. Наложите на физическую карту России стрелку С так, чтобы она показывала направление на север от города Москвы. Стрелку Ю положите так, чтобы она показывала направление на юг от города Владивостока. Положите стрелку 3 так, чтобы она показывала направление на запад от города Магадан, а стрелка В - на восток от города Санкт-Петербург. С какими линиями на карте совпало направление стрелок С и Ю, 3 и В?

Максимальное число баллов - 4.

Задание 6. “Определение направлений”.

- На рисунке по указанным сторонам горизонта определите направление.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Максимальное число баллов - 10.

Задание 7. “Местонахождение объекта”.

- Определите, в какой стороне горизонта находятся предметы. Ответ запишите.

Максимальное число баллов - 4.

- Обратите внимание на вопросы рубрики “Готовимся к школьной олимпиаде!” в учебнике (с. 42). Вам предлагается ответить на 10 вопросов и закрасить следующие 10 ступенек “Пирамиды знаний”.

Пока жюри подводят итоги соревнования, можно провести “Минутку любознательных” и попросить желающих обучающихся рассказать, что нового по теме они узнали из дополнительной литературы

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Ответить на вопросы рубрики “Готовимся к школьной олимпиаде!” в учебнике (с. 42)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- У вас на партах лежат солнышки с разным настроением. Поднимите то солнышко, которое отражает ваше настроение.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)






Для любых предложений по сайту: [email protected]