Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятиями “горизонт”, “линия горизонта”, “промежуточные стороны горизонта”; способствовать формированию умений определять стороны горизонта на местности с помощью солнца; продолжить развитие умений работать с различными источниками информации, анализировать, проводить сравнения с выбором правильного ответа |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с понятиями “горизонт”, “линия горизонта”; названиями основных и промежуточных сторон горизонта; научатся определять стороны горизонта на местности с помощью солнца |
Метапредметные: регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир |
|||
Образовательные ресурсы: рисунки и иллюстрации с изображением видимой линии горизонта, глобус; цветные карандаши |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово. 1. Объекты, которые на картах обозначаются коричневым цветом (горы). 2. Небольшое возвышение на равнине (холм). 3. Очень большой участок суши с ровной или почти ровной поверхностью (равнина). 4. Самое высокое место холма (вершина). 5. Материк, на котором мы живем (Евразия). 6. Место, где холм переходит в равнину (подошва). 7. Самая низкая часть оврага (дно). 8. Место, где заканчивается овраг (устье) |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Решают кроссворд. Читают ключевое слово: горизонт. |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадку: • Он и летом, и зимой – Между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди – Он все будет впереди. (Горизонт.) - Что такое горизонт? - Найдите это слово в словарике, прочитайте статью. - Какая линия земной поверхности называется линией горизонта? - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отгадывают загадку. - Горизонт - часть земной поверхности, которую человек видит вокруг себя на открытой местности. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Посмотрите в окно. Назовите предметы, которые вы видите. Какие предметы находятся ближе, какие — дальше? - Горизонт - это вся местность, которую вы видите вокруг себя; линия, где небо как будто сходится с землей, - этолиния горизонта. Рассмотрите рисунки на доске и назовите предметы на местности, которые вы видите на горизонте. - Покажите указкой линию кажущегося соединения неба с землей. - На ровной открытой местности часть поверхности Земли имеет вид круга. Мы стоим в середине этого круга, а небо над нами кажется огромным сводом. Видимую часть поверхности Земли называют горизонтом. В переводе с греческого слово “горизонт” означает “кругозор”. Горизонт-это местность, которую мы видим вокруг себя. - Линия горизонта - это линия, которая ограничивает видимость. Она находится там, где небо словно сходится с землей. Эта линия не край земли, а только граница, отделяющая видимую земную поверхность от невидимой. - Если мы будем двигаться к этой линии, она будет от нас удаляться. Мы можем долго ехать, бежать к ней, но линия горизонта будет отодвигаться. Достичь линии горизонта нельзя, так как небо нигде не сходится с Землей. Линия горизонта хорошо видна на открытом пространстве: на море, на озере, в степи, но в лесу ее заслоняют деревья, а в населенном пункте - дома. - Какую форму имеют горизонт и линия горизонта? - Что нужно сделать, чтоб рассмотреть предметы, которые скрыты от нас другими предметами? - Значит, при подъеме мы будем видеть дальние предметы, то есть увидим дальше. Горизонт изменяется при подъеме и движении в сторону. - Расскажите, как вы идете от дома до школы. - Вы используете в рассказе слова “влево”, “вправо”, “вперед”, “назад”, называете предметы, которые встречаются на пути. Но попробуйте рассказать об этом же пути, не употребляя слов “влево”, “вправо”, “слева”, “справа”, “вперед”. - А если вы находитесь в поле или пустыне и нет знакомых предметов, как вы будете ориентироваться? - Как определить стороны горизонта по солнцу? Для этого в ясный солнечный день надо выйти на открытое место и встать спиной к солнцу. В полдень солнце в Северном полушарии находится на юге. Следовательно, тень от предметов показывает направление на север. Если стоять спиной к солнцу, то впереди будет север, позади - юг, справа - восток, слева - запад. Найдите эти стороны горизонта на рисунке в учебнике. - Где восходит солнце? - Где заходит солнце? - Что вы знаете о Полярной звезде? - Различают четыре основных стороны горизонта: север, юг, восток и запад. - Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 36), где Миша определяет стороны горизонта. - В полдень, когда солнце самое высокое, оно находится на юге. Миша встал спиной к солнцу. От мальчика падает тень. Она показывает направление на север. Миша расставил руки в стороны. Слева от него запад, справа - восток. Что обозначают буквы С, В, Ю, 3 и стрелки? -А сейчас поиграем в игру “Стороны горизонта”. Все встаньте спиной к доске. (На доске нарисовано солнце.) Сейчас полдень. Солнце светит высоко. За спиной юг, впереди - север. По моей команде вы должны повернуться лицом в том направлении, в котором я скажу. Кто ошибается, садится за парту. - Внимание! Класс, повернитесь лицом на юг; на запад; на север; на восток и т. д. - Рассмотрите глобус. - Какое направление на глобусе показывают меридианы? - А параллели? - Но мы двигаемся не только на юг или запад, а еще и в промежуточных направлениях. Как будет называться направление между севером и востоком? - Между югом и востоком? - Между севером и западом? - Между югом и западом? - Назовите все стороны горизонта. - В каком направлении от школы в селе Мирном находится метеостанция? |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Горизонт имеет форму круга, а линия горизонта - это окружность. - Подойти к предметам ближе или подняться выше. Рассказывают свой маршрут от дома до школы, используя слова: влево, вправо, вперед, назад. - Восходит солнце на востоке. - Заходит солнце на западе. - Полярная звезда показывает на север. - Это стороны горизонта, они обозначаются первыми буквами слов. Известны четыре основные стороны горизонта: север, юг, восток и запад. Выполняют задание игры “Стороны горизонта”. - Меридианы показывают на восток и запад. - Параллели - на север и юг. - Северо-восток. - Юго-восток. - Северо-запад. - Юго-запад. - Метеостанция находится на северо-востоке |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием; формировать адекватную самооценку. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущего нового материала |
Организует самостоятельную работу в тетради (задания 18- 20, коллективное выполнение). - Что вы видите на горизонте? - Возьмите синий карандаш и нарисуйте линию горизонта. - Допишите предложения. - Представьте, что туристы в походе идут на юг: с какой стороны от себя (впереди, позади, слева, справа) они увидят восходящее солнце? - Ученики с учителем пошли в лес на экскурсию. Сначала они шли от школы на запад, а затем на север. В каком направлении дети будут возвращаться назад к школе той же дорогой? - А если бы ученики шли на северо-запад, в каком направлении возвращались бы в школу? Проводит динамическую минутку. В зависимости от действительного расположения сторон горизонта говорит: “Справа от вас находится юг. Станьте так, чтобы перед вами был север” или “Перед вами запад. Станьте так, чтобы север был впереди вас”. Проводит графический диктант. - Проверим, как хорошо вы можете ориентироваться по сторонам горизонта. На листах в клеточку напишем графический диктант, двигаясь в соответствии со сторонами горизонта. • От исходной точки 2 шага (2 клетки) на север; • 1 шаг на С-3; • 1 шаг на 3; • 1 шаг на Ю-3; • 2 шага на Ю; • 1 на Ю-В; • 1 на В; • 1 на С-В. - Какая фигура у вас получилась? |
Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - Мы видим восход солнца, лес. Задание 18: дописывают предложения. “Солнце восходит на востоке. Маша стоит лицом к востоку. Стог расположен к северу от Маши. Водоем находится к югу от Маши”. Задание 19: определяют стороны горизонта. Синим цветом указывают основные стороны горизонта, а зеленым - промежуточные. Рисуют кустарник, который находится на северо-востоке от Миши, и дерево, которое расположено на юго-западе. Задание 20: с помощью физической карты России ученики определяют, в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург, и дописывают предложение: “Санкт-Петербург находится в северном направлении от Москвы”. Ответы: слева; на юг, а затем на восток; на юго-восток. Выполняют задания динамической минутки. Самостоятельно продолжают игру по парам, задавая друг другу подобные задания. Выполняют графический диктант. - У нас получился многоугольник |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 35-37) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Прочитайте ребус. Назовите и покажите основные стороны горизонта. - Какая сторона горизонта противоположна северу; западу; югу? Назовите и покажите промежуточные стороны горизонта. - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Решают ребус: Ответ: горизонт. - Сегодня я узнал... - Было интересно... - Было трудно... - Я выполнял задания... - Я понял, что... - Теперь я могу... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи) |