Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания
Вариант 5 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ
Часть 1
Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
эксперимент |
11 |
134 |
2 |
социальнаяобщность |
12 |
25 |
3 |
46 |
13 |
35 |
4 |
125 |
14 |
43211 |
5 |
21212 |
15 |
14 |
6 |
2356 |
16 |
34 |
7 |
34 |
17 |
345 |
8 |
12121 |
18 |
21212 |
9 |
124 |
19 |
13 |
10 |
35 |
20 |
954281 |
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
21. В чем проявляется этническая культура народа? Приведите три фактора, способствующие формированию такой культуры.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе могут быть содержаться следующие элементы: 1) дан ответ на первый вопрос: общее миросозерцание, единый образ жизни, манера общения, стиль одежды; 2) приведены три фактора, способствующие формированию такой культуры: - совместное долгое проживание на одной территории; - коллективная хозяйственная деятельность; - оборона от нашествий. |
|
Дан ответ на первый вопрос, приведены три фактора |
2 |
Дан ответ на первый вопрос, приведены один-два фактора. ИЛИ Приведены три фактора |
1 |
Дан ответ на первый вопрос. ИЛИ Приведены два фактора. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
22. Автор приводит несколько значений понятия “культура”. Укажите наиболее общее из них. Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще одно, не упомянутое автором, значение данного понятия.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы: 1) указано наиболее общее значение понятия “культура”: совокупность материальных объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории; 2) приведено еще одно значение этого понятия, например: внутреннее состояние человека, отражающее его запросы, уровень воспитанности и образованности. Может приведено другое значение понятия |
|
Указано наиболее общее значение понятия и приведено еще одно |
2 |
Указано наиболее общее значение понятия. ИЛИ Приведено одно значение этого понятия |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23. В тексте рассматриваются знаки как элементы культуры. Используя обществоведческие знания, собственный социальный опыт, проиллюстрируйте примером каждый из трех упомянутых в тексте типов знаков.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе могут быть даны следующие примеры: 1) знак-копия — фотографические изображения; 2) знак-сигнал — школьный звонок; 3) знак-символ — государственный герб. Могут быть приведены другие примеры. |
|
Проиллюстрированы три символа |
3 |
Проиллюстрированы два символа |
2 |
Проиллюстрирован один символ |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. Говоря о нравах, автор считает их наиболее подвижными и динамичными среди социальных норм. Однако существует и иная точка зрения, согласно которой нравы отличаются стабильностью и устойчивостью. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, приведите два аргумента в поддержку тезиса об изменчивости нравов и один аргумент в поддержку идеи устойчивости нравов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе могут быть приведены следующие аргументы: 1) В поддержку тезиса об изменчивости нравов, например: - быстрое изменение окружающей жизни побуждает человека менять свое отношение ко многим вещам, принимать то, что раньше отвергалось, большие адаптивные возможности людей способствуют переменам в нравах; - в новой социальной обстановке при иных социальных вызовах человек может поворачиваться, учитывая свои внутренние задатки, различными гранями своего поведения, отношения к другим людям, менять свой нрав; - со сменой исторических эпох менялись нравственные оценки одних и тех же явлений; 2) В поддержку тезиса об устойчивости нравов, например: моральные нормы, зародившиеся тысячелетия назад, не претерпели существенных изменений, практически все народы и сегодня негативно оценивают такие явления, как убийство, воровство. Могут быть приведены другие аргументы. |
|
Приведены три аргумента |
3 |
Приведены два аргумента |
2 |
Приведен один аргумент |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “молодежь”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об особенностях молодежной субкультуры, и второе предложение, содержащее информацию об институтах социализации молодежи.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: молодежь — это большая социальная группа, объединяющая людей в воз- расте, как правило, 16-30 лет. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение) 2) одно предложение с информацией об особенностях молодежной субкультуры: “Одними из проявлений мо- лодежной субкультуры могут служить увлечения молодых, особенности молодежной моды, стиля общения”. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об особенностях молодежной субкультуры) 3) одно предложение с информацией об институтах социализации молодежи, например: “Важнейшим институтом социализации молодежи остаются образовательные учреждения”. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об институтах социализации молодежи) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании |
|
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
3 |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
2 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия |
1 |
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
3 |
26. В государстве Z существует рыночная экономическая система. Приведите три черты, присущие этой системе. Укажите один свойственный ей недостаток.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы: 1) приведены три черты этой системы, например: - господство частной собственности; - свободное ценообразование; - конкуренция производителей товаров и услуг. Могут быть приведены другие черты. 2) указан недостаток, например: глубокое социальное расслоение общества. Могут быть указаны другие недостатки |
|
Приведены три черты, указан недостаток |
3 |
Приведены две черты, указан недостаток. ИЛИ Приведены три черты. |
2 |
Приведена одна черта, указан недостаток. ИЛИ Приведены две черты. |
1 |
Приведена одна черта. ИЛИ Указан недостаток. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
27. В государстве Z для избрания представителей в парламент создаются курии крупных землевладельцев, горожан, рабочих, крестьян. Представители избираются собраниями, состоящими из выборщиков от каждой курии. Так, землевладельческая курия избирает 50 % выборщиков. При этом доля крупных землевладельцев в стране не превышает 10 % населения. Какой принцип демократического избирательного права нарушается в данном случае? Приведите еще два принципа избирательного права в условиях демократии и раскройте их суть.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы: 1) указан принципа избирательного права, который был нарушен: - равное избирательное право, 2) приведены еще два принципа, например: всеобщность избирательного права, его альтернативность, прямое избрание представителей, тайна голосования; 3) раскрыта суть двух принципов, например: всеобщность избирательного права означает, что все дееспособные граждане, достигшие совершеннолетия, обладает правом участвовать в выборах; альтернативность выборов предполагает выдвижение не менее двух кандидатов на одно место. |
|
Указан нарушенный принцип избирательного права, приведены и раскрыты еще два принципа |
3 |
Указан нарушенный принцип, приведен и раскрыт еще один принцип. ИЛИ Указан один нарушенный принцип, приведены еще два. ИЛИ Приведены и раскрыты еще два принципа |
2 |
Указан нарушенный принцип, приведен еще один. ИЛИ Приведены еще два принципа. ИЛИ Приведен и раскрыт один принцип |
1 |
Указан один нарушенный принцип. ИЛИ приведен еще один принцип. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Государство в политической системе общества”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее ___ трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
||
При анализе ответа учитывается: - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; - наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; - корректность формулировок пунктов плана Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы: Государство в политической системе общества 1. Что такое политическая система 2. Компоненты политической системы 1) институциональный; 2) коммуникативный; 3) нормативный; 4) культурно-идеологический 3. Государство — ядро политической системы 1) координация основных областей общественно-политической жизни 2) определение нормативно-правовой базы деятельности всех политических институтов 4. Взаимодействие государства с общественными организациями 1) конституционные гарантии прав граждан на объединения; 2) закрепление права собственности общественных организаций; 3) надзор за соблюдением законов общественными организациями. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. |
|||
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. |
|||
Структура предложенного плана |
Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу |
Корректность формулировок пунктов плана |
Баллы |
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
3 |
Два пункта детализированы в подпунктах. ИЛИ Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
2 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
1 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Один |
||
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы |
|
Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
|
Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла |
0 |
||
ИЛИ |
|||
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы |
|||
Максимальный балл |
3 |
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1 |
Философия |
“Ноша культурных ценностей — особая ноша. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает” (Д.С. Лихачев). |
29.2 |
Экономика |
“Наши потребности далеко превосходят средства их удовлетворения, находящиеся в нашем распоряжении” (М.И. Туган-Барановский). |
29.3 |
Социология, социальная психология |
“Если в обществе нет механизмов урегулирования отношений между участниками конфликта, он вызывает насилие и эскалацию этого насилия” (В.А. Тишков). |
29.4 |
Политология |
“Хотя все пригодны для того, чтобы выбирать, не каждый пригоден быть избранным” (Ш.Л. Монтескье). |
29.5 |
Правоведение |
“Никакая власть не должна превышать законы” (Латинское выражение). |