Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания
ВАРИАНТ 10
Часть 1
Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и ДРУГИХ дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Отрасли права
Отрасль |
Характеристика |
... |
Регулирует имущественные отношения, отношения собственности, договорные отношения |
Трудовое право |
Регулирует отношения между работодателями и наемными работниками |
Ответ: ________________ .
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Демократический режим; равенство прав; политический плюрализм; свобода мнений; разделение властей; развитость местного самоуправления.
Ответ: ________________ .
3. Ниже приведен перечень определений. Все они, за исключением двух, характеризуют межличностные отношения.
1) деловые; 2) личные; 3) формальные; 4) неформальные; 5) мировоззренческие; 6) прогностические.
Найдите два определения, “выпадающих” из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
4. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.
2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.
3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.
4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.
5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.
Ответ: ________________ .
5. Установите соответствие между характеристикой истины и ее видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА А) знание об изучаемом предмете, обоснованное существующими теориями Б) исчерпывающее достоверное знание о предмете изучения В) знание о предмете изучения, проверенное с помощью современной техники Г) вывод, подтвержденный авторитетными мнениями Д) знание о действительности, которое нельзя опровергнуть |
ВИД ИСТИНЫ 1) абсолютная истина 2) относительная истина |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6. Былины о русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Их изучали в школе бабушки и дедушки современных учеников.
2) Они передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами.
3) Они легли в основу художественных фильмов, получивших народное признание.
4) Они записаны на дисках актерами, популярными в народе.
5) Они не имеют персонального авторства.
6) Их действующие лица стали героями современных анекдотов.
Ответ: ________________ .
7. Выберите верные суждения о доходах от использования собственности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Владелец промышленного и торгового капитала получает прибыль.
2) Собственник земли получает ренту.
3) Владелец акций получает заработную плату.
4) Собственник заемного капитала получает дивиденды.
5) В рыночной экономике доход от собственности могут получать и фирмы, и частные лица.
Ответ: ________________ .
8. Установите соответствие между примерами и сферами экономической жизни, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) использование в быту отопления Б) оказание страховых услуг В) изготовление продуктов массового спроса Г) получение благ, находящихся в семейной собственности Д) пользование общественными благами |
СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ |
1) сфера производства |
|
2) сфера потребления |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
9. Япония, где земля — достаточно дефицитный ресурс, но зато имеется высококвалифицированная рабочая сила, производит и поставляет на мировой рынок видеокамеры, автомобили и электронику. В последние годы мировой рынок все более явно ощущает воздействие растущей индустрии электроники в Корее и США. Какие явления иллюстрирует данная ситуация? Запишите цифры, под которыми эти явления указаны.
1) инфляцию
2) конкуренцию
3) монополизацию
4) специализацию
5) информатизацию
6) дифференциацию
Ответ: ________________ .
10. На графике отражена ситуация на рынке гостиничных услуг: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объем спроса товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приток инвесторов в гостиничный бизнес
2) консолидация гостиничного бизнеса
3) покупка зарубежных гостиниц отечественными компаниями и предпринимателями
4) изменение состава потребителей гостиничных услуг в связи с окончанием каникул
5) снижение доходов потребителей гостиничных услуг
Ответ: ________________ .
11. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный контроль опирается на моральные и правовые нормы.
2) Социальный контроль — это совокупность санкций, применяемых к нарушителям социальных норм.
3) Поддержка и поощрение ближайшего окружения — важный механизм социального контроля.
4) Социальный контроль бывает только формальным, в неформальной среде он не действует.
5) Социальные санкции обеспечивают соблюдение социальных норм в обществе.
Ответ: ________________ .
12. “Можете ли Вы сказать, что знаете историю своего города (поселка, села)?” Ответы на данный вопрос были получены в ходе опроса, проведенного Фондом “Общественное мнение”. Результаты опроса приведены в диаграмме (в %).
Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Более других групп уверены в собственных знаниях истории своего города (поселка) люди 31-45 лет.
2) Одинаково уверены в собственных знаниях истории своего города (поселка) люди 46-60 и старше 60 лет.
3) Только треть населения в целом уверены в собственных знаниях истории своего города (поселка).
4) Половина населения отрицают наличие у себя знаний истории своего города (поселка).
5) Более всего отрицающих собственные знания истории своего города (поселка) среди людей 18-30 лет.
Ответ: ________________ .
13. Выберите верные суждения о формах правления и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В парламентской республике происходит всенародное избрание президента.
2) В парламентской республике правительство несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.
3) В президентской республике отсутствует ответственность президента перед парламентом за проводимую политику.
4) В смешанной республике президент объединяет полномочия главы государства и главы правительства.
5) В смешанной республике правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом.
Ответ: ________________ .
14. Установите соответствие между полномочиями, касающимися федеративного устройства РФ, и осуществляющими их субъектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ А) защита семьи, материнства, отцовства и детства Б) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства В) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование Г) разграничение государственной собственности Д) социальное обеспечение |
СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ 1) Российская Федерация 2) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации (совместное ведение) |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
15. Петр I узаконил самовластный характер абсолютизма, включив в главу III артикулов “Устава воинского” положение о принуждении почитания низшими чинами высших, о принятии монархом самостоятельных решений и наказании за оскорбление его Величества. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в царской России сложился авторитарный режим?
Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Носителю верховной власти — царю, императору — принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде.
2) Выборы в Государственную думу Российской империи I созыва прошли в 1906 году согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года.
3) Дума обсуждала два проекта по аграрному вопросу: от кадетов и от депутатов Трудовой группы.
4) Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года.
5) В царской России отсутствовали возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики.
6) Права политической оппозиции были нарушены, ее издания подвергались цензуре, ее лидеры — арестам.
Ответ: ________________ .
16. Согласно Конституции, Россия — федеративное государство. Найдите в приведенном перечне положения, которые раскрывают этот конституционный принцип. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существует децентрализация государственной власти
2) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции
3) установлено разграничение властных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления
4) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны
5) существует свобода экономической деятельности
6) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную
Ответ: ________________ .
17. Выберите верные суждения о гражданстве Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У граждан России есть документальное подтверждение их принадлежности к гражданству РФ.
2) Граждане РФ, выезжающие на постоянное место жительства в другую страну, теряют российское гражданство.
3) Гражданство РФ приобретается исключительно по рождению.
4) Гражданам РФ разрешается иметь гражданство иностранного государства.
5) Ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.
Ответ: ________________ .
18. Установите соответствие между положением, отражающим права или обязанности налогоплательщика, и соответствующей группой положений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛОЖЕНИЯ А) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений Б) получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах В) представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов Г) уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды Д) использовать при наличии оснований налоговые льготы |
ГРУППЫ ПОЛОЖЕНИЙ |
1) права налогоплательщика |
|
2) обязанности налогоплательщика |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
19. Найдите в приведенном ниже списке правонарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) невыполнение строительной организацией условий договора на ремонт квартиры
2) приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
3) хищение либо вымогательство наркотических или психотропных веществ
4) нарушение правил пожарной безопасности, выявленное инспектором
5) вымогательство
6) заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Ответ: ________________ .
20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
“Из всех видов ________ (А), доступных человеку, наиболее точным, следовательно, и наиболее ценным для успеха его ________ (Б) является наука. В чем же специфика науки? Во-первых, наука — это знание объективное. Она стремится отразить ________ (В) таким, каков он есть на самом деле, а не таким, как он нам представляется или каким бы мы хотели его видеть. Ученый не имеет права позволять своим предпочтениям, симпатиям, антипатиям, эмоциям или чему бы то ни было вторгаться в ________ (Г). Во-вторых, наука — знание рациональное. Это значит, что любое ________ (Д) должно быть обосновано. Всякое утверждение науки требует ________ (Е) и проверки”.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) деятельность
2) общение
3) социальная группа
4) интерес
5) знание
6) доказательство
7) научное положение
8) исследование
9) окружающий мир
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Социальные нормы представляют собой своеобразные “инженерные конструкции”, позволяющие упорядочить совместное поведение людей, определить их права и обязанности и направить их к достижению желаемых ценностей и идеалов.
Нормы человеческого поведения имеют разветвленную структуру. Общеобязательные нормы должны распространятся на каждого человека независимо от его пола, профессии или социального положения. Важнейшее место среди них занимают нормы морали и права. Моральные нормы и связанные с ними обычаи стихийно складываются у людей в процессе их повседневной жизни и лишь озвучиваются проповедниками. Эти нормы поддерживаются, как правило, силой общественного мнения, часто “интернализируются”, превращаясь во внутренние устои поведения, контролируемые человеческой совестью. Правовые нормы изобретаются специально созданным институтом — государством, которое обеспечивает их исполнение, побуждая к нему угрозой наказания или обещанием поощрений.
Специальные нормы регулируют поведение отдельных “ролевых” или “статусных” групп. В первом случае (как мы увидим ниже) речь идет о людях, связанных общностью занятия или профессии, поведение которых регулируется корпоративными нормами (скажем, кодекс поведения врачей, сформулированный в знаменитой клятве Гиппократа). Подобные нормы могут иметь формальный, закрепленный в писаных уставах, или неформальный, неписаный характер. Самые тяжелые их нарушения могут привести к изгнанию из корпорации (хотя в некоторых случаях наказание может быть более существенным — если речь идет, скажем, о нарушении воровских “понятий” или не оформленных в праве “ведомственных” инструкций секретных служб).
В статусных группах люди связаны не единством занятия, а единством положения в обществе, с которым также связаны определенные права и обязанности. Примером норм, регулирующих отношения в подобных группах, могут быть правила джентльменского отношения к женщинам или принятые в обществе нормы отношения молодых к старикам.
(К.Х. Момджан)
21. Какую роль, по мнению автора, играют в обществе социальные нормы? Как Вы думаете, почему он сравнивает их с инженерными конструкциями?
22. Назовите любые два вида социальных норм, описанных в тексте, и укажите их признаки. К какой из двух больших групп, объединяющих все социальные нормы, автор относит каждый из этих примеров?
23. Опираясь на текст, назовите любые три известные Вам статусные группы. По какому признаку Вы отнесли их к статусным группам?
24. Какие из известных Вам социальных норм в тексте не указаны? Назовите два вида таких норм и каждый проиллюстрируйте примером.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “форма правления”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о различных формах правления, опирающейся на знания курса, и одно предложение, раскрывающее особенности одной из форм правления.
26. Назовите любые три основания получения гражданства РФ в упрощенном порядке и проиллюстрируйте примером каждое из них.
27. Некоторые исследователи рассматривают общество как совокупность, сумму индивидов. Поэтому единственными реальными объектами социального исследования они считают людей. Другие считают, что общество, хотя и состоит из индивидов, ни в коем случае не представляет собой их простой совокупности. Оно есть целостное образование, имеющее свою жизнь, не сводимую к существованию составляющих его людей, и развивается по собственным, только ему присущим законам. Приведите по два аргумента в защиту каждой из этих точек зрения.
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Банковская система”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1 |
Философия |
“Земля — колыбель Человечества, но не может же оно все время находиться в колыбели” (К.Э. Циолковский). |
29.2 |
Экономика |
“Правительство, издавая законы и устанавливая налоги, подобно врачу, который должен при лечении избирать наименьшее зло” (И. Бентам). |
29.3 |
Социология, социальная психология |
“Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски” (В.И. Даль). |
29.4 |
Политология |
“Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад” (Н. Бердяев). |
29.5 |
Правоведение |
“Всякий гражданин равен перед законом и властями” (А. Мицкевич). |