Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ
Мышление и деятельность - Теоретический материал (экспресс-курс) - ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.
Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Процесс мышления проходит ряд этапов.
Этап |
Его сущность |
I |
Наличие: — потребности (материальной, духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить; — интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности; — умения отделить новое, необычное от известного; — стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое. Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса |
II |
Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс), используя методы анализа и синтеза, различные умственные операции: сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию |
III |
Достижение нового знания, которым раньше человек не владел |
Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности.
Мышление — сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
Особенности мышления |
|
Первобытного человека |
Современного человека |
Чувственная конкретность и предметность |
Большие обобщающие способности |
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
Типы мышления
Тип |
Его сущность |
Образное |
Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций |
Понятийное (теоретическое) |
Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку |
Знаковое |
Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности |
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Деятельность человека |
Активность животного |
Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни |
Приспособление к условиям среды прежде всего путём перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности |
Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) |
Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека |
Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств |
Продуктивный, творческий, созидательный характер |
Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой |
Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Игра — это особый вид деятельности, целью которой не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.
Общение — это вид деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Линии сравнения |
Общение |
Информационная коммуникация |
1. Общее |
Обмен информацией |
|
2. Различия |
Получатель информации — человек |
Получатель информации — человек, животное, машина |
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта |
Однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи |
|
Усиление общности участников |
Участники остаются обособленными |
Существует несколько классификаций общения.
Функции общения
Наименование функции |
Её содержание |
Социализации |
Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности |
Познавательная |
Познание людьми друг друга |
Психологическая |
Осуществление определённого воздействия на психическое состояние человека |
Наименование функции |
Её содержание |
Отождествления (противопоставления) |
Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой» |
Организационная |
Организация совместной деятельности людей |
Существует несколько подходов в современной науке к вопросу связи между деятельностью и общением.
Общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства |
Общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д. |
Общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности |
Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может приобрести характер самообразования.
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения.
Труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде |
Труд — один из видов деятельности, но далеко не единственный |
Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности
1. По объектам и результатам (продуктам) деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей.
2. По субъекту деятельности: индивидуальная и коллективная.
3. По характеру самой деятельности: репродуктивная (деятельность по образцу) и творческая (деятельность с элементами новаторства, отходом от шаблонов и стандартов).
4. По соответствию правовым нормам: законная и незаконная.
5. По соответствию моральным нормам: моральная и аморальная.
6. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная.
7. В зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая и духовная.
8. По особенностям проявления человеческой активности: внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) и внутренняя (умственные действия).
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, её важнейшие механизмы.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами.