Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ
Многовариантность общественного развития (типы обществ) - Теоретический материал (экспресс-курс) - ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
1) дописьменные и письменные;
2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчинённые, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоёв населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
5)
Линии сравнения |
Традиционное (доиндустриальное) |
Индустриальное |
Постиндустриальное (информационное) |
1. Основной фактор производства |
Земля |
Капитал |
Знания |
2. Основной продукт производства |
Пища |
Промышленные изделия |
Услуги |
3. Характерные черты производства |
Ручной труд |
Широкое применение механизмов, технологий |
Автоматизация производства, компьютеризация общества |
4. Характер труда |
Индивидуальный труд |
Преимущественно стандартная деятельность |
Резкое повышение творческого начала в труде |
5. Занятость населения |
Сельское хозяйство — около 75% |
Сельское хозяйство — около 10%, промышленность — 85% |
Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66% |
6. Основной вид экспорта |
Сырьё |
Продукты производства |
Услуги |
7. Социальная структура |
Сословия, классы, включённость всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность |
Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур |
Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
8. Продолжительность жизни |
40—50 лет |
Свыше 70 лет |
Свыше 70 лет |
9. Воздействие человека на природу |
Локальное, неконтролируемое |
Глобальное, неконтролируемое |
Глобальное, контролируемое |
10. Взаимодействие с другими странами |
Несущественное |
Тесная взаимосвязь |
Открытость общества |
11. Политическая жизнь |
Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для неё не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй |
Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от неё требуется обоснование права на лидерство |
Политический плюрализм1, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»2 |
12. Духовная жизнь |
Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью |
Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов |
Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |
1 Политический плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — принцип устройства политической системы, предполагающий многообразие и свободное соревнование политических идей, партий и других институтов, наличие легально действующей оппозиции, различных политических субъектов и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона.
2 Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — согласованность взглядов и ориентаций двух и более социальных и политических субъектов, которая призвана находить своё выражение в их соответствующем взаимодействии при решении тех или иных вопросов общественно-политической жизни.