Обществознание «Политика» - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Структура экзаменационной работы по обществознанию - Предисловие
Данная книга — учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки школьников и абитуриентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту обществоведческого образования. Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по содержательному блоку курса обществознания «Политика».
Пособие включает теоретический материал, представленный в форме экспресс-курса, и вариативные тренировочные задания для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность учебного пособия.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно преобразовать содержание материала в более доступное для восприятия, выявить самые существенные признаки социальных объектов и явлений, раскрыть сущность обществоведческих понятий разной степени сложности, что станет условием успешной сдачи ЕГЭ. Инструментом осуществления этой задачи выступают структурно-логические схемы и таблицы, которые позволяют в компактной форме отразить суть самых значимых вопросов обществоведческого курса, а также помогают лучше понять и глубже усвоить материал.
Пособие включает вариативные тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Эти задания соответствуют контрольно-измерительным материалам (КИМам), на основе которых строится письменная экзаменационная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ по обществознанию.
Структура экзаменационной работы по обществознанию
Структурные компоненты работы |
Тип задания |
Общая характеристика типов заданий и форм представления ответов |
Максимальный балл за выполнение |
Примерное время выполнения (мин) |
Часть 1 |
С выбором ответа (задания части А) |
Задания имеют две разновидности: 1) задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа к нему, из которых требуется выбрать один-единственный правильный; 2) задания, предлагающие для анализа два суждения (А; Б) и требующие выбора одной из 4 предложенных оценок: верно только первое суждение; верно только второе суждение; верны оба суждения; оба суждения неверны. Ответ даётся экзаменуемым в виде знака «х» («крестик»), который ставится в клеточке с номером выбранного ответа на именном бланке ответов № 1 |
1 1 |
1—2 (3) 3—4 |
Часть 2 |
С кратким ответом (задания части В) |
Задания требуют: — выявлять структурные элементы с помощью схем и таблиц; — соотносить видовые понятия с родовыми; — устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; — осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка; — различать в социальной информации факты и мнения; — определять термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту. Ответ самостоятельно формулируется и записывается экзаменуемым в виде слова (например, власть), словосочетания (например, гражданское общество), набора цифр (например, 21221), без пробелов и других символов на именном бланке ответов № 1 |
1 1 2 2 2 2 |
3 3—5 5 3—5 5 5—10 |
Часть 3 |
С развёрнутым ответом (задания части С)1 |
Задания имеют следующие разновидности: 1) задания к тексту (используется оригинальный философский, научный, правовой, политический, публицистический и т. п. текст, тематически связанный с изученным содержанием): — проверяющие адекватность восприятия содержания текста и умение находить в нём необходимую информацию; — связанные с интерпретацией текста (определение основной идеи, формулирование заголовка и т. п.); — направленные на характеристику текста и его отдельных положений; — требующие привлечения дополнительных знаний при интерпретации содержания текста; — требующие умения использовать полученные из текста знания в другой ситуации; — предполагающие формулировку оценочных суждений и собственную аргументацию; 2) задания, требующие: — перечисления признаков, явлений или использование понятий в заданном контексте; — раскрытия теоретических положений на примере социальной жизни; — анализа представленной информации, в том числе статистической и графической (задание- задача); — составления плана доклада по определённой теме обществоведческого курса. Ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме на бланке ответов № 2. 3) альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний философов, учёных, писателей, общественных деятелей. Эссе пишется на бланке ответов № 2 |
10 2 3 3 2 5 |
35 5—8 5—8 10—15 10-15 30 |
Тренировочные задания нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять внутренние и внешние связи (причинно- . следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организаций, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
• подготавливать творческую работу;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой подготовки по содержательному блоку «Политика».
В конце пособия представлены ответы на все предложенные задания2. Сверяйте ваш вариант ответа с эталоном. При несовпадении вашего ответа с ответом, данным в пособии, повторно обратитесь к содержанию задания и постарайтесь понять, в чём состоит ваша ошибка.
Желаем успеха!
1 Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
2 К заданиям части 3 (С) даётся основное содержание ответов, поскольку данный тип заданий предполагает открытый, неформализованный ответ, в котором проявляется субъективное, личное отношение экзаменуемого, что является особенностью социально-гуманитарного знания.