Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Тема 6. Социальные отношения - ОТВЕТЫ
Часть 1
№ задания |
Ответ |
1 |
1 |
2 |
4 |
3 |
1 |
4 |
4 |
5 |
4 |
6 |
2 |
7 |
3 |
8 |
4 |
9 |
4 |
10 |
1 |
11 |
3 |
12 |
2 |
13 |
3 |
14 |
3 |
15 |
3 |
16 |
2 |
17 |
1 |
18 |
4 |
19 |
2 |
20 |
3 |
21 |
1 |
22 |
3 |
23 |
3 |
24 |
4 |
25 |
3 |
26 |
1 |
Часть 2
№ задания |
Ответ |
1 |
Социальная мобильность |
2 |
Нация |
3 |
Социальные нормы |
4 |
4, 3, 2, 1 |
5 |
2, 3, 1 |
6 |
1, 4, 5 |
7 |
Страта |
8 |
2, 1, 6, 3, 5, 4, 7 |
Часть 3
1. Какие социальные санкции существуют?
Ответ:
• формальные и неформальные;
• позитивные и негативные.
2. Прочитайте высказывание и выполните задания: «Общество как таковое не существует. Есть лишь индивидуальности — мужчины и женщины, и еще — семьи» (М. Тэтчер).
1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?
Ответ:
М. Тэтчер затрагивает проблему общества как сложного организма, динамичной системы, включающей социальные группы, социальные институты и взаимодействие между ними.
2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?
Ответ: да.
• общество — результат взаимодействия людей;
• безусловно, общество и человек взаимосвязаны, они — результат антропосоциогенеза. Только в обществе человек может проявить себя не только как индивид, но и как личность;
• семья — первичная основа любого общества, обеспечивающая его воспроизводство.
Могут быть приведены другие формулировки, не противоречащие суждению.
3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?
Ответ:
Социально-демографическая структура общества предполагает его деление по половому (мужчины и женщины) и возрастному признакам.
4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?
Ответ:
Семья в любом обществе занимает особое положение уже потому, что она является одновременно малой социальной группой и социальным институтом.
В строгом смысле семья — это общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей..
В любом государстве семейные отношения регулируются Семейным кодексом.
Функции семьи как социального института вытекают из ее определения:
• дисциплинирование, воспитание и образование своих членов;
• религиозное влияние;
• подготовка к производственной деятельности;
• наделение наследственными статусами: национальностью, полом;
• эмоционально-психологическая функция направлена на эмоциональное общение, защищенность своих членов.
Семья была единственным социальным институтом в первобытном обществе. По мере развития общественных отношений она постепенно передавала некоторые функции таким социальным институтам, как образование, религия, органы правопорядка и др. Вместе с тем роль семьи в современном обществе остается важной, сохраняя в основном все свои основные функции.
Могут быть приведены другие формулировки, не искажающие смысла проблемы.
3. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.
1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?
Ответ:
• в традиционных обществах молодежь не востребована — «потерянное поколение», так как «традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений» и опасаются «стихии молодежи»;
• в динамичных обществах молодежь используется как «интеллектуальный и энергетический резерв», т. е. резерв обновления общества.
2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?
Ответ:
Основную социальную функцию молодежи автор видит в осуществлении «проектов будущего», социальных перемен, задуманных старшим поколением.
3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?
Ответ:
Автор называет активность молодежи, непривязанность к прошлому, а отсюда — открытость к переменам.
4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь.
Ответ:
Российская молодежь живет в динамичном обществе — обществе глубоких перемен, и задача состоит в том, чтобы молодежь активнее была задействована в этих переменах.
Примеры могут быть приведены любые, в соответствии с суждениями.
4. В Конституции Российской Федерации (ст. 7) записано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»,
1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?
Ответ:
«... политика ... направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
2) Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие»?
Ответ может быть свободным, но обязательно с учетом знания обществоведческого курса. Например: «достойная жизнь» и «свободное развитие» предполагают наличие правового государств, т.е. верховенство закона, единого для всех; защиту старости, детства; социальную справедливость и т. д.
3) Какие направления социально-экономической политики могут обеспечить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.
Ответ:
• обеспечение политической и экономической независимости личности;
• демократические формы правления;
• равенство граждан перед законом;
• приоритет национальных интересов во внешнеполитической деятельности;
• налоговая политика;
• защита интересов незащищенных категорий населения.
4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направления, и приведите к ним примеры из жизни современного российского общества.
Ответ:
Могут быть названы следующие факторы и приведены самостоятельные примеры, отвечающие содержанию вопроса:
• несоответствие декларированных положений реальному положению дел в социально-экономической сфере;
• межнациональные конфликты;
• социальные конфликты, возникающие на почве расхождения в уровне жизни и образе жизни и связанных с этим обид, непонимания и т. д. в условиях отсутствия правовых средств решения и смягчения социальных проблем;
• сложная экономическая и социокультурная ситуация, как, например, сегодня в нашей стране;
• производственные отношения в нашей стране в государственных учреждениях и бюджетной сфере остаются вялыми, выжидательными. В коммерческой же сфере эти отношения сталкиваются с недостаточно сформированной юридической базой;
• в силу коммерциализации творческой деятельности в нашей стране слабозащищенным категориям населения стали недоступны некоторые театры, музеи, а сама творческая деятельность не всегда имеет высокий уровень,, отвечая сиюминутным требованиям.