Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Образование и самообразование - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
На экзамене проверяются дидактические единицы: понятие «образование». Функции образования. Ступени, содержание и функции образования в России. Понятие «самообразование». Формы и содержание самообразования. Сущность гуманизации как тенденции в развитии образования в современном мире.
Словарь основных терминов (понятий) с комментариями
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (Закон РФ «Об образовании»). Как социальный институт общества образование оформилось в XII—XV вв. и представляет собой систему учебных и научных заведений, обеспечивающих образование и воспитание общества, переобучение и повышение квалификации специалистов, производство, хранение и распространение новых знаний.
Функции образования:
— профессионально-экономическая (подготовка и переподготовка профессиональных кадров);
— социальная (социализация и воспитание личности);
— культурно-гуманистическая (использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности);
— политико-идеологическая (государственное регулирование образовательной политики, формирование через образование политической и правовой культуры).
Система образования — совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления образованием, а также комплекс принципов, на которых строится ее функционирование. В системе образования РФ существуют следующие образовательные ступени: дошкольное образование; общее образование, включающее три ступени: начальное общее образование (1—4 классы), основное общее образование (5—9 классы), среднее (полное) общее образование (10—11, 10—12 классы); профессиональное образование: начальное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование. Кроме того, действует система дополнительного образования (всевозможные курсы, объединения, секции, кружки и т. п.).
Гуманизация образования — приоритет человеческих ценностей. В образовании проявляется в возможности индивида выбрать образовательный путь в соответствии с запросами и возможностями индивида.
Гуманитаризация образования — означает усиление внимания ко всему спектру общественных, гуманитарных наук, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека (экономической теории, истории, социологии, политологии, праву, литературе, искусству).
В РФ в настоящее время осуществляется переход на многоуровневую структуру образования с целью расширения возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества с учетом современных потребностей экономики и рынка труда. Это позволит осуществить интернационализацию российского образования — создание единой системы образования для разных стран.