Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Познание мира. Многообразие форм человеческого знания - ПОЗНАНИЕ
Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Познание»
Познание человеком мира и самого себя. Познание и знание. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание и его особенности. Основные методы научных исследований. Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка. Науки о человеке и обществе.
Содержательные элементы проверки
1. Познание мира. Многообразие форм человеческого знания.
2. Формы познания: чувственное и рациональное.
3. Истина, ее критерии. Относительность истины.
4. Научное познание.
5. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
1. Познание мира. Многообразие форм человеческого знания
На экзамене проверяются дидактические единицы: понятие «познание». Структура познания. Виды человеческого знания.
Словарь основных терминов (понятий) с комментариями
Познание — процесс деятельности человека, направленный на получение новых знаний об окружающем мире или процесс отражения объективной реальности в сознании человека.
Познание относится к базовым потребностям человека. Его природу, отношения знания и реальности изучает специальный раздел философии — теория познания (гносеология). Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира. Агностицизм (гр. — недоступный познанию) отрицает полностью или частично возможность познания мира; скептицизм (от гр. — рассматривающий, критикующий) не отрицает принципиальной возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.
Процесс познания включает в себя две стороны — субъекта познания и объекта познания. Субъектом познания могут быть как познающий человек, так и все общество. Объектом — весь окружающий мир и сам человек.
В ходе познавательной деятельности человек проходит две ступени: чувственное и рациональное познание.
Познание носит творческий характер, формируя знания о мире, на основе которых возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения человека.
Знание — результат познания действительности, полученный человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения связей и отношений реального мира. Человек овладевает знаниями как в практической деятельности, так и в процессе изучения основ наук.
Обыденное (житейское) знание — формируется в ходе повседневной жизни и деятельности. Носит практический характер и дает элементарные житейские знания.
Народная мудрость — накопленный временем опыт жизнедеятельности народа. Находит отражение в поговорках, притчах, сказках, песнях.
Научное знание — достоверное знание. Научное знание отличается стройностью, аргументированностью, доказательностью.
Паранаучное знание — (от греч. para — возле, мимо, вне, т. е. околонаучное знание) — знания, получаемые из гороскопов, астрологических и иных предсказаний. Несовместимо с научным.
Мифологическое (религиозное) знание — объяснение природных и социальных явлений деятельностью сверхъестественных сил.
Художественное знание — целостное отражение мира и человека в нем в образах, а не в понятиях.