Нравственная культура

Обществознание 9 класс - Поурочные разработки

Нравственная культура

Цели: подвести учащихся к пониманию основ нравственной культуры человека; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано излагать собственную точку зрения; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (культура, культура внутренняя и внешняя, духовная культура, нравственная культура), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нравственные основы брака и семьи»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 69-71

КАРТОЧКА № 69

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Как связаны понятия любовь и мораль?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Что общего в идеалах любви и морали?

- Почему любовь - чувство высокоморальное?

- Вспомните, чему посвящена трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

- Почему любовь оказалась сильнее многолетней вражды двух семей?

- Какую роль во взаимоотношениях влюбленных играет духовная близость?

- Чем отличаются гармония совпадений и гармония контрастов?

- Почему любовь рождает подъем творческих сил и энергии?

- Что такое ревность?

- Как мораль может помочь преодолеть чувство ревности?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 70

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- Что является моральной основой брака?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Каковы условия заключения брака?

- Что является препятствием для заключения брака и создания семьи?

- Каким законом юридически закрепляются основы брака?

- Всегда ли брак заключается по любви?

- Почему возникают браки по свободному выбору?

- Может ли уважение и симпатия к человеку послужить основой прочного брачного союза?

- Можно ли осуждать людей заключающих брак по расчету?

3. Сделайте вывод.


КАРТОЧКА № 71

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

- В чем смысл семейного долга?

2. Для этого подумайте над вопросами:

- Что составляет основу семейного долга?

- Какие различия существуют между семейным долгом мужа и семейным долгом жены?

- Как понимался долг жены в прошлом?

- Как изменились взгляды на роль женщины в современном обществе?

- Какие личные качества женщины вызывают у людей восхищение и уважение?

- Какие качества вызывают уважение к мужчине?

- Что такое мужество?

- Почему главный долг мужчины быть опорой и защитой для женщины?

3. Сделайте вывод.


2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

ВАРИАНТ Б

Выполнение задания по дополнительной литературе: что является причиной разводов?

Дополнительный материал

Бесси Хамбургер, проработавшая 11 лет в нью-йоркском суде по делам о внутрисемейных отношениях и рассмотревшая тысячи случаев ухода мужей из дома, говорит, что одной из главных причин являются придирки жен. Или, как пишет газета «Бостон пост», «не одна жена вырыла могилу собственному супружескому счастью, мало-помалу все углубляя ее». [25, с. 253-254]

Вариант ответа:

Причинами разводов являются: «придирки жен», пьянство одного из супругов, материальное неблагополучие, жилищные проблемы и др.


3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 69-71, отзывы одноклассников


III. Изучение новой темы

План

1. Мораль и выгода.

2. Человек - творец самого себя.

3. Моральные знания и практическое поведение личности.

4. Критический анализ собственных мыслей и поступков.

Задача для учащихся: выяснить, способен ли человек творить себя. Наша выгода - это высшая ценность? Знать или уметь, быть или казаться?

При изучении данной темы урок можно построить в форме дискуссии на вопросы поставленные к уроку.

Возможный вариант регламента дискуссии

1. Каждый участник обязан внимательно следить за обсуждением вопроса и стараться понять его. Если участнику что-то неясно, он записывает вопрос на листке и задает его при первой подходящей возможности или передает вопрос учителю (ни один вопрос не должен остаться без ответа-обсуждения, возможно даже индивидуального).

2. Каждый участник обязан соблюдать коллективно принятый регламент совместной деятельности, не превышая времени, выделенного на обдумывание вопроса и обсуждение его.

3. Устные выступления могут иметь форму:

«Выступление. Выступление должно быть кратким, обоснованным, деловитым, убедительным, оригинальным.

Вопрос. Вопрос должен иметь конкретную познавательную цель, исходя из которой можно на него ответить. Не нужно задавать риторических вопросов и вопросов в которых содержится ответ.

Ответ. Предмет ответа должен быть одним с предметом вопроса.

Реплика. Реплика - это эмоциональное проявление чувств слушателя. Цель: прервать, испугать, лишить уверенности, поставить в тупик.

Протест. Протест оглашается при обнаружении несправедливости и требования ее устранить. Для заявления протеста нужно брать слово». [54, с. 37]


IV. Закрепление изученного на уроке

- Чем должны определяться поступки людей?

- Как человек творит самого себя?

- Почему поступки людей расходятся с их знанием моральных норм?

- Почему люди не хотят поступать в соответствии с моральными нормами?

- Почему существует проблема «быть или казаться»?


V. Подведение итогов урока

- Способен ли человек творить себя?

- Наша выгода - это высшая ценность?

- Знать или уметь, быть или казаться?


Домашнее задание

1. Прочитать § 54 учебника 1 (с. 353-357) или § 18, 20 учебника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

- Можно ли подчинять смысл жизни своей выгоде?

- Какую роль в жизни общества играет местное самоуправление?


Дополнительный материал

«Дороги свободы» Жана Поля Сартра

Выдающийся французский писатель, философ и общественный деятель Жан Поль Сартр (1905-1980) по праву считается одним из властителей дум XX столетия. Широта интересов и одаренность этого человека поражают. Прозаик, драматург, эссеист, моралист, эстетик, философ, киносценарист, литературовед...

Сартр родился в интеллигентной семье: дед был профессором немецкого языка в Сорбонне, отец - морским офицером (он умер, когда Жану Полю исполнился 1 год). С самого детства мальчика окружал мир книг - загадочный, соблазнительный и манящий. Жить для него означало читать и писать. Сартр признавался позднее в автобиографической повести «Слова»: «Открыв мир через слово, я долго принимал слово за мир». Вечное достраивание, «олитературивание» своей жизни, творчество позволяли ему и быть предельно искренним, шокирующе откровенным, и «прятаться» от читателя за лирическими героями. Жан Поль рос атеистом. Объясняя причины этого, он писал, что бабушка, которая воспитывала его, «считалась католичкой», а дедушка «считался лютеранином». По словам самого Сартра, он «пришел к неверию не из-за борьбы Церквей, а благодаря равнодушию к этой борьбе бабушки и дедушки». Тема фальши, за которой скрывается пустота, утраты ценностей, предчувствие надвигающейся катастрофы стали одними из основных в творчестве писателя.

Сартр окончил престижную Высшую нормальную школу в Париже (был лучшим студентом на курсе). Затем несколько лет изучал немецкую философию в Берлине, потом преподавал философию в лицеях французских городов. В 30-х гг. появились его первые философские и художественные труды. Сборник рассказов «Стена» и роман «Тошнота» шокировали обывателя откровенностью и резкостью. В них писатель поднял темы, которые было не принято обсуждать: лицемерие общества, сексуальные переживания, человек перед лицом смерти, формирование «хозяина» - юноши-нациста. Подругой и единомышленницей Сартра стала его однокурсница Симона де Бовуар, в будущем выдающаяся французская писательница и философ, одна из основательниц феминистского движения. Отрицая семью как буржуазную условность (и связанные с ней ограничения, «собственность» на свою «вторую половину»), Жан Поль и Симона заключили равноправный дружеский и любовный союз, которому оставались верны полвека.

Раннее творчество Сартра далеко от политических проблем: в те годы философ исповедовал индивидуализм, противопоставлял личность обществу. Однако реальность жестоко вторглась в его жизнь с началом Второй мировой войны. Призыв в армию (из-за слабого здоровья он служил метеорологом), разгром французских войск германскими, плен, лагерь для военнопленных, симулирование тяжелой болезни, освобождение, приезд в Париж и участие в подпольном движении Сопротивления - все эти события вынудили Сартра пересмотреть свои взгляды на отношения между личностью и обществом. Он стал идейным вождем французских некоммунистических левых сил, равно отрицавших и капитализм, и «реальный», «государственный социализм» СССР (за авторитаризм, бюрократизм и угнетение личности). Французскую компартию писатель презрительно называл «революционной партией, боящейся революции». В годы войны Сартр создал значительнейшие произведения: четыре романа, образующие цикл «Дороги свободы», пьесу «Мухи», трактат «Бытие и Ничто». Он говорил, что писатель «ангажирован» (вовлечен) в общественную борьбу: в современном мире художник не имеет морального права оставаться в стороне от социальных и политических битв, он непременно должен принять чью-то сторону и «заражать общество больной совестью».

После войны Сартр, Симона де Бовуар и их друзья основали журнал «Тан модерн» («Новые времена»). Они развивали философские идеи экзистенциализма - философии человеческой свободы и личной ответственности, пытались объединить политические силы, борющиеся за общество свободы и самоуправления. Сартр активно выступал против колониальных войн в Корее, во Вьетнаме и в Алжире, против попрания прав человека в СССР, против советской интервенции 1956 г. в Венгрии. Правые политические группировки во Франции призывали: «Убить Сартра!», а левые, коммунисты, ругали его, называя «мелкобуржуазным экстремистом и анархистом». Тем не менее влияние Сартра на общество было огромно. В 1964 г. ему присудили Нобелевскую премию по литературе за повесть «Слова». Однако писатель-бунтарь и здесь остался верен себе: он отказался от высокой награды, расценив ее как попытку подкупа со стороны буржуазного общества.

В 1968 г. во время известных событий в Париже, получивших название «Красный май», имя Сартра было у всех на устах. Пожилой, полуслепой, он участвовал в демонстрациях, выступал перед студентами в захваченном ими театре «Одеон», который превратили в постоянно действующий дискуссионный клуб. Министр внутренних дел обратился к президенту Франции Шарлю де Голлю за разрешением арестовать Сартра как смутьяна. На это де Голль ответил: «Франция Вольтеров не арестовывает». Даже враги уважали Сартра за его талант, мужество, бескомпромиссное отстаивание свободы.

Творческое наследие Жана Поля Сартра велико и разнообразно: романы и рассказы, пьесы и киносценарии, объемные философские труды, написанные сложным для восприятия языком, и блестящие, афористичные эссе. Он ставил перед читателем «вечные» вопросы бытия, особенно актуальные для противоречивого XX столетия: об ответственности человека, о насилии, о вере в Бога и альтернативах ей, об одиночестве, о смерти, страхе и об отчуждении. Порой суждения Сартра кажутся прокурорски беспощадными, резкими и жестокими, но им нельзя отказать в предельной честности. Впитав идеи Декарта, Гуссерля, Фрейда, Хайдеггера, Гегеля, Маркса, Кьеркегора, французский философ создал собственное оригинальное учение о человеке и свободе, которое сохраняет значимость для мыслящих людей и в наши дни. [31, с. 176-177]






Для любых предложений по сайту: [email protected]