Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год
Предпринимательская деятельность - ЭКОНОМИКА
Цели и задачи: познакомить с отличительными чертами предпринимательской деятельности; характеризовать функции предпринимательской деятельности и роль малых предприятий в экономике страны.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий предпринимательство, малое предприятие; характеризовать сущность предпринимательской деятельности; описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; оценивать преимущества и недостатки малого бизнеса; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений и взглядов других людей; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; личностные УУД: формирование собственного отношения к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательской деятельности; оценивание возможности своего участия в предпринимательской деятельности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способности через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
Вариант 1
1. Излишек выручки от продажи товаров над затратами на их производство:
1) себестоимость
2) прибыль
3) цена
4) акция
2. Компоненты природной среды, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность:
1) загрязняющие вещества
2) природные комплексы
3) природные ресурсы
4) природные ландшафты
3. Факторы производства:
1) природные ресурсы
2) государство
3) капитал
4) труд
4. Отрасль экономики, производящая услуги:
1) строительство
2) рыболовство
3) легкая промышленность
4) общественный транспорт
5. К ресурсам фирмы Р, осуществляющей чистку ковров, относятся:
1) ковры, которые чистит фирма
2) налоговые отчисления
3) оборудование и чистящие средства
4) сотрудники
6. Продукт труда, произведенный для продажи:
1) фактор производства
2) предложение
3) средство производства
4) товар
7. Из двух суждений: а) отрасль экономики — это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию; б) отрасли экономики делятся на производящие материальные блага и производящие услуги:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Из двух суждений: а) разделение труда приводит к росту производительности; б) разделение труда приводит к появлению новых профессий:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Капитал как фактор производства:
1) здание завода
2) квалифицированные работники
3) станки
4) знания сотрудников
5) инструменты
6) управленческий персонал
Вариант 2
1. Процесс создания разных видов экономических продуктов:
1) производство
2) обмен
3) распределение
4) потребление
2. Из двух суждений: а) к факторам производства относятся природные ресурсы; б) к факторам производства относятся труд и капитал:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Из двух суждений: а) в современном мире одни профессии исчезают и появляются другие; б) появление новых профессий связано с развитием техники:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Из двух суждений: а) специализация может существовать только в условиях рыночной экономики; б) специализация позволяет государству полностью отказаться от ввоза продукции из-за рубежа:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Доход от продажи товаров за вычетом издержек производства:
1) капитал
2) прибыль
3) цена
4) субсидия
6. Отрасль экономики, производящая материальные блага:
1) образование
2) торговля
3) сельское хозяйство
4) телекоммуникационная связь
7. К капиталу как средству производства фирмы, осуществляющей производство и установку пластиковых окон, относится:
1) штат мастеров по установке окон
2) связи с клиентами фирмы
3) администрация фирмы
4) оборудование для производства окон
8. Знания как фактор производства, используемый в процессе принятия экономических решений:
1) информация
2) труд
3) предпринимательская способность
4) специализация
9. Труд как фактор производства:
1) здание завода
2) квалифицированные работники
3) оборудование
4) здоровье сотрудников
5) информация
6) управленческий персонал
(Проверка выполнения заданий.)
III. Введение в новый материал
Для одних предприниматели — это люди, накопившие богатства и пользующиеся всеми благами цивилизации, а для других — люди, приносящие пользу обществу, основа для будущего развития страны. Кто из них прав? Попробуем ответить на этот вопрос на нашем уроке.
Тема урока «Предпринимательская деятельность».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Роль предпринимательства в экономике.
2. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы.
3. Малое предпринимательство.
Проблемные вопросы
— Предпринимательство — тормоз или двигатель общественного развития?
— Государство — помощник или помеха бизнесу?
IV. Работа по теме урока
1. Роль предпринимательства в экономике
Мы уже знаем, что предпринимательские способности — один из важнейших факторов производства. Предпринимательская способность в экономической науке — это способность человека:
1) использовать определенное сочетание ресурсов для производства товара или услуг;
2) принимать разумные последовательные решения;
3) применять новшества;
4) идти на (оправданный) риск.
— Работая с п. 1 § 22 учебника, определите отличительные черты предпринимательской деятельности.
(Проверка выполнения задания.)
— Кого, с вашей точки зрения, можно назвать предпринимателем?
(Ответы учеников, составление перечня.)
Предприниматель — это хозяйствующий субъект:
1) создавший новое дело, удовлетворяющий какую-то общественную потребность в товарах или услугах;
2) ориентирующийся на достижение коммерческой прибыли;
3) умеющий правильно оценить, в каких товарах или услугах нуждаются люди;
4) готовый к оправданному риску;
5) имеющий свободу в выборе целей и методов, обладающий самостоятельностью в принятии решений;
6) несущий ответственность за принятые экономические решения.
— Каковы основные отличия предпринимателя от наемного работника?
(Ответы учеников.)
Вы правильно заметили, что наемный работник несвободен в своем выборе, не отвечает за принимаемые решения своим капиталом, не ориентирован на достижение максимальной прибыли, не заинтересован в инновациях.
— Работая с п. 1 § 22 учебника, определите, какую роль играет предпринимательство в жизни общества.
(Проверка выполнения задания.)
— Изучив материал рубрики «Мнения» на с. 186 учебника, ответьте на вопрос к нему.
(Ответы учеников. Проведение мини-дискуссии и заполнение таблицы по ее итогам.)
Предпринимательство в жизни общества
Положительные последствия |
Отрицательные последствия |
1. Развитие национальной экономики — предпринимательство способствует привлечению крупных денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства. 2. Решение проблемы занятости населения — создание новых рабочих мест. 3. Решение социальных проблем общества за счет налоговых отчислений предпринимателей |
1. Стремление к наживе любой ценой иногда приводит к сокрытию налогов и другим правонарушениям и преступлениям. 2. Часть предпринимателей демонстрирует безразличие к общественным интересам |
2. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы
Основной организационной формой деятельности предпринимателей является фирма (предприятие).
Запись в тетради
Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
Слово «фирма» появилось в русском языке в конце XIX в. Заимствовано оно из немецкого языка. Начальное значение — торговое или промышленное предприятие, под маркой которого продаются или выпускаются товары или оказываются услуги.
Согласно российскому законодательству существуют две основные формы регистрации предпринимательства: индивидуальная трудовая деятельность — без привлечения наемного труда и предприятие — с привлечением работников.
— Изучив материал рубрики «Ситуация» на с. 187, 188 учебника, выполните задание после него.
(Проверка выполнения задание. Презентация проекта «Мое дело».)
Предпринимательская деятельность охватывает практически все сферы экономической жизни общества и позволяет удовлетворять разнообразные потребности населения. Наиболее распространены три формы:
1) индивидуальное частное предприятие;
2) товарищество;
3) акционерное общество.
— Работая с п. 2 § 22 учебника и интернет-ресурсами, заполните таблицу.
Формы предпринимательства
Предприятие |
Преимущества |
Недостатки |
Индивидуальное |
1. Упрощенная регистрация. 2. Нет проблем с сохранением коммерческой тайны. 3. Сравнительно небольшие налоги (не более 35%). 4. Большая свобода действий. 5. Наименьшее регулирование со стороны государства |
1. Ограниченные финансовые возможности. 2. Большой риск финансовых потерь. 3. Единоличная ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности (в том числе и по долгам предприятия) |
Товарищество (партнерство) |
1. Объединение финансовых капиталов позволяет открыть более перспективное дело. 2. Объединяется интеллектуальный капитал собственников. 3. Регулирование со стороны государства нежесткое |
1. Возможность конфликтов между участниками товарищества. 2. Выход из товарищества одного из партнеров влечет за собой прекращение его деятельности. 3. Неограниченная ответственность партнеров |
Акционерное |
1. Возможность собрать значительные финансовые средства. 2. В случае разорения акционеры лишаются лишь части первоначальной стоимости акций. 3. Возможность найма профессиональных управленцев |
1. Сложный порядок создания предприятия. 2. Усиленный надзор со стороны государственных органов. 3. Высокие налоги |
(Проверка выполнения задания.)
3. Малое предпринимательство
— Как вы думаете, какой бизнес: крупный, средний или малый, более успешен?
(Ответы учеников.)
Очевидно, что прибыль малого предприятия всегда будет в несколько раз меньше компании крупного бизнеса. Однако малый бизнес недаром называют основой экономики.
— Работая с п. 3 § 22 учебника, дайте характеристику малому предприятию.
(Проверка выполнения задания.)
— Работая в парах, определите преимущества малого предприятия.
(В ходе выполнения задания составляется схема.)
(Проверка выполнения задания.)
— Изучите и прокомментируйте материал рубрики «Факты» на с. 191 учебника.
(Комментарии учащихся.)
С помощью теста проверим, обладаете ли вы склонностью к предпринимательской деятельности. Представьте, что вы достигли совершеннолетнего возраста и собираетесь открывать собственное дело.
Рабочий материал
Тест (Речман Д., Мексон К. Современный бизнес)
A. Начинаете ли вы дело по собственной воле?
1. Я все делаю сам, никому не приходится меня подталкивает.
2. Если кто-нибудь помогает мне начать, дальше все идет хорошо.
3. Тише едешь, дальше будешь. Пока можно, я не трогаюсь с места.
Б. Как вы относитесь к людям?
1. Я люблю людей и могу поладить почти со всеми.
2. У меня много друзей. Мне больше никто не нужен.
3. Большинство людей меня раздражают.
B. Можете ли вы быть руководителем?
1. Я могу увлечь за собой многих людей, когда начинаю какое-нибудь дело.
2. Я могу отдавать приказания, если кто-нибудь мне говорит, что надо делать.
3. Я предпочитаю, чтобы кто-нибудь другой был движущей силой. Тогда я присоединяюсь, если у меня есть желание.
Г. Умеете ли вы брать на себя ответственность?
1. Мне нравится брать на себя ответственность и доводить дело до конца.
2. Я возьму на себя ответственность, если придется, но предпочитаю, чтобы это делал кто-нибудь другой.
3. Всегда найдется какой-нибудь энергичный человек, который захочет выглядеть умником. Я с удовольствием предоставлю ему возможность отвечать за дело.
Д. Хороший ли вы организатор?
1. Прежде чем взяться за дело, я люблю составлять план. Обычно именно я разрабатываю последовательность действий, когда группа собирается приступить к чему-либо.
2. У меня все идет нормально, если ситуация не очень сложна. Но стоит возникнуть проблемам, я все бросаю.
3. Когда у меня уже все налажено, может возникнуть ситуация, создающая слишком много проблем. Тогда я просто плыву по течению.
Е. Хороший ли вы работник?
1. Я могу работать столько, сколько потребуется. Я не против того, чтобы много работать.
2. В течение некоторого времени я могу работать много.
3. Я не вижу смысла много работать.
Ж. Способны ли вы принимать решения?
1. При необходимости могу быстро принимать решения. И обычно они оказываются правильными.
2. Могу, если у меня для этого много времени. Когда же мне приходится принимать решение очень быстро, то потом оказывается, что оно было неверным.
3. Мне не хотелось бы оказаться в ситуации, когда мне придется что-то решать.
З. Могут ли люди доверять вашим словам?
1. Конечно, могут. Я всегда говорю правду.
2. Я почти всегда стараюсь быть правдивым, но иногда говорю то, что в какой-то ситуации сказать легче.
3. Зачем беспокоиться, если собеседник не знает, правду ли я говорю или нет.
И. Держите ли вы свое слово?
1. Если я решу что-то сделать, меня ничто не остановит.
2. Обычно я заканчиваю то, что начал, если все идет хорошо.
3. Если у меня не сразу получается, я все бросаю. Зачем ломать себе голову?
К. Как у вас обстоят дела со здоровьем?
1. Я никогда не устаю.
2. У меня хватает энергии почти на все, что я хочу сделать.
3. Я ощущаю недостаток сил раньше, чем большинство моих друзей.
Ключ к тесту
Ответы оцениваются следующим образом.
В большинстве случаев выбраны первые ответы: вы, вероятно, обладаете теми качествами, которые необходимы для успешного руководства предприятием.
В большинстве случаев выбраны вторые ответы: у вас могут возникнуть трудности, и вам следует подумать о партнере, который бы компенсировал ваши слабые стороны.
В большинстве случаев выбраны третьи ответы: даже хороший партнер не поможет вам преодолеть выявленные недостатки.
(Обсуждение результатов тестирования.)
— Решите правовую задачу.
Вова Логинов, ученик 10 класса, удивил всех ребят. Он называл себя бизнесменом и утверждал, что делает деньги, покупая конфеты на кондитерской фабрике и продавая их в коммерческие палатки дороже. Можно ли назвать Вову Логинова индивидуальным предпринимателем?
Ответ: Если Вова достиг 16 лет, то он может заниматься предпринимательской деятельностью с согласия родителей (опекунов, законных представителей). Но для того, чтобы считаться предпринимателем, надо зарегистрироваться в государственном органе и платить налоги с доходов, получаемых от своей предпринимательской деятельности. В противном случае на такого лжепредпринимателя возлагается административная ответственность в виде штрафа.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
— Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 192 учебника.
(Проверка выполнения заданий.)
Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя следующую таблицу.
Понятие |
Знал(а) |
Узнал(а) |
Хочу узнать |
Домашнее задание
1. Прочитать § 22 учебника.
2. Выполнить задания 1—4 рубрики «В классе и дома» на с. 192, 193 учебника (на выбор).