Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год
Собственность - ЭКОНОМИКА
Цели и задачи: познакомить с имущественными отношениями; характеризовать основные формы собственности.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий имущественные отношения, собственность, право собственности; описывать формы собственности, основания приобретения права собственности; характеризовать имущественные отношения; оценивать роль государства в защите собственности; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; 3) познавательные: давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; решать творческие задачи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества; развитие навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования, творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
1. Экономическая система, основанная на широком использовании ручного труда и натуральном обмене:
1) рыночная экономика
2) традиционная экономика
3) командная экономика
4) централизованная экономика
2. Из двух суждений: а) технология — это знание о том, как производить товар; б) использование новых технологий производства позволяет повысить конкурентоспособность предприятия:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Из двух суждений: а) смешанная экономика — это современное хозяйство большинства стран мира; б) смешанная экономика в состоянии решить проблему ограниченности ресурсов:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов:
1) натуральное хозяйство
2) альтернативная стоимость
3) издержки производства
4) экономическая эффективность
5. Характерный признак традиционной экономики:
1) высокая производительность труда
2) удовлетворение минимальных потребностей
3) использование новых технологий
4) государственное регулирование
6. Из двух суждений: а) командная экономика — экономическая система СССР; б) командную экономику характеризует государственная собственность на средства производства:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Основные вопросы экономики:
1) когда производить?
2) для кого производить?
3) где производить?
4) что производить?
5) как производить?
6) сколько производить?
(Проверка выполнения заданий.)
III. Введение в новый материал
Собственность возникла на заре развития человечества. Вначале она выражалась в индивидуальном, а потом и в коллективном присвоении древними людьми своей добычи. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах.
Во время перехода к рыночной экономике в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности.
Так что же такое собственность? Каковы ее основные виды и формы? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Тема урока: «Собственность».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Имущественные отношения.
2. Собственность.
3. Формы собственности.
4. Защита права собственности.
Проблемные вопросы
— Что значит быть собственником?
— Должна ли быть собственность священна и неприкосновенна?
IV. Работа по теме урока
1. Имущественные отношения
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «имущество»?
(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «имущество».)
Запись в тетради
Имущество — это совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся во владении человека, семьи, группы лиц, организации или государства в целом, которыми они могут распоряжаться.
Имущественные отношения — это отношения по поводу имущества, в основе которых лежит право собственности.
Имущественные отношения подразделяются на два вида:
1) принадлежность имущества правовому субъекту (лицу, группе лиц, предприятию и т. д.);
2) переход имущества от одного правового субъекта к другому.
Первая группа рассматривает как отношения по изменению имущества владельца либо вида своей собственности, так и временную передачу его лицам, не являющимся собственниками (например, по договору аренды). Ко второй группе относятся отношения, порожденные гражданско-правовыми договорами, наследованием.
2. Собственность
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «собственность»?
(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске.)
Познакомьтесь с определениями понятия «собственность».
Рабочий материал
Собственность — принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности (Большой экономический словарь).
Собственность — 1) как экономическая категория представляет собой общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами — индивидуумами и коллективами — предметов природы, естественных и созданных трудом; 2) как юридическая категория означает принадлежность имущества определенным лицам — индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах (Юридический словарь).
Собственность — система отношений между людьми по поводу принадлежности средств и результатов производства (Словарь бизнес-терминов).
Мы видим, что в определении понятия «собственность» ключевое слово — «принадлежность». Отношения собственности — основа любой экономической системы. Отношение собственности — это система исключений из доступа к материальным и не материальным ресурсам, т. е. если определенные ресурсы принадлежат одному субъекту (собственнику или группе собственников), то они не могут принадлежать никому другому.
Некоторые ученые полагают, что собственность — это проявление биологической природы человека: чувство собственности заложено в человеке от рождения, наследственно.
— Работая с п. 2 § 19 учебника, определите понятия «владение собственностью», «распоряжение собственностью» и «использование собственности» и запишите их в тетрадь.
Запись в тетради
Владение собственностью — фактическое обладание вещью (имуществом), дающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на него.
Использование собственности — это извлечение из имущества полезных свойств.
Распоряжение собственностью — возможность изменения ее принадлежности, состояния, назначения, включая полную или частичную передачу прав на имущество другим лицам.
— Работая с п. 2 § 19 учебника, назовите и охарактеризуйте субъекты права собственности.
(Проверка выполнения задания.)
3. Формы собственности
— Изучив таблицу и дополнительный материал, охарактеризуйте формы собственности.
Формы собственности
Вид |
Характеристика |
Пример |
Частная собственность |
Абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства. Обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и ответственность собственника. Собственник может сам трудиться, а может привлекать наемный труд. За деятельность своего предприятия он отвечает всем своим имуществом |
Квартира, дача, частное предприятие |
Общественная собственность |
Собственность, формальным собственником которой является общество как коллективный неорганизованный субъект. Средства и результаты производства принадлежат всему обществу. Результаты общего труда коллективно присваиваются всеми работниками. В экономической эффективности проигрывает частной собственности, имеющей ответственного хозяина и стимулы к ее рациональному использованию |
Заводы и фабрики в СССР и в других социалистических странах |
Коллективная собственность |
Совместная собственность членов трудового коллектива. Возникает за счет как объединения имущественных, денежных взносов, так и распределения выкупленной трудовым коллективом собственности на соответствующие доли. Единственный собственник — сам коллектив, а его члены имеют право на определенную часть дохода, на участие в управлении, изъятие своей доли (в денежном выражении) при выходе из коллектива |
Товарищества, кооперативы, общая собственность собственников многоквартирного дома (крыша, подъезд, подвал) |
Государственная собственность |
Предполагает непосредственную деятельность центральных органов власти. В Российской Федерации это федеральная собственность и собственность субъектов РФ |
Государственные предприятия, природные ресурсы, объекты историко- культурного наследия, имущество Вооруженных сил |
Муниципальная собственность |
Имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления |
Детский сад, школа, поликлиника |
Дополнительный материал
Гражданский кодекс Российской Федерации
Статья 212. Субъекты права собственности
1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
4. Права всех собственников защищаются равным образом.
Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц
1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом.
3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.
Статья 214. Право государственной собственности
1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Статья 215. Право муниципальной собственности
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени РФ и ее субъектов выступают органы государственной власти, а от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
4. Защита права собственности
— Работая с п. 4 § 19 учебника, определите, каким образом человек становится собственником.
(Проверка выполнения задания.)
К сожалению, находятся люди, которые нарушают права собственности, присваивая чужое имущество.
Существует несколько правовых способов защиты права собственности:
1) требование собственника к тому, кто владеет его имуществом, о том, чтобы оно было возвращено;
2) требования собственника об устранении препятствия в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом;
3) требование собственника имущества о констатации того факта, что он является собственником спорного имущества.
В первом случае собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать о незаконности своего владения, возмещения всех доходов, извлеченных этим лицом за все время владения вещью. Недобросовестный владелец возвращает собственнику все доходы, полученные им от пользования вещью, начиная с того времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности своего владения либо когда получил повестку по иску собственника о возврате имущества.
— Используя прием «Мозговой штурм», предложите способы защиты права собственности.
(Ученики высказывают предположения, учитель фиксирует на доске основные из них. Составляется перечень.)
V. Подведение итогов урока
Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп. Его друг и извечный оппонент Диоген утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ. В стремлении достичь максимальной свободы этот мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке — пифосе. Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном. Аристипп утверждал, что нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу.
— Согласны ли вы с Аристиппом?
(Ответы учеников.)
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1. Объясните, как вы понимаете высказывание Пифагора, приведенное на с. 167 учебника.
2. Выполните задания 1—3 рубрики «В классе и дома» на с. 166, 167 учебника.
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 19 учебника.
2. Выполнить задания 4 или 5 рубрики «В классе и дома» на с. 167 учебника (на выбор).