Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год
Обобщение и систематизация знаний по теме Социальная сфера. Практикум - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Социальная сфера».
Планируемые результаты: предметные: применять и объяснять основные понятия изученной темы; обобщать и систематизировать полученные знания; оценивать роль социальных норм в жизни человека и общества; анализировать явления социальной действительности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; систематизировать информацию, выбирать верные критерии для ее сравнения, сопоставления; соотносить свои поступки с социальными нормами; выявлять актуальные социальные проблемы и устанавливать пути их решения; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний поданной теме; 2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; давать определения понятий; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в письменной и устной форме; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению обществознания, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; определение своей жизненной позиции (смысл, цели, интересы и т. д.); умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Мы изучили тему «Социальная сфера». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.
Вопросы к классу
— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
Предлагаю вам выполнить различные задания.
III. Работа по теме урока
Тестовый контроль
1. Социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями:
1) социальная роль
2) социальная структура
3) социальная страта
4) социальный статус
2. Наиболее масштабный конфликт в рамках отдельного общества:
1) ссора между членами одной группы
2) социальная революция
3) политические выборы
4) критика правительства
3. Из двух суждений: а) первичная группа играет наиболее важную роль в социализации личности; б) примером первичной группы является семья:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Из двух суждений: а) социальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека; б) социальная мобильность в странах традиционного общества выше, чем в индустриальном обществе:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Из двух суждений: а) одна и та же группа может быть формальной и неформальной; б) многообразие социальных групп свидетельствует об упадке общества:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Примеры горизонтальной социальной мобильности:
1) переход рабочего с одного завода на другой без смены профессии
2) повышение военнослужащего в звании
3) назначение директора школы министром образования
4) переезд семьи в другой город
5) переход директора магазина на должность продавца
6) перевод врача скорой помощи в другую бригаду
7. Перемещение в обществе, изменение социального статуса:
1) социальная адаптация
2) социальная стратификация
3) социализация
4) социальная мобильность
8. Этническая группа:
1) пенсионеры
2) предприниматели
3) малые народы
4) интеллигенция
9. Демографическая группа:
1) дети и старики
2) малые народы
3) интеллигенция
4) программисты
10. Русский народ составляет общность:
1) демографическую
2) профессиональную
3) этническую
4) политическую
11. Под социальным неравенством понимается:
1) изменение в статусе человека
2) освоение индивидом разных социальных ролей
3) выделение в обществе разных социальных групп
4) наличие условий, при которых люди получают разную долю общественного богатства
12. К социальным группам, выделяемым по общности политических взглядов, относятся:
1) классы
2) партии
3) нации
4) кооперативы
13. К социальным группам, выделяемым на основании наследуемых прав и обязанностей, относятся:
1) сословия
2) классы
3) страты
4) нации
14. По принципу профессиональной общности объединяются группы:
1) врачи, шахтеры, фермеры
2) дети, подростки, молодежь
3) мужчины и женщины
4) трудоспособные и нетрудоспособные
15. Предписанный социальный статус:
1) социальное происхождение
2) образование
3) квалификация
4) уровень дохода
16. Достигаемый социальный статус:
1) социальное происхождение
2) принадлежность к полу
3) принадлежность к династии
4) уровень дохода
17. Характерная социальная роль старшеклассника:
1) избиратель
2) программист
3) предприниматель
4) интернет-пользователь
18. Общая социальная роль подростка и взрослого:
1) избиратель
2) программист
3) предприниматель
4) интернет-пользователь
19. Молодой человек, поднявшийся по карьерной лестнице от программиста до директора крупной компьютерной фирмы, иллюстрирует пример:
1) горизонтальной социальной мобильности
2) восходящей социальной мобильности
3) регрессивной социальной мобильности
4) нисходящей социальной мобильности
20. Назначение бывшего министра на должность директора предприятия иллюстрирует пример:
1) горизонтальной социальной мобильности
2) восходящей социальной мобильности
3) регрессивной социальной мобильности
4) нисходящей социальной мобильности
21. Девиантное поведение:
1) повышение квалификации
2) отклонение от общепринятых норм
3) переход на новое место работы
4) переезд на новое место жительства
22. Пример позитивного отклоняющегося поведения:
1) создание гениальных произведений искусства
2) занятия физкультурой
3) учеба в школе
4) посещение футбольного матча
23. Пример негативного отклоняющегося поведения:
1) открытие нового направления в науке
2) коллекционирование дверных ручек
3) злоупотребление алкоголем
4) пренебрежение к своему внешнему виду
24. Из двух суждений: а) социальное неравенство проявляется в делении общества на различные группы; б) социальное неравенство проявляется в различном доступе людей к социальным благам:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
25. Из двух суждений: а) мужчины и женщины представляют собой этнические группы; б) русские и украинцы представляют собой демографические группы:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
26. Из двух суждений: а) под социальной мобильностью понимается только успешный карьерный рост; б) под социальной мобильностью понимается изменения положения человека в обществе:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
27. Из двух суждений: а) происхождение человека является его предписанным статусом; б) профессиональная квалификация и уровень дохода относятся к элементам достигаемого статуса:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Практикум
— Разделившись на три группы, выполните задания рубрики
«Практикум» на с. 141, 142 учебника.
Первая группа — задания 1, 3.
Вторая группа — задания 4, 5.
Третья группа — задания 2, 6.
(Проверка выполнения заданий. Обсуждение результатов работы на уроке.)
Домашнее задание
Повторить § 13—16 учебника.