Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год
Социальные статусы и роли - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Цели и задачи: познакомить со способами связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и роли.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль, гендерные различия, гендерные установки; раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные роли старших подростков; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
1. Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы:
1) социальная структура
2) социальная мобильность
3) социальный лифт
4) социальная стратификация
2. Требование соблюдения определенной дисциплины характерно для:
1) малой группы
2) неформальной группы
3) формальной группы
4) первичной группы
3. Из двух суждений: а) конфликт, затрагивающий интересы большинства государств мира, называется локальным; б) конфликт несет в себе конструктивное начало:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Из двух суждений: а) основными критериями деления общества на страты социологи считают доход, власть, образование и престиж; б) современные страты являются замкнутыми группами:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Социальное неравенство проявляется в:
1) различиях между людьми по полу и возрасту
2) отсутствии разделения труда
3) распределении материальных благ поровну
4) наличии привилегий для отдельных групп
6. Механизмы, способствующие вертикальной социальной мобильности:
1) образование
2) перемена места жительства
3) политическая деятельность
4) переход на менее престижную должность
5) надежда на везение, удачу (Проверка выполнения заданий.)
III. Введение в новый материал
На предыдущем уроке вы познакомились с социальной структурой общества. Сегодня мы рассмотрим проблему социальных статусов и ролей.
Тема урока: «Социальные статусы и роли».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Социальная позиция человека в обществе.
2. В поисках себя.
3. Отцы и дети.
4. По признаку пола.
Проблемные вопросы
— Что определяет статус человека?
— Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?
— Что мешает взаимопониманию подростков и их родителей?
IV. Работа по теме урока
1. Социальная позиция человека в обществе
В ходе урока мы будем пользоваться следующими терминами.
Социальная структура — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
Страта — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим общественным признаком (имущественным, профессиональным и т. п.).
Социальная группа — совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям.
— Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «социальный статус»?
(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «социальный статус».)
Запись в тетради
Социальный статус — положение человека в социальной структуре общества (группы), занимаемое им в соответствии с возрастом, происхождением, профессией, уровнем образования, полом.
Социальная роль — способ поведения человека, ориентированный на социальный статус.
Совокупность всех статусов человека именуют статусным набором. Например, господин Н. является преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом партии, православным, избирателем, мужем, отцом и т. д.
Когда говорят «положение обязывает», то подразумевают, что форму и способ поведения определяют не столько личные качества человека, сколько занимаемое им положение в обществе, его социальный статус.
Большую роль в формировании социального статуса играют понятия:
1) престиж (влияние, уважение) — оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми;
2) авторитет - степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств определенного человека.
— Какие обязательства накладывает на человека высокий статус?
(Ответы учеников.).
— Работая с п. 1 § 14 учебника, определите виды статусов и заполните таблицу.
Виды статусов
Вид |
Характеристика |
Приписанный (предписанный) |
Положение, определенное человеку по рождению, которое он не может с легкостью изменить собственным достижением |
Достигаемый |
Результат прилагаемых усилий (образование, материальное положение, политическое влияние, квалификация, деловые связи) |
Прирожденный |
Пол, возраст, этническая принадлежность, раса |
Приписываемый |
Социальный статус, полученный «автоматически» его носителем в силу независящих от него факторов (например, титул по закону, рождению) |
(Проверка выполнения задания.)
Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие распознать обладателей различных статусов. Например, воинские звания и знаки отличия в армии. А как обстоит дело со статусными символами гражданского населения? Иногда дело доходило до курьезов. Так, в Средние века регламентация одежды и обуви носила такой точный характер, что без ошибки, с помощью деревянной линейки, можно было определить, кто есть кто. В XV в. в Германии были установлены точные размеры длины носка ботинок: для принцев и князей — два с половиной фута, для высшего дворянства — два фута, для простых рыцарей — полтора фута, для богатых людей — один фут. А бедных отличали легко — по короткому носку, всего половина фута.
— Разделитесь на три группы. Создайте статусные образы представителей различных профессий.
Первая группа — статусный образ учителя.
Вторая группа — статусный образ юриста.
Третья группа — статусный образ спортсмена.
(Проверка выполнения задания.)
Всем хорошо известны знаменитые строки Шекспира.
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
Действительно, каждый человек играет несколько социальных ролей. Общество выдвигает определенные требования к личности, имеющей тот или иной статус, и ожидает от нее соответствующего поведения. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ожидают адекватного поведения.
— Смоделируйте ситуации, при которых поведение человека противоречит его статусу и вызывает недоумение. Объясните свою модель.
(Проверка выполнения задания.)
Американский ученый Т. Парсон считал, что любая социальная роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1) уровень эмоциональности (актер не может быть не эмоциональным, шофер за рулем должен быть сдержанным);
2) способ получения (роль сына или отца предписывается, роль депутата либо руководителя производства завоевывается);
3) масштаб — ограничение определенными аспектами взаимодействия людей (роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента);
4) формализация — взаимодействие с людьми на основе установленных правил (роли милиционера и военного формализованы, роль же жителя большого города или городского района — произвольна);
5) мотивация (роль бизнесмена мотивирована прибылью, матери — благом семьи, общественного деятеля — благом народа).
2. В поисках себя
Каждая отдельная личность выстраивает свою жизнь и деятельность по неким программам или сценариям, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками.
— Разделитесь на четыре группы. Работая с п. 3 § 14 учебника, определите ролевой репертуар различных возрастных групп.
Первая группа характеризует ролевой репертуар старшего поколения.
Вторая группа описывает ролевой репертуар детей.
Третья группа анализирует ролевой репертуар подростков.
Четвертая группа исследует ролевой репертуар молодежи.
(Презентация и обсуждение результатов работы групп.)
3. Отцы и дети
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «поколение»?
(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «поколение».)
Таким образом, поколение — это:
1) люди, родившиеся в определенный период времени;
2) группа людей в рамках 30-летнего периода.
— Работая с п. 3 § 14 учебника, определите причины конфликта между поколениями.
Вопросы для дискуссии
— В чем заключается проблема «отцов» и «детей»?
— «Вечная» ли эта проблема?
— Можно ли утверждать, что в наши дни причины разрыва между поколениями увеличиваются? Почему?
— Так ли велик разрыв между «отцами» и «детьми»?
— Что мы подразумеваем под преемственностью поколений?
(Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
4. По признаку пола
В обществе действуют и гендерные различия (от гендер — социальный пол).
— Познакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы.
Рабочий материал
В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке пожилая женщина спросила у них, почему же те без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».
Вопросы к тексту
— Скажите, кто из них — девочка, а кто — мальчик? Ответ аргументируйте.
— Как вы определили пол наших героев?
(Ответы учеников.)
Задание ни у кого не вызвало особых трудностей. Ваши ответы основаны на мнении, что мальчики не боятся мороза, а девочки беспокоятся о своей внешности. Но почему вы так думаете? Неужели вы знаете всех в мире мальчиков и всех в мире девочек? Конечно же, нет, тогда на основании чего вы сформулировали свой ответ? Наверное, на основании того, что в обществе существуют устойчивые представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Это так называемые гендерные стереотипы. Исследователи утверждают, что они возникают на почве различных статусов и ролей женщин и мужчин в обществе. До начала XX в. в обществе преобладало мнение, что женщина создана только для воспитания и рождения детей и поддержания домашнего очага. И даже в наше время часть людей считает, что женщина должна быть домохозяйкой, а не личностью, которая может успешно решать различные социальные проблемы.
— Чем опасны гендерные стереотипы?
(Ответы учеников.)
Устаревшие взгляды мешают движению общества вперед, и, прежде всего в области профессиональной занятости, где человек лучше может проявить себя. Здесь следует избавиться от стереотипа, по которому женщина имеет различные с мужчиной возможности на рынке труда. Не менее важно уметь правильно построить отношения в семье на основе взаимного уважения и поддержки. Независимо от того, кто больше зарабатывает или занимает высокую должность, в семье супруги должны оставаться самими собой, поддерживать друг друга в своих стремлениях, помогать в воплощении жизненных планов.
Мать и отец должны принимать одинаковое участие в воспитании детей и их обеспечении, выполнении повседневных бытовых обязанностей. Не должно быть места унижению достоинства личности, следует в любой ситуации оставаться человеком, способным к взаимопомощи и взаимопониманию.
V. Подведение итогов урока
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 121 учебника.
2. Выполните задания рубрики «В классе и дома» на с. 121, 122 учебника.
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 14 учебника.
2. Подготовить презентацию на тему: «Гендерные стереотипы».