Обществознание 8 класс - Поурочные разработки
Глобальные проблемы современности - МОДУЛЬ «ОБЩЕСТВО»
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Расул Гамзатов
Цели: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь, взаимообусловленность и отличия от других проблем человека; развивать умения работать с дополнительной литературой и аргументировать свое мнение.
ВАРИАНТ 1
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф (он записан на доске) и просит объяснить смысл цитаты. Выслушав 2-3 учеников, формулирует тему и цели урока.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Классификация глобальных проблем.
2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения.
II. Изучение нового материала
1. Классификация глобальных проблем
- С понятием «глобальные проблемы» вы уже знакомились на уроках географии, биологии, химии, истории. Когда появилось понятие «глобальные проблемы»? (В начале 50-х годов XX века.)
- Почему проблемы названы глобальными? (Слово «глобальный» происходит от лат. globus - шар, globus terra - земной шар. Эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества.)
- Почему именно в середине XX века появились эти проблемы? (В это время было взято на вооружение атомное оружие.)
Понятию «глобальные проблемы» присущи следующие характеристики:
• порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;
• угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;
• решение этих проблем возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества.
На рубеже XX-XXI вв. определились мощные силы, которые в совокупности могут привести мировое сообщество в новое состояние. Первая из них - экономическое доминирование евроатлантической цивилизации. Вторая - бурный подъем экономики в Юго-Восточной и Восточной Азии. Третья - ослабление государств на фоне, с одной стороны, транснациональных корпораций и негосударственных организаций и, с другой стороны, развертывания новых нерегулируемых процессов, грозящих хаосом (например, в последнее время все чаще в различных СМИ проявление аномальных природных катаклизмов: необычайно высокая температура, затем длительные продолжительные дожди в Европе — объясняют успехами в разработке «географического оружия»). Четвертая - углубление диспропорций между богатым «Севером» и бедным «Югом». Пятая - демографический взрыв. Шестая - после «века идеологий» многие государства стремятся найти некую универсальную идею, и под этим предлогом активно внедряются в духовную жизнь разного рода секты, которые в реальности «зомбируют» своих членов. Совокупность влияния этих сил может изменить общую картину мира и стратегическое соотношение сил. Поэтому так важно определиться с теми глобальными проблемами, которые сегодня требуют тесного взаимодействия всех стран, всего мирового сообщества.
- Назовите известные вам глобальные проблемы.
Все глобальные проблемы можно условно разделить на четыре основные группы:
• социально-политические;
• социально-экономические;
• социально-экологические;
• проблемы человека.
2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения
(Предварительно учащимся можно дать задание подобрать информационный материал по теме урока.)
Социально-политические проблемы связаны с обеспечением мира и международной безопасности.
Возможные пути решения:
• предотвращение локальных войн и межэтнических конфликтов;
• исключение любых форм насилия в отношениях между народами и государствами;
• борьба с международным терроризмом;
• принятие соглашений по ограничению стратегических вооружений;
• установление между странами отношений доверия, добрососедства, партнерства и сотрудничества;
• прекращение гонки вооружений, проведение разоружения и конверсия. Конверсия - перевод избыточных ресурсов, занятых в военно-промышленном комплексе, на производство гражданской продукции;
Социально-экономические проблемы проявляются в экономической отсталости ряда стран. В этих странах проживает по некоторым оценкам до половины населения земного шара. Причины отсталости: неблагоприятные природно-климатические условия, неэффективность организации труда и управления, слабая производственная база и т. д.
Возможные пути решения:
• проведение аграрных и рыночных реформ;
• индустриализация экономики;
• обеспечение накопления капитала;
• эффективное управление.
Демографическая проблема. Во второй половине XX века произошел резкий рост населения нашей планеты. Однако в развитых странах наблюдается падение рождаемости и старение населения, растет естественная убыль, сокращается доля трудоспособного населения и т. п.
Возможные пути решения:
• ограничение высокой рождаемости в слаборазвитых странах, в том числе применение государственных мер, проведение соответствующей разъяснительной работы;
• стимулирование рождаемости в странах развитых, чтобы хотя бы обеспечить замещение умирающих поколений.
Продовольственная проблема связана с острой нехваткой продуктов питания, их неполноценностью и несбалансированностью питания.
Возможные пути решения:
• расширение добычи морепродуктов;
• помощь мирового сообщества;
• обеспечение баланса между ростом населения и возможностями производства.
Проблема природных ресурсов. Многие ресурсы исчерпаемы, невозобновимы.
Возможные пути решения:
• изменить саму модель экономического роста: от наращивания объемов ресурсов перейти к рационализации их добычи и потребления;
• снижение энерго- и материалоемкости производства;
• развитие нетрадиционной энергетики;
• стимулирование рационального и экономного использования ресурсов.
Социально-экологические проблемы связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв и т. д.
Возможные пути решения:
• разработка и выполнение международных программ охраны окружающей среды;
• эффективное природоохранное законодательство;
• решение проблемы утилизации отходов;
• формирование экологического мировоззрения в обществе.
Глобальные проблемы человека. Рост пандемических заболеваний, СПИД, «синдром хронической усталости», рост всякого рода фобий и т. д.
Возможные пути решения: пропаганда и внедрение здорового образа жизни.
Дополнительный материал
Из-за глобального потепления люди будут болеть чаще
Ученые предупреждают: изменения климата повлияют на здоровье миллионов людей.
Каждый четвертый визит к врачу вызван погодой или «капризами» окружающей среды. Эту цифру назвала на недавней конференции метеорологов в Мадриде Мария Ниера из Всемирной организации здравоохранения. Вот какие болезни больше всего связаны с небесной канцелярией:
• Диарея. Объяснение простое: чем теплее, тем активнее плодятся бактерии. Банальный, казалось бы, понос медики считают одним из главных «киллеров» человека.
• Респираторные инфекции и хронические легочные заболевания - астма, бронхит и т. д. (зависят от влажности и чистоты воздуха).
• Малярия (от нее погибают 1,1 млн. человек в год). Ее распространение очень сильно зависит от температуры и влажности воздуха.
• Травмы в ДТП. А они тут при чем? Очень просто: скользкие дороги в гололед и дождь, плохая видимость из-за тумана... Это причина 1,2 млн. смертей ежегодно.
• Ишемическая болезнь сердца. Сердечники реагируют и на жару, и на перепады атмосферного давления, и на высокую влажность воздуха.
От глобального потепления больше всего бедствий терпят жители тропиков и бедных стран Африки и Азии. Но у горожан в Европе и в России в том числе свои напасти: «волны тепла» летом и очень грязный воздух в крупных городах. Жуткая цифра: 350 тыс. жителей Старого Света за год погибли от того, что дышали всякой гадостью (это данные Европейской комиссии по чистоте воздуха). Сюда входят все виды загрязнений: автомобильные выхлопы, дым заводских труб, дорожная и строительная пыль, табачный дым, пыльца... Они, по мнению исследователей, могут вызывать или ускорить течение множества недугов: сердечнососудистых, респираторных, онкологических, нервных и даже генетических. С погодой чистота городского воздуха связана напрямую.
В Москве, например, в солнечные и безветренные летние деньки в воздухе копится больше всего вредных примесей. А ненастье хоть и портит настроение, но атмосферу очищает.
О том, что жара может быть не просто изнуряющей - смертельной, европейцы серьезно задумались летом 2003 г. Франция, Италия. Греция, Испания несколько недель подряд изнывали от зноя, который зашкаливал за +35 градусов по Цельсию.
«В Париже за день умирали около 300 человек. А в нормальную погоду не больше 50», - привел статистику Сергей Семенов, профессор из Института глобального климата и экологии.
Жара в то лето убила 40 тыс. европейцев. Чтобы зной стал опасным для здоровья, он не обязательно должен быть 40-градусным. Даже вполне безобидные +25 или +30 в мегаполисе могут стать губительными при условии, что такая погода держится очень долго. Ее жертвами в первую очередь становятся пожилые и бедные люди, особенно с заболеваниями сердечнососудистой или дыхательной систем. Те, кто живет в квартирах без кондиционеров и на последних этажах, прямо под раскаленной крышей. По данным японского исследования, половина всех пострадавших от зноя - это малыши младше 4 лет и старики старше 70.
С тех пор «волны тепла» метеорологи и врачи изучили очень подробно и наладили в европейских городах систему предупреждения жителей: что делать, как себя вести. И, как сообщил Стефен Коннор, директор Интернационального исследовательского института мониторинга окружающей среды, хотя лето 2006 г. тоже было аномально жарким, число смертельных случаев сократилось до нескольких тысяч!
Значит, и глобальные изменения климата должны отразиться на здоровье? Увы! В прогнозе Межправительственной группы экспертов по изменениям климата (МГЭИК) на ближайшие 100 лет этому посвящена отдельная глава. Главный вывод: меняющийся климат повлияет на здоровье миллионов людей.
Как именно? Больше станет заболеваний, вызванных недостатком продовольствия. Для планеты в целом это основная проблема, сейчас голод и плохое питание убивают 3,7 млн. человек в год. Но России она коснуться не должна. В наших средних и северных широтах глобальное потепление по части еды очень даже полезно. Это официальные данные экспертов: при повышении температуры не больше чем на 2 градуса производство продовольствия у нас будет только расти, потому как все растения расцветают раньше и колосятся быстрее. Вот если потеплеет на 3 градуса, тогда и россиянам грозит нехватка пищи. Напомним, что, по прогнозу МГЭИК, к 2009 г. Земля может нагреться на 1,8-4 градуса.
Увеличится число смертей, травм и болезней, связанных с «волнами тепла» (это долгие периоды экстремальной жары), наводнениями, ураганами, лесными пожарами и засухами. Одна из бед глобального потепления - всех этих погодных катаклизмов с каждым годом становится все больше, в том числе и в России.
Все больше людей будут страдать от диареи и маяться от других недугов пищеварительной системы. Кардиореспираторных заболеваний тоже станет больше. Инфекционные заболевания грозят жителям регионов, где раньше о заразе и не слыхали. В первую очередь это малярия и лихорадка Денге. До России тропические болезни не доберутся. Но у нас в стране уже расширяется ареал распространения клещевого энцефалита.
В средних и северных широтах у аллергиков, реагирующих на пыльцу, уже прибавилось проблем: период цветения растений начинается раньше и длится дольше.
Неужели от глобального потепления здоровью сплошной вред? Разумеется, нет. Эксперты МГЭИК считают, что меньше станет проблем, связанных с холодом, в том числе и смертей от переохлаждения. «Жить в суровом климате - удовольствие небольшое! А у нас большая часть страны так и живет, 60% российской территории покрыто вечной мерзлотой, - объясняет Олег Анисимов, один из экспертов, профессор из Государственного гидрологического института - Так что для России в целом потепление - большое благо. Но вместе с этим в Арктике мы уже столкнулись с новыми болезнями. Дело в том, что раньше большинство микробов за зиму вымерзало. Мороз - такой же надежный способ дезинфекции, как и кипячение. А сейчас из-за теплых зим они вдруг начали выживать!»
III. Закрепление изученного материала
- Назовите основные признаки глобальной проблемы.
- По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51 % канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан. Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений?
- Опросы показывают, что американцы и финны, россияне и датчане с разной степенью остроты воспринимают угрозы, порожденные глобальными проблемами современности. Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено прежде всего именно на те страны, где особенно велико число граждан, озабоченных глобальными проблемами?
- Выступая на научной конференции, ученый заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.
(Учитель подводит итог урока.)
Домашнее задание
1. Выучите записи в тетради.
2. Индивидуальные задания. Подберите материалы СМИ по следующим вопросам:
• энергетическая проблема и пути ее решения;
• проблема водообеспечения и возможные пути ее решения;
• проблема рационального использования ресурсов Мирового океана;
• основные пути решения природоохранных проблем;
• урбанизация как всемирный процесс;
• проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
ВАРИАНТ 2
Тип урока: семинар.
Его можно провести как интегрированное занятие по истории, биологии, географии.
Примерный план семинара.
1. Глобализация - ключевая тенденция мирового развития.
2. Глобальные вызовы современной эпохи.
3. Регионализация как одна из базовых тенденций мирового развития.
4. Антиглобализм: сущность, причины, перспективы.
5. Международные экономические и финансовые организации и их роль в глобализации.
6. Геоэкономика современного мира.
7. Геополитика современного мира.