Обществознание 8 класс - Всероссийская проверочная работа - Типовые задания - 2017 год
ВАРИАНТ 5
1. Социологическая служба страны Z на протяжении нескольких лет проводила исследование общественного мнения, задавая совершеннолетним гражданам вопрос: “Какое из следующих высказываний о неравенстве доходов Вам ближе?”
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Высказывания |
2002 г. |
2005 г. |
2008 г. |
2011 г. |
Сильное неравенство доходов полезно — люди видят, куда стремиться, и лучше работают |
11 |
10 |
8 |
11 |
Неравенство доходов допустимо, но только если разрыв между бедными и богатыми не слишком велик |
61 |
62 |
64 |
66 |
Всякое неравенство доходов вредно — государство должно стремиться, чтобы его вообще не было |
28 |
28 |
28 |
23 |
Сформулируйте не менее двух общих тенденций в результатах опросов. Выскажите предположение о том, чем объясняется каждое из этих различий.
Ответ: _______________________________________________________
2. Прочитайте высказывание.
“Интернет — это ключевая технология информационной эпохи; он воплощает культуру свободы и личного творчества”. (М. Кастельс)
Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.
Ответ: _______________________________________________________
3. Рассмотрите изображение
Какие виды бизнеса иллюстрирует изображённая на фотографии ситуация? Назовите два вида бизнеса, иллюстрируемых представленной на изображении ситуацией. Для каждого из названных Вами видов бизнеса укажите иллюстрирующие их элементы изображения, представленные на фотографии.
Ответ: _______________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
Основная аксиома экономики предполагает, что люди делают свой выбор рационально. Это утверждение обычно вызывает немало вопросов. Глядя на ошибки, которые мы совершаем, иногда кажется, что наше поведение можно назвать каким угодно, но только не рациональным. Однако не надо трактовать слово “рациональный” слишком строго. Под рациональностью экономисты понимают прежде всего то, что решения принимаются людьми не случайным образом. В основе их поведения лежит сравнение выгод и издержек, проистекающих от того или иного действия. Если выгоды от действия, как их понимает человек, превышают издержки, с ним связанные, то он будет совершать это действие, если же издержки превышают выгоды, то нет. Данное предположение вполне логично даже для самых незначительных решений.
Вы можете проверить это на себе. Представьте, что вы сидите на диване перед телевизором. Вам захотелось чаю. Пойдёте вы на кухню или нет, зависит от того, что пересилит: ваше удовольствие от чашки чая или издержки, связанные с тем, чтобы подняться с дивана, дойти до кухни, приготовить чай и к тому же пропустить несколько минут телевизионной передачи. В данном случае решение вы принимаете мгновенно, как говорится, подсознательно, не отдавая себе отчёта в том, от чего оно зависит. Однако по мере увеличения размера выгод и издержек вы будете относиться к их сравнению уже более внимательно.
В своём поведении экономические агенты реагируют на стимулы. Оказавшись в различных условиях, одни и те же люди будут либо на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми, либо ленивыми и пассивными. В связи с обстоятельствами меняются выгоды и издержки, проистекающие из поступков человека, но не сам человек, который продолжает сравнивать их между собой и действовать, сообразуясь с собственной выгодой.
(По М. Бойко)
4. Составьте план текста.
Ответ: _______________________________________________________
5. Какой смысл вкладывают экономисты в понятие “рациональность”? На чём основывается поведение экономических агентов, с точки зрения автора?
Ответ: _______________________________________________________
6. Автор говорит о тех выводах, которые делают на основании анализа поведения человека учёные-экономисты. Объясните смысл понятий “экономика” в значении “хозяйство”, “экономика” в значении “наука”. В чём, по мнению автора, заключается основная аксиома экономики?
Ответ: _______________________________________________________
7. Человек живёт в условиях, в которых его потребности превосходят имеющиеся ресурсы. Эта проблема обусловливает экономический выбор, который приходится делать каждому. Приведите пример экономического выбора, который вынужден делать предприниматель. Приведите пример экономического выбора на уровне государства.
Ответ: _______________________________________________________
8. Рассмотрите три изображения.
Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.
Ответ: _______________________________________________________
9. Какие профессии в сфере музейного дела Вы знаете? Кратко охарактеризуйте круг обязанностей представителей любых двух из названных Вами профессий. Какие школьные предметы следует углублённо изучать старшекласснику, планирующему получить одну из названных Вами профессий (укажите не менее двух учебных предметов)?
Ответ: _______________________________________________________