Обществознание 8 класс - Всероссийская проверочная работа - Типовые задания - 2017 год
ВАРИАНТ 10
1. Социологическая служба в 2015 г. провела опрос среди россиян, задавая совершеннолетним гражданам вопрос: “Что делает Вашу жизнь полноценной и содержательной? ”
Результаты опроса (можно было выбрать несколько ответов) представлены в таблице.
Варианты ответа |
18—30 лет |
31—50 лет |
51 год и старше |
Друзья, общение |
86 |
33 |
44 |
Домашнее хозяйство |
14 |
85 |
92 |
Политическая, общественная деятельность |
8 |
79 |
32 |
Работа, бизнес |
8 |
89 |
29 |
Религия, духовное совершенствование |
4 |
28 |
49 |
Семья, родственные связи |
12 |
88 |
95 |
Спорт |
31 |
32 |
10 |
Учёба, научная, исследовательская деятельность |
81 |
28 |
4 |
Хобби, развлечения |
36 |
18 |
14 |
Сформулируйте не менее двух существенных различий в результатах опроса. Выскажите предположение о том, чем объясняется каждое из этих различий.
Ответ: _______________________________________________________
2. Прочитайте высказывание.
“Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность”. (М. Ганди)
Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.
Ответ: _______________________________________________________
3. Рассмотрите изображение.
Какие факторы производства иллюстрирует изображённая на фотографии ситуация? Назовите два фактора производства, иллюстрируемых представленной на изображении ситуацией. Для каждого из названных Вами факторов производства укажите иллюстрирующие их элементы изображения, представленные на фотографии.
Ответ: _______________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 4-7.
Выбор профессии — это один из самых важных шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? На что ориентироваться? На вопрос: “Кем ты хочешь стать после школы?” — старшеклассники не всегда могут ответить.
А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда изменения в социальной сфере, реформирование экономики, изменение системы образования, которые произошли в России за последние десятилетия, оказали большое влияние на ценностные ориентации и жизненные пути молодёжи. Произошли значительные преобразования в системе тех объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на определение молодёжью своего жизненного пути, выбор профессии. Сохраняется проблема соответствия этого выбора потребностям рынка труда и тем способностям, которые необходимы для достижения успеха в конкретной трудовой деятельности.
Реформирование системы образования, возросшие возможности общества потребления, увеличение рисков, связанных с нестабильностью рынка труда и экономической сферы, во многом осложняют выбор жизненного пути для молодёжи. Отсутствие необходимой поддержки со стороны старшего поколения, институтов образования, бизнес-сообщества, государства при выборе профессии, соответствующей целому ряду требований как социума, так и личности, обостряют проблему самоопределения школьников.
(По Л. Фёдоровой)
4. Составьте план текста.
Ответ: _______________________________________________________
5. Какая связь существует, с точки зрения автора, между проблемой самоопределения школьников и рынком труда? Изменения в каких сферах жизни российского общества осложнили выбор дальнейшего пути для старшеклассников?
Ответ: _______________________________________________________
6. Автор говорит о жизненных ориентирах молодёжи как социальной группы. Объясните смысл понятий “молодёжь”, “социальная группа”. Назовите два любых фактора из приведённых автором, которые, с его точки зрения, обостряют проблему самоопределения школьников.
Ответ: _______________________________________________________
7. Автор пишет о недостатке внимания со стороны государства к проблеме самоопределения молодёжи. Приведите пример меры, которую может применять государство для оказания помощи в профессиональной ориентации старшеклассников. Какое обществоведческое понятие можно определить как социальную позицию человека в обществе с вытекающими из неё правами и обязанностями?
Ответ: _______________________________________________________
8. Рассмотрите три изображения.
Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.
Ответ: _______________________________________________________
9. Какие профессии в сфере телевидения Вы знаете? Кратко охарактеризуйте круг обязанностей представителей любых двух из названных Вами профессий. Какие школьные предметы следует углублённо изучать старшекласснику, планирующему получить одну из названных Вами профессий (укажите не менее двух учебных предметов)?
Ответ: _______________________________________________________