Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Права и обязанности граждан - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ
Цели и задачи: познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их основе, группами гражданских прав.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; применять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия новых знаний.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и ответьте на вопросы.
— Пусть присяжные решают, виновен он или нет, — произнес Король в двадцатый раз за этот день.
— Нет! — сказала Королева. — Пусть выносят приговор! А виновен он или нет — потом разберемся!
— Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!
— Молчать! — крикнула Королева, багровея.
— И не думаю, — ответила Алиса.
— Рубите ей голову! — крикнула Королева во весь голос.
Вопросы к классу
— Как вы думаете, права ли Королева?
— Какие права гражданина были ею нарушены?
(Ответы учеников.)
Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.
1. Формальные социальные нормы:
а) умываться и чистить зубы по утрам;
б) платить за проезд в общественном транспорте;
в) уступить место пожилому человеку;
г) здороваться со старшими;
д) помочь инвалиду перейти дорогу;
е) убрать мусор, оставшийся после пикника.
2. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Определение |
Понятие |
1. Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое 2. Правила или образцы действий, одобряемые обществом 3. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих 4. Совокупность действий, установленных ритуалами |
A. Обычаи Б. Манеры B. Этикет |
Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
1 |
3 |
2 |
3. Прочитайте фрагмент древнерусского памятника «Поучения детям» Владимира Мономаха (XII в.) и ответьте на вопросы.
«Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе <...> глаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. <...> Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его».
Вопросы к классу
— Соблюдение каких правил поведения считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?
— Какие качества человека ценились больше всего?
— Есть ли сходство между описанными в тексте нормами поведения и современными требованиями?
— В чем оно проявляется?
4. На с. 15 учебника приведен фрагмент «Сетикета» — правил поведения в Интернете. Один из пользователей, познакомившись с ними, сказал: «Я не увидел здесь ничего нового. Все это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли он? Свое мнение обоснуйте.
5. Объясните смысл высказывания итальянского писателя А. Мандзони: «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на свете».
(Проверка выполнения заданий.)
Тема уроков: «Права и обязанности граждан».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)
План уроков
1. Права и свободы человека и гражданина.
2. Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.
3. Права ребенка и их защита.
4. Нет прав без обязанностей.
III. Введение в новый материал
Задание: вспомните, сколько раз за день вы употребили слова «свобода» и «права».
— Какие ассоциации у вас возникают при этих словах?
— Почему в правовой статус человека входят не только права, но и обязанности?
(Ответы учеников.)
Обсудим на наших уроках вопросы соотношения прав и свобод человека.
IV. Работа по теме уроков
1. Права и свободы человека и гражданина
По своей природе и системе гарантий права и свободы гражданина не имеют принципиальных отличий. Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора: свобода совести, мысли, слова, выбора профессии или рода деятельности и др. Термин «право» определяет конкретные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государственных должностей, на образование, медицинскую помощь и т. п.
Существует и такое понимание свободы и прав человека:
• что хочу, то и ворочу;
• долой любые законы и порядки — да здравствует свобода;
• грабь награбленное.
Но свобода человека не означает вседозволенности.
Известна история о хулигане, утверждающем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа».
Нельзя вести себя, руководствуясь принципом: «Раз я свободный человек, то могу делать все, что хочу». Не следует забывать и о границах, в рамках которых эта свобода должна проявляться.
Демократия — это свобода граждан осуществлять свой выбор, однако нельзя ущемлять интересы других людей. Например, одно из важных гражданских прав — свобода слова — подразумевает возможность любого человека выражать свое мнение. Но при этом в своей устной или письменной речи люди не должны подрывать репутацию других граждан.
Задание: работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других.
(Проверка выполнения задания.)
Следовательно, права, свободы и обязанности человека связаны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина.
В современной политологии выделяют три основных поколения прав человека (по времени их возникновения и кругу распространения).
К первому поколению относят личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Они появились в XVII—XVIII вв. и были направлены на защиту от произвола государства.
Второе поколение — социальные и экономические права — появились в XIX — начале XX в. Они связаны с развитием цивилизации и усложнением техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.
Третье поколение — коллективные права, защищающие интересы больших групп людей. Они возникли после Второй мировой войны. Мир становится «теснее», и локальные проблемы государства или региона превращаются в глобальные проблемы всего человечества.
Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека:
• Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) — состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);
• Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);
• Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
• Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.);
• Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (26 мая 1995 г.).
Правовой статус человека в нашей стране определяется в Конституции Российской Федерации (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»).
Задание: работая с материалом на с. 18, 19 учебника, заполните таблицу.
(Во время выполнения задания составляется таблица.)
Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина
Принцип |
Характеристика |
Всеобщность и естественность |
Все люди рождаются свободными и равными. Сам факт рождения человека наделяет его правами |
Неотъемлемость (неотчуждаемость) |
Права человека нельзя утратить. Их нельзя отнять, они не покупаются и не продаются. Человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права. Государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы гражданина |
Неделимость |
Каждый человек обладает всей совокупностью прав |
Равенство всех перед законом |
Государство наделяет всех своих граждан в равной мере правами, свободами и обязанностями без исключения для кого бы то ни было, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям и т. д. |
Непосредственное действие |
Не нужны никакие дополнительные процедуры, с помощью которых можно было бы реализовать свои права. Государственные органы власти, иные субъекты обязаны соблюдать права человека, если они упомянуты в Конституции РФ или в тех международно-правовых документах, которые подписало Российское государство |
Гарантированность и государственная защита |
В случае нарушения прав человека можно прибегнуть к правовой защите (обратиться в суд). В РФ созданы специальные институты для защиты прав человека (Уполномоченный по правам человека, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка и др.) |
— Как вы думаете, на чем основаны права человека?
(Ответы учеников.)
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. «Человеческое достоинство ненарушимо» (Конвенция о защите прав человека и основных свобод).
Задание: составьте словесный портрет человека с достоинством. Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство? Приведите примеры из жизни, в которых подчеркивалась бы значимость этого качества для конкретного человека.
(Проверка выполнения задания.)
Человеческое достоинство — это свобода выбора и проявления своего внутреннего мира, уважение и самоуважение человека. Унижение и потеря достоинства личности означают утрату внутренних ценностей, неуважение к ним. Цивилизованное общество развивалось, стремительно шагая к равноправию всех, и с течением времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.
Достойное поведение человека определяется положительными чертами характера, которые были привиты родителями в процессе воспитания, или развиты окружением (искренность, храбрость, преданность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, терпение, настойчивость, независимость, благодарность, сильная воля и т. д.).
Права человека можно классифицировать по различным признакам.
Задание: изучите и прокомментируйте данные таблицы.
Группа прав |
Права человека |
|
Личные |
• на жизнь; • на защиту чести и достоинства; • на невмешательство в личную жизнь; • на тайну переписки и переговоров; • на неприкосновенность жилища |
|
Гражданские |
• на гражданство; • на свободу передвижения; • на свободу совести; • на выбор места жительства |
|
Политические |
• избирать и быть избранным; • на управление делами государства; • на политические объединения; • на политические убеждения; • право обращаться в различные инстанции; • на мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования |
|
Юридические |
• на судебную защиту; • на равенство перед законом; • не подвергаться произвольному аресту; • не давать показания против себя и своих близких; • на презумпцию невиновности |
|
Экономические |
• на частную собственность; • на наследование; • на свободное предпринимательство; • на свободный и безопасный труд |
|
Социальные |
• на достойный уровень жизни; • на образование; • на охрану здоровья; • на социальное обеспечение; • на отдых и досуг; • на жилище |
|
Духовные |
• на свободу мысли и слова; • на свободу творчества; • на защиту интеллектуальной собственности |
Творческое задание. Ответьте на вопросы.
— В какой сказке и кто нарушил право зайца на неприкосновенность жилища? (Сказка «Лиса и заяц», лиса выгнала зайца из лубяной избы.)
— Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города.)
— В какой сказке и кто нарушил право на свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Золотой ключик или Приключения Буратино», Карабас-Барабас.)
— Кто пользовался правом на свободное передвижение, используя нетрадиционный летательный аппарат? (Баба-яга летала в ступе, Аладдин — на ковре-самолете, Гарри Поттер — на метле.)
— Кто нарушил право на свободу и держал несовершеннолетнего мальчика в холодном плену? (Снежная королева.)
— Кто пользовался правом иметь подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка».)
Разделившись на команды, обсудите, какие права человека и гражданина нарушил тот или иной сказочный персонаж или какими правами воспользовался. При ответе используйте выдержки из гл. 2 Конституции РФ. (Ученики получают раздаточный материал.)
Возможные персонажи:
• Кощей Бессмертный из сказки «Царевна-лягушка» (нарушил право на свободу — держал в плену Василису Премудрую);
• лиса из сказки «Колобок» (нарушила право наличную неприкосновенность);
• медведь из сказки «Теремок», волк из сказки «Три поросенка» (нарушили право на неприкосновенность жилища);
• барон Мюнхгаузен, Карлсон, Колобок {воспользовались правом на свободу передвижения);
• Буратино, Знайка (воспользовались правом на образование);
• звери из сказки «Айболит» (воспользовались правом на медицинскую помощь);
• три поросенка, заяц из сказки «Лиса и заяц» (воспользовались правами на труд и частную собственность — построили избушки и владели ими).
(Проверка выполнения задания.)
2. Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина
Но важно не только иметь права. Необходимо уметь их защищать.
— Необходимо ли нам обсуждать эту проблему?
(Ответы учеников.)
Вы хорошо понимаете, что грамотного человека в области права достаточно трудно обмануть. В законах закреплены способы защиты прав человека и установлены процедуры, обеспечивающие восстановление справедливости и наказание тех, кто нарушает права.
Сегодня вокруг нас достаточно много несправедливости. А как было в давние времена?
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.
Рабочий материал для первой группы
Из законов Хаммурапи (1750 г. до н. э.)
Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.
Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
Вопросы для первой группы
— Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.
— Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона (око за око)?
Рабочий материал для второй группы
Суд древних германцев
Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т. е. из «лучших».
Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание — опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.
В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был выполнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.
Вопросы для второй группы
— Что вам кажется справедливым в германском суде?
— Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргументируйте.
Рабочий материал для третьей группы
История суда в России
В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драться. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.
Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а нанимать для боя других людей.
Исходы таких поединков со временем стали противоречить представлению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов решать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.
Вопросы для третьей группы
— Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отношений справедливыми? Почему?
— Какие изменения в правила восстановления справедливости были внесены после XVI в.?
(Проверка выполнения задания.)
Мы выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в обществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания. На определенном этапе развития общество стало нуждаться в специальных органах, которые должны были защищать права и интересы тех, кто оказался в беде.
Задание: изучите схему и дайте характеристику современной системы защиты прав человека.
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Разделитесь натри группы. Каждая группа выступит в роли консультантов по вопросам защиты прав человека. Результаты работы представьте графически.
Задание для первой группы: работая с материалами Интернета, представьте способы защиты прав человека на национальном уровне (в России).
Задание для второй группы: работая с материалами Интернета, представьте способы защиты прав человека на международном уровне.
Задание для третьей группы: работая с материалами Интернета, представьте способы защиты прав человека в Европейском союзе (региональный уровень).
Презентация работы первой группы
Презентация работы второй группы
Презентация работы третьей группы
(Проверка выполнения задания.)
3. Права ребенка и их защита
Задание: изучите текст рубрики «Учимся пользоваться своими правами» на с. 22 учебника и ответьте на вопросы.
— В каком международном документе провозглашены права детей?
— Каковы основные права детей?
(Проверка выполнения задания.)
Задание: работая с материалом на с. 20 учебника, графически отобразите основные направления деятельности государства в области защиты прав человека.
(Составляется логическая схема.)
В игровой форме проверим наши знания. Игра называется «Защитим свои права».
Творческое задание. Разделитесь на две группы — «пострадавших» и «правозащитников». Первая группа определяет, в каких ситуациях были нарушены права ребенка. Вторая группа дает рекомендации: куда следует обратиться в данной ситуации, чтобы защитить свои права.
Правовые ситуации:
• хулиганы отобрали на улице мобильный телефон у ребенка;
• учитель на уроке оскорбил ученика;
• два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
• неизвестные ограбили квартиру;
• милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
• человека не приняли на работу без объяснения причины;
• соседи по дому громко включают музыку, шумят, на просьбы уменьшить звук не реагируют;
• одноклассник приходит в школу со следами побоев, а после уроков задерживается в школе, объясняя, что дома никого нет и ему нечем там заняться;
• подростки отняли сумочку и пригрозили, что если вы расскажете кому-то об этом, то они вас найдут и накажут;
• в поликлинике отказались оказывать необходимую медицинскую помощь.
(Проверка выполнения задания.)
4. Нет прав без обязанностей
В начале урока мы выяснили, что права человека неразрывно связаны с обязанностями.
— Какие обязанности вы знаете?
(Ответы учеников.)
Обязанность — это предусмотренная законом мера должного поведения субъектов права (гражданских, юридических лиц), требующая от них совершения предписанных законом действий.
Французский писатель и общественный деятель Ламене утверждал: «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности — анархия».
— Какие из обязанностей вам представляются наиболее важными?
— Можно ли так ставить вопрос?
— Как вы думаете, только ли на правовые нормы опираются наши обязанности? Свой ответ аргументируйте.
(Ответы учеников.)
Давайте сыграем в игру «Необязательный человек».
Творческое задание. Разделитесь на группы по три человека. Придумайте и инсценируйте известные вам ситуации, когда человек не выполнял обязанности, но получал или надеялся получить права и свободы. Ответьте на вопрос:
— К чему приводит невыполнение конкретной обязанности?
(Проверка выполнения задания.)
Если гражданин уклоняется от выполнения обязанностей, то государство может применять по отношению к нему различные меры наказания (штраф, конфискация имущества, лишение свободы). Но и у государства тоже есть обязанности. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ).
Важно соблюдать принцип единства прав и обязанностей граждан. Для подтверждения данного утверждения сыграем в игру «Нет прав без обязанностей».
Творческое задание. Разделитесь на две группы. Члены первой группы получают карточки с названиями прав человека и гражданина, второй — с обязанностями граждан России. Свободно перемещаясь по аудитории, найдите свою пару в соответствии с принципом «единство прав и обязанностей».
Содержание карточек
1. Основные права по Конституции РФ:
• право на образование;
• право на участие в культурной жизни;
• право на свободу и личную неприкосновенность;
• право на благоприятную окружающую среду;
• право на труд;
• право на отдых;
• право на охрану здоровья;
• право на социальное обеспечение;
• право на жилище;
• право на семью;
• право на детство;
• свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;
• право на получение квалифицированной юридической помощи и др.
2. Основные обязанности по Конституции РФ:
• граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15);
• материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38);
• забота о детях и их воспитание — равные право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38);
• трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38);
• основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43);
• каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44);
• каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57);
• каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
• защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59).
(Проверка выполнения задания.)
— Трудно ли было найти свою пару?
— Что нового вы узнали для себя?
— Подтвердился ли тезис о том, что не бывает прав без обязанностей?
(Ответы учеников.)
Любая совместная деятельность людей регулируется нормами права. Законы устанавливают, что делать можно, что нельзя, а что выполнять необходимо. Если люди ведут себя в соответствии с установившимися нормами, используя данные им права, то жизнь в стране протекает организованно. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве.
Задание: рассмотрите пословицы и поговорки е точки зрения прав и обязанностей.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
• Как аукнется, так и откликнется.
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Любишь кататься — люби и саночки возить.
• Долг платежом красен.
• Не плюй в колодец — пригодится воды напиться и др.
(Проверка выполнения задания.)
Творческое задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание.
Задание для первой группы: создайте проект социальной рекламы с целью пропаганды необходимости выполнения гражданских обязанностей.
Задание для второй группы: проведите социологический опрос на тему «Достаточно ли конституционных прав у российского гражданина», предложите новые права (если необходимо) и обоснуйте свое мнение.
Задание для третьей группы: проведите социологический опрос на тему «Достаточно ли конституционных обязанностей у российского гражданина», предложите новые обязанности (если необходимо) и обоснуйте свое мнение.
V. Рефлексия
Составьте синквейны со словами «права» и «обязанности».
Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к проблеме.
Первая строка — одно ключевое слово (существительное), определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка — три глагола, показывающие действие понятия.
Четвертая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Пятая строка — одно слово (обычно существительное), выражающее чувства, ассоциации автора, связанные с данным понятием.
VI. Подведение итогов уроков
Мы познакомились с правовым статусом человека. Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
Творческие задания
1. Разделитесь на группы по 5—6 человек. Каждый участник должен определить для себя три основных права. Затем происходит обсуждение в группе, после чего составляется список из 10 наиболее важных прав.
(Когда все группы представят свои варианты, учитель составляет итоговый перечень, в который включаются только те права, которые повторяются во всех группах, ранжируя их по значимости.)
2. Работая в группах, дополните фразу так, чтобы каждому праву соответствовала обязанность. Обязанности всегда предельно конкретны, тогда они понятны и выполнимы.
• Дети имеют право на то, чтобы их серьезно воспринимали, и обязанность... (слушать других).
• Дети имеют право на хорошее образование и обязанность... (учиться и уважать своих учителей).
• Дети имеют право делать ошибки и обязанность... (делать выводы из них, признавать их).
• Дети имеют право на чистую окружающую среду и обязанность... («в загрязнять ее).
3. Работая в группах, ответьте на вопрос:
— Какие права и обязанности нарушил герой стихотворения «Вредные советы» Григория Остера?
1. Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
2. Если ты в своем кармане
Ни копейки не нашел,
Загляни в карман к соседу, —
Очевидно, деньги там.
3. Бейте палками лягушек,
Это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам,
Пусть побегают пешком.
4. Заведи себе тетрадку
И записывай подробно,
Кто кого на переменке
Сколько раз куда послал,
С кем учитель физкультуры
Пил кефир в спортивном зале.
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 2 учебника.
2. Выполнить одно из двух заданий на выбор:
• составить список своих прав и обязанностей в школе;
• подготовить эссе на тему «Права и обязанности: согласие или конфликт».