Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год
ВВОДНЫЙ УРОК
Задачи урока
1. Ввести учащихся в общий круг вопросов, изучаемых в курсе 7 класса, акцентировать внимание на необходимости изучения норм, регулирующих отношения в обществе, в сфере экономики и права.
2. Способствовать созданию положительного настроя на активную познавательную деятельность в учебном процессе.
3. Наметить перспективу совершенствования универсальных учебных умений и навыков.
4. Познакомить с основными формами предстоящей работы и принятой системой оценивания.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор или компьютер, заготовленные слайды «Дееспособность несовершеннолетних» и «В 7 классе нам предстоит научиться», учебник.
План изучения нового материала
1. Содержание учебного курса (что нам предстоит изучать в новом учебном году).
2. Основные умения, необходимые для успешной работы в классе и дома (чему нам предстоит научиться, какие умения совершенствовать и развивать).
3. Система оценивания работы в классе и дома.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
1. В начале занятия учитель может организовать знакомство учащихся с оглавлением учебника и провести беседу по следующим вопросам:
Сколько глав включает курс обществознания в 7 классе? Назовите их. Какие темы составляют содержание главы «Регулирование поведения людей в обществе»? Как вы думаете, зачем следует регулировать поведение людей в обществе? Какие вопросы рассматриваются в главе «Человек в экономических отношениях»? Зачем современному человеку нужно знать то, о чём говорится в главе 2? Как называется глава 3 учебника? Как вы думаете, почему об охране природы нужно вести речь именно на уроках обществознания?
По каждому из предложенных вопросов можно не только выслушать отдельных учащихся, но и предложить ребятам дополнить ответы друг друга.
Затем учитель просит учащихся самостоятельно прочитать текст введения («Как работать с учебником») и выделить в нём новые термины и понятия. Такая работа может занять на уроке до 10 минут.
После этого следует пояснить значение основного термина: дееспособность — способность своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности перед другими людьми и обществом в целом. Такая способность у человека проявляется постепенно по мере взросления, развития сознания и чувства ответственности.
Учитель может продемонстрировать учащимся заранее заготовленный плакат или презентацию «Дееспособность несовершеннолетних».
Дополнительный материал для учителя
С 6 лет
— Право на образование.
— Обязанность получить основное общее образование (ст. 43 Конституции РФ).
— Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).
С 8 лет
— Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).
С 10 лет
— Право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приёмную семью.
С 11 лет
— Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т. п.) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).
С 14 лет
— Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).
— Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).
— Право требовать установления отцовства в отношении своего ребёнка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).
— Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами.
— Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности.
— Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключённым сделкам (ст. 26 ГК РФ).
— Самостоятельная гражданская ответственность за причинённый вред (ст. 1074 ГК РФ).
— Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).
— Право быть принятым на работу в свободное от учёбы время для выполнения лёгкого труда (ст. 63 ТК РФ).
— Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
— Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ).
— Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребёнка время (ст. 267 ТК РФ).
— Право на объединение в профсоюзы.
— Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).
— Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ).
— Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).
— Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).
— Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ.
С 15 лет
— Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
— Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).
С 16 лет
— Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).
— Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).
— Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
— Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
— Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).
С 17 лет
— Обязанность юношей встать на воинский учёт.
2. На вводном уроке учителю следует перечислить те основные умения, которые учащиеся должны продемонстрировать в процессе изучения курса обществознания. Представить эти умения можно в виде списка или презентации.
«В 7 классе нам предстоит научиться:
• понимать и характеризовать основные способы регуляции деятельности людей в обществе;
• различать основные права и обязанности граждан Российской Федерации, права ребёнка;
• объяснять связь закона и справедливости, их значение для обеспечения правопорядка в обществе;
• раскрывать значение различных видов дисциплины для функционирования общества;
• разбираться в назначении и основных полномочиях правоохранительных органов; понимать меру и степень ответственности несовершеннолетних за нарушение закона;
• характеризовать основы поведения современного человека в сфере экономики;
• активно содействовать развитию деятельности по охране и защите природы».
3. В заключительной части урока важно напомнить семиклассникам, что именно в процессе работы на уроке учитель определяет систему оценивания (например, помимо отметок за полноценный ответ или выполнение задания, ученик может получать дополнительные поурочные баллы, которые суммируются и влияют на текущую и итоговую отметку). Важно стимулировать инициативные усилия ребят при выполнении опережающих заданий, подготовке сообщений, привлекать к участию в дискуссии, самостоятельным проектным работам и т. п. Учитель может предложить собственную систему оценивания работы учащихся. Важно, чтобы требования учителя к работе были известны учащимся заранее и соблюдались при всех выбранных учителем формах работы. Идеально, если в кабинете будут выставлены различные памятки, работы учащихся прошлых лет по пройденным темам.
Урок индивидуальной проектной работы предпочтителен, если учитель работает с классом не первый год и учащиеся владеют умениями, необходимыми для выполнения проекта.
Для организации этого варианта занятия потребуется использовать презентацию «В 7 классе нам предстоит научиться» (см. вариант выше).
Учитель предлагает семиклассникам разработать для себя перспективный план работы на год. Используя учебник и информацию из презентации, школьники заполняют таблицу «Мой план на новый учебный год». В первом столбце таблицы ученикам предлагается выделить темы, которые кажутся им наиболее важными.
Основное содержание курса обществознания в 7 классе (какие темы будут изучаться) |
Умения, которыми предстоит овладеть |
Я уверенно владею |
Мне необходимо уделять больше внимания |
Тема 1 |
|||
Тема 2 |
|||
Тема 3 |
Заполнению таблицы можно отвести основное время на уроке (до 30 минут). В процессе выполнения проекта учащимся разрешается консультироваться у учителя. Однако в основном работа должна быть выполнена самостоятельно.
Оставшееся время учитель отводит обсуждению тем, важных с точки зрения семиклассников. Желательно выслушать всех учеников, предложив каждому кратко пояснить своё мнение.
Домашнее задание: вопросы рубрики «Вспомним» к § 1.