«Отношения между людьми» - Человек среди людей

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки

«Отношения между людьми» - Человек среди людей

Главная задача урока — раскрыть основное содержание понятия «межличностные отношения» через выявление их специфики: эмоциональной основы, взаимного характера, зависимости от способа их осуществления; помочь учащимся осмыслить личный опыт участия в различных видах межличностных отношений; содействовать развитию уважения к личности любого человека через раскрытие значения межличностных отношений для психологического комфорта; развивать умение работы с текстом учебника, другими его компонентами.

На уроке возможна выставка небольших сочинений-миниатюр на тему «Портрет моего друга», фотографий, рисунков, книг о дружбе и любви. Такое оформление уроков поможет создать атмосферу непринуждённости, доверия и дружелюбия. Дополнить эту атмосферу могут и иные иллюстрации (портреты работы известных мастеров, изображения лиц, одухотворённых любовью, сцены дружеского общения и т. п.).

План изучения нового материала

1. Что такое межличностные отношения.

2. Чувства — основа межличностных отношений.

3. Виды межличностных отношений.


Урок может быть проведён в различных методических вариантах.

Возможен вариант комбинированного урока. Вначале перед учащимися можно поставить вопросы, включённые в рубрику «Вспомни». Затем уместно обсуждение проблемы влияния симпатии на отношение к людям (см. «Обсудим вместе»).

Изучение нового содержания основывается на работе с учебником. Учащиеся могут под руководством учителя прочитать текст, обсудить вопросы, поставленные в тексте, ситуации и проблемы рубрики «Обсудим вместе», рассмотреть иллюстрации и выполнить задания к ним.

В процессе работы с материалами учебника важно обратить внимание учащихся на выделенные слова — понятия и термины, связанные с данной темой.

При изучении первого пункта плана важно, чтобы учащиеся усвоили, что межличностные отношения характеризуют взаимосвязи между личностями, вступающими в непосредственный контакт. Взаимность и непосредственный характер — важные отличительные черты этого вида отношений в обществе.

Иллюстрации и примеры в тексте помогут лучше уяснить значение непосредственного взаимного контакта для успеха межличностных отношений.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о значении чувств в межличностных отношениях. Проверка выполнения задания на с. 10 учебника позволит подчеркнуть, что среди чувств есть такие, которые сближают людей, делают контакты между ними приятными, а есть и противоположные — разделяющие людей и затрудняющие их взаимодействие. Понятия «симпатия» и «антипатия» можно рассмотреть как антиподы, предложить ребятам проиллюстрировать конкретными примерами проявление симпатии и антипатии.

На с. 10 учебника содержится и краткое определение стереотипа, который может существенно влиять на отношения между людьми. Чтобы учащиеся лучше усвоили, что такое стереотипы, можно предложить ребятам письменно в тетрадях выполнить задание: продолжите фразы: «Все отличники...», «Все спортсмены...», «Каждый охотник...» и т. п. Проверка выполнения задания может выявить, что у многих учеников продолжения окажутся одинаковыми, в связи с чем можно спросить: как вы думаете, почему разные ученики в классе предложили похожие продолжения простых фраз? Как, по-вашему, стереотипы влияют на отношения между людьми?

После разбора ответов учащихся уместным будет вывод, выделенный в тексте учебника: «понять другого — важное условие межличностных отношений».

При изучении третьего пункта плана ребята могут в своих тетрадях нарисовать «круги межличностных отношений», поместив в центр букву «я». Самый близкий к центру круг — «любимые и друзья», второй круг — «приятели», третий — «товарищи по общему делу», и, наконец, четвёртый — «знакомые».

Далее ученикам предлагается выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома», используя при этом текст рубрики «Путешествие в прошлое» и иллюстрацию в рубрике «Картинная галерея».

Заключается текст учебника материалом о любви (см. «Обсудим вместе»). Здесь трудно дать исчерпывающие советы учителю, его тактика зависит от конкретных особенностей класса, чувства такта, готовности обсуждать с ребятами данный вопрос. Во всяком случае, стихи А. Барто «На букву Л», написанные с лёгкой иронией и одновременно с пониманием чувств юного влюблённого, — уместное завершение данной части урока. Возможный вариант — учитель сам читает эти стихи.

При изучении темы возможна организация и групповой работы, связанная с выполнением учащимися опережающих заданий.

Этот вариант организации занятия уместен, если есть возможность провести спаренный урок. Тогда первый час может быть посвящён работе в группах, а второй — представлению и обсуждению результатов.

Группы могут быть образованы на основе личных предпочтений самих семиклассников.

Предварительные задания группам (выполняются всеми группами в обязательном порядке):

1. Прочитать § 1.

2. Выполнить задание 4 рубрики «В классе и дома».

Задание, выполняемое группами по желанию: придумать для своей команды название, девиз и эмблему.

Занятие начинается игрой «Групповой портрет», в которой проверяется способность ребят действовать согласованно, на основе взаимопонимания.

Цели игры: отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах; нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый участник группы, что усиливает чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со способностью к кооперации развивается наблюдательность и имеется возможность творческого самовыражения.

Каждой группе понадобятся большой лист бумаги и фломастеры.

Инструкция сообщается учителем устно и раздаётся на карточках каждой группе.

Вы должны сообща нарисовать картину, в которой будут изображены все участники команды. Свой портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Придумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет жанр и сюжет вашей картины. Подумайте, как вы будете представлять свою работу зрителям? Какие пояснения вы будете давать при этом?

На выполнение задания даётся 15 минут. Затем по очереди (по жребию) каждая группа представляет свою работу. На представление результата каждой группе даётся 3 минуты.

Анализ игры (вопросы также представляются учащимся вместе с инструкцией, отвечает на них тот, кто представляет работу группы):

— Кому ты доверил нарисовать твой портрет?

— Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?

— Кто выбрал тебя художником?

— Как ты пришёл к решению, что и как нарисовать?

— Ты доволен своим портретом?

— Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами?

— Насколько ты доволен тем портретом, который нарисовал ты сам?

После выступления всех групп проводится итоговое голосование. Для этого необходимо приготовить и раздать каждому ученику небольшие листочки бумаги — для каждой группы листочки своего цвета. Задание: на листочках напиши, сколько баллов по 10-балльной системе ты поставишь каждой группе.

Ещё одна игра-упражнение на скорость по определению лидера среди знатоков чувств может быть проведена в парах: каждой паре необходимо за отведённое время назвать (записать) как можно больше слов, обозначающих чувства. Подсчёт результатов проводится в конце первого урока.

Затем группам предлагаются задания (могут быть заготовлены карточки в конвертах для каждой группы), которые выполняются письменно на общих листах. От каждой группы учитель в конце второго часа занятий получает один лист отчёта, на котором подписано, кто именно выполнял каждое задание. Заданий должно быть столько, сколько учеников в группе.

Задания группам на урок:

1. Составить план к фрагменту § 1 «Какие отношения называются межличностными».

2. Расположить в две колонки (положительные, отрицательные) чувства, перечисленные на с. 10 учебника,

3. Объяснить значение слов: симпатия, антипатия, стереотип. Придумать и нарисовать символическую эмблему к словам симпатия и антипатия.

4. Составить на основе фрагмента текста «Виды межличностных отношений» «Лестницу межличностных отношений».

5. Выполнить задание к рисунку на с. 17 учебника, пояснив свой ответ.

6. Письменно ответить на вопрос 1 рубрики «Проверь себя».

Дополнительные баллы могут быть выставлены группе, лучше других выполнившей задание 4 рубрики «В классе и дома».

Проверка отчётных листов позволит учителю не только оценить работу каждого, но и составить представление о межличностных отношениях в классе. Следующий урок можно начать с анализа отчётов и объявления оценок за него.


Домашнее задание к уроку: § 1, вопросы и задания, оставшиеся после выполнения части из них на самом уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]