Обществознание 6 класс - Поурочные разработки
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ - Нравственные основы жизни
Задачи уроков
1. Провести диагностику результатов обучения в 6 классе.
2. Подвести итоги учебной работы за год.
3. Наметить перспективы обучения в 7 классе.
Оборудование уроков
Выставка лучших работ учащихся, мультимедиапроектор, компьютер, словарь антонимов, карточки с заданиями.
Варианты организации учебной деятельности
Урок-собеседование; урок-конференция; урок работы с текстом.
Урок-собеседование. Такой урок может быть проведён как фронтальная работа учителя с учащимися или подготовка к собеседованию учеников по группам и последующий опрос этих групп.
Вопросы для собеседования должны быть заранее сообщены учащимся. За основу целесообразно взять вопросы рубрик «Вопросы для итогового повторения», «Проверим себя», «В классе и дома» и любого параграфа учебника, а также воспользоваться вопросами, данными в пособии «Промежуточная аттестация по обществознанию. 6—9 классы» (М.: Просвещение, 2010).
Желательно подготовить карточки с вопросами итогового повторения или компьютерную презентацию. На уроке учащиеся выбирают карточку с вопросом и отвечают на него, для подготовки ответа даётся 2—3 мин. Возможна демонстрация вопросов на слайдах: это могут быть вопросы в виде текста, картинки, фрагмента фильма. При групповой форме собеседования на каждый вопрос отвечает один ученик из группы, а другие могут дополнять, уточнять, расширять ответ ученика.
Урок-конференция. Сообщения к конференции должны быть подготовлены заранее. Задача учителя — распределить их таким образом, чтобы они освещали все изученные темы в курсе 6 класса. Ниже предлагаем примерные темы таких сообщений:
1. «Кого мы можем считать личностью, достойной уважения».
2. «Деятельность, которая полезна людям».
3. «Потребности и способности».
4. «Общество как многообразие социальных групп».
5. «Когда общение приносит нам радость».
6. «Добродетели и добрые дела».
Конференция может быть организована как своеобразный устный журнал. Каждое выступление — особая страница такого журнала. Помимо выступления с сообщением, в каждую страничку может быть включён визуальный материал (компьютерные презентации учащихся, фотографии, рисунки или плакаты и пр.).
В конце урока педагог подводит итоги, обязательно отмечает лучшие работы учащихся. Желательно, чтобы и шестиклассники сами оценили свою работу.
Урок работы с текстом. Комплексная работа с текстом может быть организована на двух уроках.
На первом уроке проводится работа с текстом, на втором — проверка результатов, оценка и подведение итогов. Ученикам на карточке (слайде на экране) предъявляется нижеприведённый текст:
В чём благо человека
Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честь, своё воздержание, своё разумение. Кто отдаст врагу эту крепость свою, тот попадёт в плен и погибнет.
Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.
— А когда бывает человек похож на скотину?
— Тогда, когда он живёт в брюхо своё: безрассудно, небрежно...
— А когда он похож на дикого зверя?
— Тогда, когда он живёт насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.
Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию и необузданности... Если ты не хочешь этого, то тебе придётся со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдёшь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.
Эпиктет (ок. 50 — ок. 140 гг. н. э.) — древнегреческий философ)
После того как ученики познакомятся с данным текстом, им сообщаются вопросы и задания:
1. Как, по мысли автора, человек может спастись от зла?
Ответ:
Нужно оберегать свою честь, воздержание и разумение — 1 балл.
2. Что уподобляет человека домашней скотине?
Ответ:
Если он живёт в брюхо своё: безрассудно, небрежно (варианты: если он живёт только ради животных потребностей; если он ограничивается удовлетворением своих животных потребностей) — 1 балл.
3. Чем человек отличается от диких зверей и домашнего скота?
Ответ:
Разумом — 1 балл.
4. Каким общим понятием автор объединяет такие качества, как упрямство, гнев и злоба?
Ответ:
Насильничество — 1 балл.
5. Выпишите из текста качества, которые автор считает недостойными человека, подберите к ним противоположные качества. При затруднениях воспользуйтесь словарём антонимов.
Ответ:
1) Зло — добро.
2) Безрассудность — разумность.
3) Небрежность — аккуратность.
4) Упрямство — уступчивость.
5) Печаль — радость.
6) Страх — смелость.
7) Зависть — отсутствие зависти.
8) Корысть — бескорыстие.
9) Алчность — щедрость.
10) Недружелюбие — дружелюбие.
11) Изнеженность — мужественность.
12) Необузданность — сдержанность.
За любые шесть верных пар — 2 балла плюс по 1 баллу за каждую следующую пару. Максимально — 18 баллов.
6. Что даёт человеку счастье?
Ответ:
Порядок во внутренней духовной жизни — 2 балла.
7. Ученикам 6 класса было предложено после прочтения текста Эпиктета ответить на вопрос: «Как, по вашему мнению, связаны между собой счастье человека и добро?»
Нина ответила так: «Автор текста утверждает, что каждый человек стремится к счастью. Одни видят счастье в том, чтобы иметь всё, что захочется. При этом их жизнь мало чем отличается от жизни домашней скотины. Другие люди видят счастье в том, чтобы, как хищники, захватывать всё больше и больше. Третьи счастливы только тогда, когда у них в душе мир и покой. Но счастья без добра не бывает».
Никита ответил так: «Прожить жизнь по-человечески и быть счастливым непросто. Трудно не превратиться в домашнее животное, которому для счастья нужна еда и тёплое стойло. Счастья нет и там, где царит насилие. Оно делает несчастными других, а значит, творит зло. Зло и счастье несовместимы. Счастье дают только добрые мысли и дела. Значит, без добра настоящего человеческого счастья не бывает. Я согласен с автором текста, что счастье можно найти внутри себя, в своей душе, если разум и душа настроены на добро».
Ответьте на вопросы:
1) В чём ответы ребят совпадают?
2) Чем они различаются?
3) Кто из ребят точнее ответил на поставленный вопрос? Своё мнение аргументируйте.
Ответ:
Более точный ответ у Никиты, он не только написал, чем различается понимание счастья у разных людей, но и связал понятие счастья с отсутствием зла, с добром в душе и в делах — 3 балла (1 балл за ответ и 2 балла за аргументацию).
Максимальное количество баллов за работу — 27.
Оценить результаты работы с текстом и подсчитать свои баллы, после того как учитель предъявит (на доске или на экране) верные ответы, могут сами учащиеся.
Завершить урок можно работой с текстом учебника «Подведём итоги», после чего предложить учащимся кратко сформулировать, чем им запомнился этот учебный год, что для них было самым важным на уроках обществознания, чего они ждут от уроков в следующем учебном году.