Конституция - Основной закон государства - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Конституция - Основной закон государства - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Цели и задачи: познакомить учащихся с Основным законом нашего государства, признаками Конституции; проследить историю конституций в мире и в России; охарактеризовать основные разделы Конституции РФ; познакомить с терминами и понятиями: право, нормативный правовой акт, конституция, референдум.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать признаки Конституции; объяснять причины принятия Конституции; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; структурировать полученные знания; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Китайский философ IV в. до н. э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно было вручено при всем народе 50 золотых монет. Все это было проделано д ля того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл притчи?

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Тема урока: “Конституция — Основной закон государства”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Что такое Конституция?

2. Из истории Конституции нашей страны.

III. Введение в новый материал

— Можно ли жить в обществе и поступать так, как тебе заблагорассудится?

(Ответы учеников.)

Действительно, жизнь в обществе возможна только при условии, что мы будем подчиняться определенным правилам и нормам. Поэтому многие поступки человека регулируются правом — совокупностью правил (норм), за нарушение которых наступает юридическая ответственность.

— Как вы думаете, какую роль играет право в жизни человека?

Задание: предлагаю сыграть в игру “Ромашка”. Правила игры простые: вы называете глагол, который определяет значение и роль права в жизни человека. Эти глаголы мы напишем на лепестках ромашки. (Ответ. Восстанавливает, защищает, помогает, обеспечивает, регулирует, учит, направляет, заставляет, отстаивает и т. п.)

Но право не передается устно, а фиксируется в источниках, например, в нормативно-правовых актах:

• законах;

• указах;

• постановлениях.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 161 учебника, познакомьтесь с понятием “правовые нормы”.

(По ходу проверки выполнения задания составляется минисхема.)

Недавно я стала свидетелем следующего разговора между подростками.

— Никита, вот скажи мне, почему конституция какой-то особый закон? - спросила Лена. — Я слышала, что конституция — это основной закон. А почему?

— Естественно, основной, это ясно как дважды два! — убежденно произнес Никита. — Потому...

И мальчик растерянно замолк, так и не найдя ответа.

— Так почему же это основной закон? Как и когда он появился? Каковы его признаки? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Что такое Конституция?

Термин “конституция” произошел от латинского слова constitution — устройство, постановление.

(По ходу объяснения на доске составляется схема.)

Задание: работая с текстом рубрики “Интересные факты” на с. 161 учебника, ответьте на следующие вопросы.

— В каких видах может существовать конституция?

— Что такое “неписаные” конституции?

— В каких странах действуют “неписаные” конституций?

— Какова история их возникновения?

— Приведите примеры действия Конституции как единого закона.

(Проверка выполнения задания.)

Конституция как важнейший документ государства имеет особые признаки.

Задание: работая с текстом п. 1 § 19 учебника, назовите и охарактеризуйте особые признаки Конституции.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

2. Из истории Конституции нашей страны

12 декабря 2013 г. исполнится 20 лет Конституции Российской Федерации, основному закону нашей Родины, по которому мы с вами живем.

— Когда и как появилась наша Конституция?

Первые попытки создать конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, появились много столетий тому назад. Еще в Древнем Риме словом “конституция” называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. В современном виде первые конституции появились в 1787 г. в США ив 1791 г. во Франции. Конституция в нашей стране появилась только в XX в., хотя проекты ее создания были известны задолго до этого.

Первой конституцией (ее называют протоконституцией) было Соборное уложение 1649 г. — кодекс законов, принятых Земским собором и утвержденных царем Алексеем Михайловичем. В 1825 г. декабристы, вышедшие на Сенатскую площадь, предложили варианты Конституции: “Русская правда” П. Пестеля и “Конституция” Н. Муравьева.

Первый шаг от абсолютной монархии к конституционной, к разделению властей был сделан в октябре 1905 г. Прообразом Конституции стал царский Манифест 17 октября 1905 г. В нем провозглашались неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. Были изданы законы о выборном парламенте, принятые 23 апреля 1906 г. Но продолжить демократические преобразования не удалось — в России началась революция. В 1917 г. монархия в России была свергнута.

Задание: работая с текстом п. 2 § 19 учебника, познакомьтесь с историей создания Конституции нашей страны и заполните таблицу.

Документ

Характеристика

Конституция РСФСР 1918 г.

Всероссийский съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов принял документ с названием “Конституция РСФСР”. Конституция закрепила власть рабочих.

Государство провозглашалось республикой.

Органы государственной власти представлял Всероссийский съезд Советов и Высший Центральный Исполнительный Комитет, который избирался на съезде.

Труд был признан обязанностью всех граждан России.

В документе было записано: “Не трудящийся да не ест!”

Конституция СССР 1924 г.

Новая Конституция была принята в связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.

За каждой республикой было закреплено право свободного выхода из состава Союза

Конституция СССР 1936 г.

Конституция 1936 г. была плодом коллективного труда видных деятелей партии и Советского государства. Ее проект широко обсуждался населением, различными общественными, государственными организациями, внесшими большое количество поправок, дополнений и предложений, определенная часть которых была учтена при окончательном редактировании текста закона в ходе работы VIII Чрезвычайного Всесоюзного съезда Советов. На съезде проект также обсуждался по-деловому, по существу. Очевидно, в силу всех этих обстоятельств второй Основной закон Союза отличался большим совершенством и являлся наиболее удачным из всех. В Конституции прописаны основы общественного строя, правового статуса граждан, избирательного права и пр. Отдельная глава документа посвящалась правам и обязанностям граждан страны. Эта Конституция провозглашала право на труд с гарантией предоставления работы, право на отдых, социальное обеспечение по старости, свободу слова, печати и др., но была принята на фоне общего беззакония. Многие положения Конституции, особенно касающиеся прав человека, наделе не имели механизма реализации, поэтому бездействовали и мирно сосуществовали с безжалостной репрессивной машиной, массовыми арестами, расстрелами. Конституция, как бы в насмешку над реальностью, провозглашала тайну переписки и неприкосновенность личности. Содержавшиеся в ней демократические принципы гласили: правосудие осуществляется судами, судьи независимы и подчиняются только закону. Из статьи 6 мы узнаем, что “Земля, ее недра, воды, леса, заводы и фабрики, шахты и многое другое является государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием”. Опять же в первую очередь государство, а затем народ. И так почти везде, разбирая статьи Конституции 1936 г., мы видим, что упор делается на советское правительство, государство, а о народе говорится в последнюю очередь. Сейчас главным является народ, а второстепенным правительство

Конституция СССР 1977 г.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ней были закреплены основные права и свободы граждан.

В том числе закреплялось право граждан СССР на бесплатное образование всех видов. Статья 6 Конституции определяла, что КПСС является главной и направляющей силой общества, ядром политической системы

Конституция Российской Федерации 1993 г.

В 1991 г. прекратил свое существование СССР. Возникла необходимость в создании новой Конституции. Она была принята 12 декабря 1993 г. в ходе референдума — всенародного голосования. В Конституции Российской Федерации было провозглашено, что власть в нашей стране принадлежит народу. Именно народ выбирает президента государства, возлагая на него полномочия главы государства, который обязан соблюдать Конституцию РФ и осуществлять руководство страной во имя народа. Именно народ выбирает своих представителей в органы власти

(Проверка выполнения задания.)

Предлагаю познакомиться с содержанием Конституции 1993 г.

Задание: у вас на столах лежат экземпляры Основного закона страны. Откройте их.

— С чего начинается Конституция?

— Из каких частей она состоит?

— Сколько глав и статей она включает?

(Проверка выполнения задания.)

Вводная часть Конституции называется Преамбулой (предисловием).

Задание: прочитайте Преамбулу Конституции и определите:

• цели Основного закона страны;

• задачи Основного закона страны.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Как вы думаете, почему эти слова помещены в Преамбуле Конституции? Свой ответ обоснуйте. (Проверка выполнения задания.)

Президент, вступая в должность, дает следующую клятву: “Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.

Задание: выделите в данной клятве ключевые слова. (Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Согласны ли вы с утверждением: “Конституцию государства должен знать каждый гражданин”? Аргументируйте свое мнение.

Домашнее задание

1. Прочитать § 19 учебника.

2. Составить план раздела “Из истории Конституции нашей страны”: выделить основные смысловые части и озаглавить их.






Для любых предложений по сайту: [email protected]