Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко
Как спасти природу - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
Цели и задачи: познакомить учащихся с проблемой взаимоотношений человека и природы; разработать меры по спасению природы; познакомить с терминами и понятиями: природа, экология, экологический кризис, Красная книга, Гринпис.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать взаимодействие человеческого общества с природой; определять проблемы, которые встали перед человечеством в XXI в., меры, предпринимаемые человечеством по охране окружающей среды; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать полученные знания, анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: проект.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Сейчас я прочитаю вам рассказ писателя В. В. Вересаева “Легенда”. Внимательно послушайте и задумайтесь над его смыслом.
Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа моряков сошла на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте тихие стоны и оханья, жуть их взяла. Всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.
Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.
(Ответы учеников.)
Давайте послушаем мнение самого писателя Вересаева: “Мне представляется: наша жизнь — это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. Мы ударяем топором, ждем — вот сейчас побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь”.
Тема уроков: “Как спасти природу”.
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроках.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Общество и природа.
2. Взаимодействие человеческого общества и природы.
3. Экологическая ситуация в современном глобальном мире.
4. Спасение природы.
5. А что можете сделать вы?
III. Введение в новый материал
Американские и английские ученые провели совместные исследования под названием “Стихийные бедствия: дело рук Бога или человека?”. Вывод был таким: главной причиной стихийных бедствий в современном мире является вмешательство человека. Землетрясения, наводнения, засуха — все эти губительные события в большинстве случаев связаны так или иначе с его деятельностью. Именно поэтому в конце XX в. стал широко применяться термин “рукотворные катастрофы”. Неизбежна ли в таком случае гибель человечества? Или мы можем предотвратить пагубные последствия своей же деятельности? Поговорим об этом на нашем уроке.
IV. Работа по теме уроков
1. Общество и природа
— Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между:
• человеком;
• обществом;
• природой?
(По ходу ответов учеников на доске составляется схема.)
— Что же подразумевает термин “природа” с позиции обществознания? Запишем это определение в наши словари.
Природа — естественная среда обитания человека. Это биосфера, или активная оболочка Земли, которая создает и защищает жизнь на нашей планете. Каков же возраст нашей природы? Ученые предполагают, что она существует уже 4 млрд лет.
— Какую роль играет природа в жизни человека?
(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса.)
— Согласны ли вы с мнением французского поэта А. Ламартина, который утверждал: “Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы”.
(Ответы учеников.)
2. Взаимодействие человеческого общества и природы
Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 135 учебника, познакомьтесь с понятием “экология”.
(Проверка выполнения задания.)
История заселения людьми планеты Земля показывает, как постепенно возрастало воздействие человека на природу и к каким последствиям оно привело. На прошлом уроке мы с вами говорили об экологическом кризисе.
Задание: попробуем проследить этот процесс, составляя схему (см. с. 157).
Что же ждет мир, народы, вступившие на “индустриальную ступень”? Удастся ли человечеству избежать самоуничтожения? В конце XX в. появились концепции экологической катастрофы Земли.
Российский академик Н. Н. Моисеев выдвинул теорию ядерной зимы. Если произойдет обмен ядерными ударами между СССР и США, биосфера перестанет существовать, а если и сохранится, то человек в ней не сможет выжить.
В конце 1970 г. члены Римского клуба (созданной в 1968 г. международной организации ученых, общественных и политических деятелей, привлекшей общественное внимание к глобальным проблемам современного человечества, связанным с научно-техническим развитием) поставили вопрос: что будет, если человечество никак не отреагирует на угрожающие жизни явления? Ответ был таков: биосфера разрушится в конце XXI в.
В середине 1990-х гг. российский ученый В. Горшков (его точку зрения разделяют ученые Н. Н. Моисеев, В. И. Данилов-Данильян и другие) сделал вывод, что биосфера вышла из состояния равновесия в начале 1800 г. Нарушен углеродный цикл. Углерод захоронен в море, почве. Условием выхода из кризиса ученый считает сокращение численности населения в 10 раз, уменьшение давления на природу. Природа сама восстановит равновесие — ведь любая система стремится к равновесию.
(Подведение итогов исследования вопроса.)
— Как же взаимодействует человеческое общество с природой?
Задание: прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы к нему.
Мир звездный над нами, а мы — мир земной,
Земля под ногами омыта водой.
Наверное, где-то, в космической дали,
Подобное что-то другие создали.
На нас ли похожи, а может, не очень...
Каким видят небо в безлунные ночи?
Спешат ли навстречу космической мгле,
А может быть, были уже на Земле.
В далекий и полный загадками век,
Когда, как животное, жил человек?
Теперь он хозяин бессонной Земли,
Плывут в звездной дали его корабли.
Сильней и быстрее он всех на планете,
А вот почему, вы узнаете, дети.
Вопросы к классу
— Как автор стихотворения называет человека?
(Ответы учеников.)
Задание: попробуйте представить себя властелином, хозяином Земли.
— Как вы будете рассуждать?
— Как будете относиться к миру природы? Попробуем сыграть с вами в игру. По ходу игры сделайте выводы.
(Ролевая игра.)
— Так к каким же выводам вы пришли?
(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги.)
Задание: послушайте рассказ американского писателя Рэя Брэдбери “Все лето в один день” и ответьте на предложенный вопрос.
Люди-колонисты работают на Венере, на которой идут постоянные дожди. Люди вместе со своим детьми вынуждены почти все время проводить в убежищах. Но однажды, в короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появилось солнце, дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули свои руки к золотому сиянию в невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг... Редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались.
— Как вы думаете, почему природа интересна человеку, ведь он хозяин Земли?
(Ответы учеников.)
Действительно, природа не создает городов, линий электропередач, произведений искусства. Все это результат деятельности человека — высшего и самого разумного существа на Земле. Но к природе человеку следует относиться бережно, не с позиции хозяина, а с позиции заботливого и любящего друга. Ведь легко нарушить связи, существующие в природе, но к каким трагическим последствиям это может привести!
3. Экологическая ситуация в современном глобальном мире
Предлагаю исследовать экологическую ситуацию в мире, используя текст п. 3 § 16 учебника и те сведения, которые вы получили на прошлом уроке.
Вопросы к классу
— Почему человек, создавая удобные для себя условия существования, одновременно ухудшает условия существования животных и растений?
— К каким последствиям это приводит?
— Приведите примеры, подтверждающие трагические последствия влияния человека на природную среду обитания.
— В чем опасность экологического кризиса для природы, с одной стороны, и для человека — с другой?
— Составьте кластер на тему “Опасность экологического кризиса”.
(По ходу проверки выполнения задания составляется кластер.)
4. Спасение природы
Наше будущее — не вселенская битва народов за выживание, а поиски оптимальных и рациональных форм, сил, мыслей, моделей, новой духовности человека.
Задание: работая в группе, обсудите различные модели взаимодействия человека с природой. Какая из них вам представляется наиболее справедливой? Свое мнение обоснуйте.
Дополнительный материал
Модель 1. “Природа — мастерская” (человек должен действовать по своему желанию и усмотрению).
Модель 2. “Природа — источник наслаждений для человека” (можно приехать в лес на машине, послушать птиц, срубить дерево для разведения костра, приготовить шашлык).
Модель 3. “Природа — храм” (ею надо любоваться, ее боготворят, нельзя ничего трогать и менять).
Модель 4. “Природа — прародительница всего живого, мать всех живущих на Земле существ” (надо ее уважать, но при этом реализовывать свои задачи, стараясь по возможности жить по законам природы).
Модель 5. “Природа — злая стихия, с которой человек вступает в борьбу” (он должен покорить ее, так как является царем и венцом природы).
Модель 6. “Природа — образец для человека” (следует отказаться от всех технических достижений и вернуться в лоно природы, вести естественный образ жизни).
(Проверка выполнения задания.)
Ученые всего мира озабочены проблемой спасения человеческой цивилизации от масштабного социально-экологического кризиса, порожденного новым информационным обществом; предлагают различные пути ее решения. Вот лишь некоторые из них.
Задание: познакомьтесь с планами ученых и определите степень их эффективности. Вы можете предложить свои мероприятия по защите природы.
1. Избрать правильную экологическую политику.
2. Ограничить бессмысленное потребление ресурсов Земли, особенно в Европе, где они почти исчерпаны (за исключением Норвегии, Финляндии, России, отчасти Швеции).
3. Избрать правильную демографическую политику (некоторые предлагают реализовать принцип “одна семья — один ребенок” в тех регионах, где перенаселение близко к рубежному уровню).
4. Построить такое хозяйство, которое будет иметь положительный баланс с природой, восстановить биологическую массу, т. е. загрязнять природу меньше, чем она в состоянии переработать.
5. Обеспечить стабильное развитие общества, без войн и политического насилия.
6. Сформировать новое (планетарное) сознание, основанное на осмыслении реальной угрозы массового уничтожения человечества, понимании ответственности каждого за судьбу планеты.
(Проверка выполнения задания.)
Над решением проблем экологии работают международные организации.
Задание: работая с текстом учебника, охарактеризуйте эти организации.
(Проверка выполнения задания.)
Эрих Фромм, один из крупнейших философов и социологов XX в., в своих прогнозах указал следующие компоненты общества будущего.
— Согласны ли вы с точкой зрения ученого? Свое мнение аргументируйте.
(Ответы учеников.)
— А как законодательно защищает наше государство окружающую среду?
Задание: работая с фрагментами Конституции РФ и материалом учебника на с. 141, дайте характеристику законодательной базы Российской Федерации.
— Какую ответственность в нашем государстве несут нарушители правил охраны окружающей среды?
(Проверка выполнения задания.)
5. А что можете сделать вы?
Кто-то из вас может сказать: мы ничего пока сделать не можем, ведь мы еще маленькие. Кто-то разведет руками и усомнится вообще: можем ли мы что-то сделать?
Задание: послушайте притчу и задумайтесь над ее смыслом.
Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: это конец, сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась... сбила под собой комок масла и выбралась из горшка.
Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а второй из лягушек. И если бы лягушки боролись за жизнь вместе, то выбрались бы из горшка гораздо быстрее.
(Ответы учеников.)
И какой же можно сделать из всего этого вывод? Бороться со всеми проблемами всем человечеством, так как каждая проблема касается каждого из нас. Сейчас вам представится такая возможность.
Задание: работая в группе, разработайте проект “Если не я, то кто же?” или “А что могу сделать я?”. Работу вы должны представить наглядно.
(Презентация проектов.)
V. Подведение итогов уроков
— Как вы понимаете выражение: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда”?
Домашнее задание
1. Прочитать § 16 учебника.
2. Задание на выбор.
• Вам поручили написать закон об экологии города. На решение каких проблем он будет нацелен в первую очередь?
• Написать эссе на тему “Будущее человечества я вижу...”.