Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко
Современное общество - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
Цели и задачи: познакомить учащихся с характерными чертами современного общества; на конкретных примерах объяснить роль и значение современных средств связи и коммуникации; познакомить с терминами и понятиями: нанотехнологии, средства коммуникации, информационная революция.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять характерные черты современного общества; приводить примеры достижений роботизации и нанотехнологий; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: характеристика.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Ученик спросил дервиша:
— Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
— Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, — сказал учитель.
Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце был зал, в котором все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, — настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этого зала были устроены так, чтобы создавать эхо.
Однажды в зал забежала собака и в изумлении застыла посередине — целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы; и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай.
Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда- сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов ее отражений.
В зале не было никого, кто бы мог причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями.
— Теперь ты видишь, — закончил дервиш, — мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир — это большое зеркало.
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл притчи?
— Какое отношение имеет эта притча к теме нашего урока? (Ответы учеников.)
Тема урока: “Современное общество”.
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Состав современного общества.
2. Современное производство.
3. Современные средства связи и коммуникации.
III. Введение в новый материал
На прошлом уроке мы говорили о законах развития современного мира. А что же представляет собой современное общество? Каковы его характерные черты? Какова роль информации и техники в жизни человека? Чего в нем больше: духовных или материальных интересов? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Состав современного общества
— В XXI в. большинство населения земного шара проживает в городах. С чем это связано?
— Почему символом нашего времени стали мегаполисы?
— Какую роль при этом играет сельскохозяйственный труд? (Ответы учеников.)
Задание: прочитайте п. 1 § 14 учебника и охарактеризуйте состав и интересы людей современного общества.
(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)
2. Современное производство
— Какие ассоциации возникают у вас при словах “современное производство”?
(Ответы учеников.)
Задание: работая с материалом параграфа учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте современное общество и ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
В журнале “Наука и техника” за 2004 г. приводятся следующие данные.
В 60—70-х гг. XX столетия важнейшей чертой стала автоматизация производственных процессов. Роботы, станки с программным управлением, гибкие производственные линии характеризуют качественные сдвиги в технике, в орудиях производства.
С конца 70-х гг. огромные успехи делает микроэлектроника. Этот новый этап стал называться компьютерной, или информационной, революцией. Первый микропроцессор, созданный в США в 1971 г., имел размер спичечного коробка, а по вычислительной мощности был равен одной из первых ЭВМ, весивших десятки тонн. Современный микрокомпьютер умещается в футляре с четверть спичечного коробка, но в 40 раз мощнее первых ламповых компьютеров, в 17 раз легче, в 2,8 тыс. раз менее энергоемок, в 10 тыс. раз дешевле их.
Производство роботов (автоматически управляемых машин), которые могут передвигаться и выполнять действия, началось в 60-х гг. XX в. В США их было 200, сейчас — уже многие десятки тысяч. А ведь робот - это первая в истории машина, которая заменила не только человеческие руки, но и функции человеческого интеллекта.
Одним из перспективных направлений является биотехнология — использование биологических процессов в производственных целях. С помощью биотехнологии уже производятся в больших количествах кормовой белок, различные медикаменты.
Появилась генная инженерия, которая путем пересадок чужих генов в клетку позволяет выводить новые виды организмов животных и растений с запланированными качествами.
Созданные в наше время пластмассы и синтетические волокна применяются в автомобильной, судостроительной, аэрокосмической промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве.
Резко выросло число автомобильных перевозок, увеличилась скорость железнодорожного транспорта.
Преобразились средства связи. Микроэлектроника активно входит в быт. Видеомагнитофоны и видеокамеры, видеопроигрыватели, видеодиски, кабельное телевидение интенсивно меняют быт людей.
Домашние персональные компьютеры управляют бытовыми приборами, помогают образованию, применяются при надомных формах труда.
Япония — страна роботов
Небольшая, когда-то закрытая от всего мира страна на Востоке, сейчас Япония ассоциируется с передовыми инновационными технологиями. Трудолюбие этой нации, стремление все довести до совершенства, искреннее переживание за свое дело — вот залог ее экономического успеха.
Одной из важных отраслей промышленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Основные направления: производство специальных электронных приборов и аппаратов, радиоприемников, телевизоров, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования. Высокую репутацию за пределами Японии завоевала продукция оптической индустрии (киноаппараты, микроскопы, оптические приборы для аэрофотосъемки, для подводного фотографирования и др.), отличающаяся высоким качеством. В Японии не прекращаются разработки роботов, имеющих внешний вид человека. Развивается техника имитации эмоций и мимики лица роботов.
Роботы в Японии — это не просто разработки ученых, а повседневная реальность обычных людей. Роботы поют и готовят еду, играют в футбол и танцуют.
Сфера службы роботов в Японии — это офисы и заводы, дома обычных людей и общественные места. Иностранцы искренне удивляются тому, что в зонах отдыха в аэропортах и на вокзалах, в торговых центрах, на выставках можно бесплатно получить сеанс массажа в любом из установленных повсюду массажных кресел.
В июне 2009 г. ученые Токийского университета представили человекоподобного робота, способного выражать свои эмоции — радость, страх, удивление, грусть, гнев, отвращение — с помощью жестов и мимики. Робот может открывать и закрывать глаза, двигать губами и бровями, выполнять различные движения руками и ногами.
Считается, что профессия сомелье возникла в XIV в. во Франции — тогда это был чиновник при королевском дворе, отвечающий за перевоз багажа. В круг его обязанностей входил надзор за продовольствием, посудой, а также за винными погребами. Позже профессия сомелье стала одной из престижных, а в школы сомелье ходят не только те, кто хочет работать в ресторанах, но и люди, желающие исключительно в личных целях научиться хорошо разбираться в винах.
Первый робот-сомелье, сконструированный японскими изобретателями, разбирается в винах не хуже живого профессионала. Дегустаторские способности электронный эксперт обрел благодаря системе сканирования инфракрасным излучением. Она позволяет ему пробовать не только вина, но и сыр, а также яблоки. Новое изобретение ростом чуть выше бутылки вина — 40 см. Этот робот похож на небольшой пылесос, к которому прикрепили голову без шеи. Левая рука-манипулятор оснащена считывающим устройством, к которому для дегустации необходимо подносить бокал с вином.
Вопросы к классу
— Каковы прогнозы современных ученых на будущее человеческого общества?
— Назовите признаки современного общества.
— Какие отрасли производства сегодня лидируют?
— Как изменился характер труда современных людей?
— Что такое нанотехнологии?
— Что собой представляют нанороботы?
— Каковы планы на будущее у данных отраслей производства?
— О каких новых изобретениях вам стало известно в ходе урока?
— Какой вывод делает автор учебника?
(Проверка выполнения задания.)
— К сожалению, не все так безоблачно на современном общественном небосклоне. Каковы последствия перехода к новому производству? Как ощущает себя в нем человек?
Задание: сыграем в игру, которая называется “Дебаты”. Я сейчас познакомлю вас с двумя мнениями о техническом прогрессе. Ваша задача:
1. Разделившись на группы, отстаивать определенную точку зрения.
2. Каждая группа должна постараться переубедить своих оппонентов.
Позиция первая: “Техника помогает человеку жить легко и интересно. Самолеты и поезда переносят людей в любую точку света. Кухонные комбайны освобождают хозяек от домашней работы. Телевизор рассказывает и показывает, что происходит в мире”.
Позиция вторая: “Да, это так. Но компьютеры для многих заменяют общение с другими людьми. Отходы производства загрязняют воздух и воду. В океан сбрасываются тонны вредных веществ. А имеющееся ядерное оружие может уничтожить Землю несколько раз. Растут противоречия между развитыми и развивающимися странами. Не устранено социальное неравенство”.
— А теперь выясним, чья позиция в ходе дебатов была более убедительна. Почему?
(Проходят мини-дебаты.)
3. Современные средства связи и коммуникации
Предлагаю вам выполнить творческое задание. Представьте, что вы фотограф и вам необходимо сделать фоторепортаж о современном обществе. Какие фотографии вы бы сделали, чтобы показать основные характерные черты современного общества? При выполнении задания используйте текст п. 3 § 14 учебника. Работу представьте в виде коллажа и презентуйте ее.
(По ходу проверки выполнения задания составляется схема (см. с. 140).)
Задание: дайте характеристику каждого из выделенных направлений.
(Проверка выполнения задания.)
Без компьютеров мы не представляем современной жизни. Так хорошо это или плохо — пользоваться компьютерами?
Задание для первой группы: найдите аргументы в защиту процесса компьютеризации общества.
Задание для второй группы: найдите аргументы против компьютеризации общества.
(Проходит мини-дискуссия.)
V. Подведение итогов урока
Итак, современное общество индустриальное и постиндустриальное, в нем большую роль играют наука, знания и техника. С одной стороны, это общество больших возможностей для достойной и интересной жизни, а с другой — существует множество пока нерешенных проблем, над решением которых необходимо работать всему мировому сообществу.
— Закончите предложения.
1. Мне нравится в современном обществе...
2. Меня тревожит в современном обществе...
Домашнее задание
1. Прочитать § 14 учебника.
2. Выполнить задания рубрики “Практикум”.