Общественный прогресс - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Общественный прогресс - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели и задачи: познакомить учащихся с проблемой общественного прогресса; дать представление о сущности и значении социального прогресса на этапах развития человечества, объяснить его противоречивость; познакомить с терминами и понятиями: общественный прогресс, общественный регресс, реформы, революция, технический прогресс.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать факторы, влияющие на прогресс; выявлять характерные черты и последствия общественного прогресса; современные трактовки обществоведческой науки о критериях социального прогресса; анализировать последствия общественного прогресса; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Жил-был один китайский император. Он не так давно взошел на престол, был молод и любознателен. Император уже знал очень много, и ему хотелось знать еще больше, но, увидев, сколько еще осталось непрочитанных книг в дворцовой библиотеке, он понял, что не сможет их все прочитать. Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю историю человечества.

Долго трудился мудрец. Проходили годы и десятилетия, и вот наконец слуги внесли в покои император пятьсот книг, в которых была описана вся история человечества. Немало подивился этому император. Хотя он был уже немолод, тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы на прочтение этих книг и попросил сократить повествование, оставив только самое важное.

И снова долгие годы трудился мудрец, и в один из дней слуги вкатили к императору тележку с пятьюдесятью книгами. Император уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочесть эти книги, и попросил мудреца оставить только самое-самое главное.

И снова мудрец принялся за работу, и спустя какое-то время ему удалось уместить всю историю человечества всего лишь в одну книгу, но, когда он принес ее, император лежал на смертном одре и был настолько слаб, что даже не смог раскрыть ее. И тогда император попросил выразить все еще короче прямо сейчас, пока он не успел отправиться в мир иной. И тогда мудрец открыл книгу и написал на последней странице всего лишь одну фразу:

ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, СТРАДАЕТ И УМИРАЕТ...

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этого рассказа?

— Какое отношение он имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Тема урока: “Общественный прогресс”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Общественные изменения.

2. Пути общественного прогресса.

3. Влияние технического прогресса на общество.

III. Введение в новый материал

Мыслители с древних времен задумывались над вопросом, в каком направлении развивается общество. По какому пути идет человечество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно людям лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего.

Известный итальянский актер М. Мастроянни сказал: “В жизни я был будто пассажиром экспресса: за окном мелькала жизнь, на станциях и в поезде я знакомился с попутчиками...” Совершим с вами увлекательное путешествие на поезде “Жизнь человечества”.

IV. Работа по теме урока

1. Общественные изменения

Итак, мы садимся в необычный поезд под названием “Машина времени”, за окнами мелькают станции — этапы развития человечества. Напомните мне их.

(Ответы учеников.)

• Станция “Общество охотников и собирателей”.

• Станция “Общество огородничества”.

• Станция “Общество земледельцев и скотоводов”.

• Станция “Индустриальное общество”.

• Станция “Информационное общество”.

— Чем отличаются друг от друга увиденные вами станции?

— Какой вывод вы можете сделать на основании увиденного?

(Ответы учеников.)

Следовательно, в обществе постоянно происходят различные изменения.

Проблемное задание. Как выдумаете, направленность общественных изменений всегда носит позитивный характер?

(Ответы учеников.)

Общество никогда не находится в состоянии покоя, все его элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому и изучать общество надо в постоянном изменении, т. е. как процесс — последовательное изменение состояний какого-либо объекта.

Все изменения в обществе имеют определенную направленность, все общественные события подчиняются внутренней закономерности, выстраивающей их в необратимый ряд причин и следствий, т. е. общество развивается. На каждом этапе возможна реализация множества путей развития, иногда поворачивающих общество вспять или уводящих в сторону от основного русла.

Общественные изменения ученые связывают с понятиями “общественный прогресс” и “общественный регресс”

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 95 учебника, прокомментируйте эти понятия. Приведите примеры общественного прогресса и общественного регресса. Изобразите эти понятия графически.

(Проверка выполнения задания.)

Давайте наглядно продемонстрируем с вами сущность нового для вас и достаточно сложного понятия “прогресс”. Прошу выйти на середину класса трех учеников. Спасибо. Теперь сделайте шаг вперед. Это и есть наглядный пример понятия “прогресс”. Но всегда ли мы делаем шаги только вперед? Давайте попробуем отступить назад. Получилось? Вот так и в истории в отдельные моменты происходили такие события, которые отбрасывали человечество назад. Это наглядно представляет понятие “регресс”.

Задание: сравните эти два процесса.

(По ходу проверки выполнения задания заполняется таблица.)

Прогресс

Регресс

Это движение общества:

• по восходящей линии, от низшего к высшему;

• от менее совершенного к более совершенному;

• к большей устойчивости, к жизнеспособности общества

Это движение общества:

• по нисходящей линии, от высшего к низшему;

• от лучшего к худшему, к деградации;

• от меньшей жизнеспособности и нестабильности общества

— Как вы думаете, что объединяет понятия “прогресс” и “регресс”?

— Что их отличает друг от друга?

— По какому пути идет современное общество?

(Ответы учеников.)

Проблемный вопрос. А как понять, общество идет вперед, топчется на месте или пятится назад?

(Ответы учеников.)

С древних времен люди задумывались над этой проблемой. Что взять за основу развития общества? Предложений было много:

• развитие нравственности;

• развитие разума;

• наличие свободы в действиях человека;

• развитие технического прогресса;

• прогрессивно то, что способствует развитию самого человека.

Задание: изучите причины развития прогресса, высказанные разными обществоведами, и сформулируйте свое мнение.

— Кто из них прав, чья позиция вам представляется неверной? Почему?

(Ответы учеников.)

2. Пути общественного прогресса

Социальный прогресс может осуществляться постепенно или скачкообразно. В первом случае в обществе происходят реформаторские изменения, во втором — революционные.

Задание: работая со схемой “Общественный прогресс” и текстом п. 2 § 12 учебника, ответьте на следующие вопросы.

— Что такое реформа?

— Дайте характеристику социальных реформ. Приведите примеры.

— Дайте характеристику экономических и политических реформ. Приведите примеры.

— Используя знания из курса истории, приведите примеры прогрессивных и регрессивных реформ.

— Что такое революция?

— Дайте характеристику неолитической революции.

— Что такое глобальная революция?

— Дайте характеристику промышленной революции. (Ответы учеников.)

Задание: давайте закрепим изученный материал и составим схему “Основные пути общественного развития”.

Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос: “Какие виды социального прогресса — реформа или революция — предпочтительнее для развития общества?”

(Выслушиваются мнения учеников и подводятся итоги.)

3. Влияние технического прогресса на общество

Основой развития общества является технический прогресс — совершенствование орудий труда и техники, так как он изменяет

производство, качество и производительность труда, оказывает воздействие на человека, на взаимоотношение общества с природой. Технический прогресс имеет длительную историю становления. Первые орудия труда появились около 2 млн лет назад.

Задание: используя полученные знания по истории Древнего мира, дополнительный материал и ваш житейский опыт, приведите примеры технического прогресса. Например, что пришло на смену:

• кузнице;

• плугу;

• чернильнице.

(Проверка выполнения задания.)

Дополнительный материал

• Технический прогресс двигали не только величайшие умы, но и миллионы простых людей, которые изобрели колесо, выплавили первый металл из руды, заставили воду крутить мельничные колеса.

• Пять тысяч лет назад на Ниле, в наиболее развитом среди стран того времени Египте, появились парусные суда. Никогда не узнает человечество имя того, кто догадался первым использовать энергию ветра как движущую силу. А ведь именно на парусных кораблях люди начали изучать планету, открыли неведомые земли.

• Многие ремесла, берущие истоки в глубине веков, дошли до наших дней как дорогие и трогательные автографы минувших столетий. Хохломская утварь, каслинское литье, палехские шкатулки, филигранное кружево серебряной скани костромских ювелиров, тульские самовары составляют и сегодня гордость нашей национальной культуры.

• Народные умельцы, с одинаковым мастерством владевшие и молотом кузнеца, и резцом каменотеса, и кистью художника, воздвигали величественные дворцы и храмы, талантливо отображали свою эпоху, создавая художественные полотна и скульптуры, самобытную культуру народа.

• Братья Аргуновы — крепостные графа Шереметева — авторы архитектурного ансамбля, который и сегодня стоит в ряду лучших произведений московского зодчества.

• Герой рассказа Лескова знаменитый тульский мастер Левша, который “аглицкую блоху на подковы подковал”, кровельщик Телушкин из очерка В. Даля “Русак”, удививший весь белый свет тем, что починил без специальных лесов кораблик на шпиле Адмиралтейства в Петербурге, — все это не вымышленные литературные образы, а реальные народные умельцы.

• Научное знание нередко рождается из массового народного творчества, интуитивного осознания любознательными и пытливыми людьми еще не установленной и не описанной наукой теории.

• Достаточно вспомнить, что уже в глубокой древности люди пользовались колесной подводкой, гончарным кругом, кузнечным мехом, ветряной мельницей, хотя законы механики, на которых основано их действие, стали известны много веков спустя.

Действительно, самые значительные следы на земле оставляет человек. Но всем ли мы можем гордиться?

Задание: выслушав стихотворение, определите, каковы последствия технического прогресса.

Следы на снегу, на песке, на бумаге...

Ручьи на земле оставляют овраги.

Дождь лужу оставил, огонь — угольки,

Дома и дороги — след чудо-руки.

Гнездо, муравейник, нора — тоже след,

По ним мы узнаем, кто жил, кто сосед.

Здесь насмерть стояли дружины, полки.

И это следы человечьей руки.

Охотник с собакой по следу идет,

Зверь путает след, ну, кому повезет?

Консервная банка ржавеет в лесу,

Уродует свалка земную красу.

Не всем, что осталось, мы можем гордиться.

Меняется время, меняются лица.

Меняется облик страны, городов —

Безбрежный простор рукотворных следов.

Задание для первой группы: приведите положительные примеры прогресса.

Задание для второй группы: представьте отрицательные последствия прогресса.

(По ходу проверки выполнения задания заполняется таблица “Последствия прогресса”.)

Положительные последствия

Отрицательные последствия

• Рост благосостояния и защищенности людей;

• стремление людей к миру и сотрудничеству;

• рост уровня нравственности, человечности, духовности людей;

• освобождение человека;

• совершенствование человеческих отношений;

• развитие творчества;

• быстрота передачи информации

• Проблемы экологии;

• рост вооружений;

• транспортное утомление;

• стрессы;

• заболевания;

• увеличение нагрузки на организм человека;

• наркомания, алкоголизм;

• размывание культурных ценностей;

• сложности общения

V. Подведение итогов урока

Не будем заканчивать урок на грустной ноте. Я предлагаю вам послушать старинную восточную притчу и сделать общий вывод по уроку.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер. У него было много учеников. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их, чтобы оказаться правым.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 12 учебника.

2. Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]