Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко
Социальные различия в обществе - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цели и задачи: познакомить учащихся с социальными различиями между людьми в обществе; выяснить причины существования социального неравенства; обсудить факторы, влияющие на положение человека в обществе; познакомить с терминами и понятиями: социальное неравенство, высший класс, низший класс, социальные различия.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать социальные различия между людьми; определять причины социального неравенства; выявлять пути решения проблемы социального неравенства; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни, заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих великолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств.
Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор или запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья. Но вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: “О господин, что ты делаешь? Почему ты не ешь того, что мы тебе предлагаем?” А вельможа, продолжая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: “Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает”.
Вопросы к классу
— О чем эта притча?
— Как вы поняли ее смысл?
— Какое отношение имеет эта притча к теме урока?
(Ответы учеников.)
Тема урока: “Социальные различия в обществе”.
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Социальные различия.
2. Социальное неравенство.
3. Как решается проблема социального неравенства.
III. Введение в новый материал
— Посмотрите друг на друга. Видите ли вы рядом с собой совершенно одинаковых людей? Как вы думаете, почему?
(Ответы учеников.)
В своих ответах вы обратили внимание на биологические различия людей, которые даны нам от природы. Но жизнь в обществе приводит к социальным различиям. Каждый человек занимает свое определенное место в обществе. Откуда берутся социальные различия? Почему существует социальное неравенство? Возможно ли решение проблемы социального неравенства? На эти вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Социальные различия
— По каким признакам люди в обществе отличаются друг от друга?
(Ответы учеников.)
Следовательно, в современном обществе выделяют большие социальные группы, которые различаются по:
• величине дохода (богатства);
• уровню образования;
• профессии (престижная и непрестижная);
• характеру труда (умственный и физический);
• образу жизни;
• политической принадлежности;
• религиозной принадлежности.
Задание: работая в парах, определите факторы, которые вызывают социальные различия.
(По ходу выполнения задания составляется схема.)
Задание: на конкретных примерах продемонстрируйте социальные различия в обществе.
(Ответы учеников.)
Проблемный вопрос. Как вы думаете, возможны ли социальные различия между родственниками, друзьями, пешеходами и т. д.? Свой ответ аргументируйте.
(Проверка выполнения задания.)
2. Социальное неравенство
— Что же такое социальное неравенство?
Задание: работая с текстом п. 2 § 8, дайте определение понятия “социальное неравенство”.
(Ответы учеников.)
— Используя знания, полученные в 5 классе, вспомните, когда впервые появилось неравенство. Как оно развивалось в дальнейшем? Приведите примеры проявления социального неравенства.
(Ответы учеников.)
Но это было когда-то. А существует ли социальное неравенство в наши дни? В разные времена философы, ученые, политики пытались понять причины социального неравенства: почему одни люди богаты, а другие бедны. Я сейчас вам дам возможность познакомиться с некоторыми мнениями на этот счет. Внимательно прочитайте рабочий материал и ответьте на вопросы.
Рабочий материал
Бедный человек любого звания почти всегда порядочен, богатый — склонен к мошенничеству: чтобы разбогатеть, мало быть ловким и предприимчивым. (Ж. Лабрюйер, писатель)
Честный человек никогда не разбогатеет. (Менандр, древнегреческий поэт)
Ни один хороший человек никогда не становится внезапно богатым. (Публий Сир, римский поэт)
Вопросы к классу
— Согласны ли вы с этими изречениями?
— Почему в обществе существует социальное неравенство?
(Ответы учеников.)
Задание: прочитайте п. 2 § 8 и изучите данные предложенной схемы. Дайте характеристику социального неравенства в современном обществе.
(Проверка выполнения задания.)
— Что же представляют собой названные группы? Какие качественные показатели имеют?
(По ходу выполнения задания заполняется таблица.)
Социальная группа |
Характеристика |
Богатые |
К богатым относятся люди, имеющие высокий уровень материального достатка (собственность, движимое и недвижимое имущество, высокие доходы). Богатым можно стать благодаря: • таланту; • трудолюбию; • получению наследства; • удачной карьере |
Зажиточные |
Они занимают промежуточное положение между богатыми и бедными. Это средний класс людей, которые обеспечены денежными средствами. Они поддерживают достойный уровень жизни, который позволяет им удовлетворять разумные потребности: • приобретать качественные продукты питания; • иметь дорогую одежду; • комфортабельное жилье и т. д. |
Бедные |
Получают минимальный доход в виде заработной платы, пенсии, стипендии, пособий. На эти деньги можно приобрести только наименьшее количество жизненных благ, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека. Количество бедных зависит от уровня экономического развития страны |
Крайне бедные |
Это нищета. Нищие способны удовлетворить только физические потребности, обеспечивающие выживание человека. Некоторые опускаются на так называемое социальное дно (бездомные, попрошайки, алкоголики, наркоманы и т. д.) |
(Проверка выполнения задания.)
— Как вы считаете, социальное неравенство явление закономерное?
— Каково ваше отношение к этому явлению?
(Ответы учеников.)
Задание: работая с текстом рубрики “Дополнительное чтение” на с. 67 учебника, ответьте вопросы.
— Как социальное положение человека влияет на его здоровье и продолжительность жизни?
— Как вы считаете, что, кроме социального положения, может влиять на здоровье и продолжительность жизни человека?
(Ответы учеников.)
Многие века люди мечтали о социальном равенстве. Да и сегодня существует множество сторонников подобной теории.
Проблемное задание. Представьте себе, что их мечты сбылись. Мы построили такое общество. Но так ли оно прекрасно?
Задание для первой группы: подготовьте аргументы в защиту всеобщего равенства.
Задание для второй группы: подготовьте аргументы против всеобщего равенства.
(Проходит мини-дискуссия.)
3. Как решается проблема социального неравенства
Проблема социального неравенства волновала людей с давних времен. Они старались придумать способы восстановления социальной справедливости.
Задание: известный герой английских народных баллад Робин Гуд по-своему пытался решить эту сложную проблему. Послушайте балладу “Робин Гуд и шериф” в переводе Самуила Маршака и ответьте на вопрос.
— Как вы думаете, добивался ли он устранения социального неравенства? Свой ответ обоснуйте.
Робин Гуд и шериф
Двенадцать месяцев в году,
Считай иль не считай.
Но самый радостный в году
Веселый месяц май.
Вот едет, едет Робин Гуд
По травам, по лугам
И видит старую вдову
При въезде в Ноттингам.
— Что слышно, хозяйка, у вас в городке? —
Старуху спросил Робин Гуд.
— Я слышала, трое моих сыновей
Пред казнью священника ждут.
— Скажи мне, за что осудил их шериф?
За что, за какую вину:
Сожгли они церковь, убили попа,
У мужа отбили жену?
— Нет, сударь, они не виновны ни в чем.
— За что же карает их суд?
— За то, что они королевскую лань
Убили с тобой, Робин Гуд.
— Я помню тебя и твоих сыновей.
Давно я пред ними в долгу.
Клянусь головою, — сказал Робин Гуд, —
Тебе я в беде помогу!
Вот едет, едет Робин Гуд
Дорогой в Ноттингам
И видит: старый пилигрим
Плетется по холмам.
— Что слышно на свете, седой пилигрим? —
Спросил старика Робин Гуд.
— Трех братьев у нас в Ноттингамской тюрьме
На смерть в эту ночь поведут.
— Надень-ка одежду мою, пилигрим.
Отдай-ка свое мне тряпье,
А вот тебе сорок монет серебром
И пей за здоровье мое!
— Богат твой наряд, — отвечал пилигрим, —
Моя одежонка худа.
Над старым в беде и над нищим в нужде
Не смейся, сынок, никогда.
— Бери, старичок, мой богатый наряд.
Давай мне одежду свою,
И двадцать тяжелых монет золотых
Тебе я в придачу даю!
Колпак пилигрима надел Робин Гуд,
Не зная, где зад, где перед.
— Клянусь головой, он слетит с головы,
Чуть дело до дела дойдет!
Штаны пилигрима надел Робин Гуд.
Хорошие были штаны:
Прорехи в коленях, прорехи с боков,
Заплата пониже спины.
Надел Робин Гуд башмаки старика
И молвил:
— Иных узнают
По платью, а этого можно узнать,
Увидев, во что он обут!
Надел он дырявый, заплатанный плащ,
И только осталось ему
Клюкой подпереться да взять на плечо
Набитую хлебом суму.
Идет, хромая, Робин Гуд
Дорогой в Ноттингам,
И первым встретился ему
Шериф надменный сам.
— Спаси и помилуй, — сказал Робин Гуд. —
На старости впал я в нужду.
И если ты честно заплатишь за труд,
К тебе в палачи я пойду!
— Штаны и кафтан ты получишь, старик,
Две пинты вина и харчи.
Да пенсов тринадцать деньгами я дам
За то, что пойдешь в палачи!
Но вдруг повернулся кругом Робин Гуд
И с камня на камень — скок.
— Клянусь головою, — воскликнул шериф, —
Ты бодрый еще старичок!
— Я не был, шериф, никогда палачом,
Ни разу не мылил петлю.
И будь я в аду, коль на службу пойду
К тебе, к твоему королю!
Не так уж я беден, почтенный шериф.
Взгляни-ка на этот мешок:
Тут хлеба краюшка, баранья нога
И маленький звонкий рожок.
Рожок подарил мне мой друг Робин Гуд.
Сейчас от него я иду.
И если рожок приложу я к губам,
Тебе протрубит он беду.
— Труби, — засмеялся надменный шериф, —
Пугай воробьев и синиц.
Труби сколько хочешь, покуда глаза
Не вылезут вон из глазниц!
Протяжно в рожок затрубил Робин Гуд,
И гулом ответил простор.
И видит шериф: полтораста коней
С окрестных спускаются гор.
И снова в рожок затрубил Робин Гуд,
Лицом повернувшись к лугам,
И видит шериф: шестьдесят молодцов
Несутся верхом в Ноттингам.
— Что это за люди? — воскликнул шериф.
— Мои! — отвечал Робин Гуд. —
К тебе они в гости явились, шериф,
И даром домой не уйдут.
В ту ночь отворились ворота тюрьмы,
На волю троих отпустив,
И вместо охотников трех молодых
Повешен один был шериф.
(Проверка выполнения задания.)
Современное общество стремится сокращать разрыв в уровне доходов разных слоев населения. В прошлом году мы говорили о социально ориентированной политике нашего государства.
Задание: в чем выражается социальная политика нашего государства? Достаточны ли предпринимаемые меры, с вашей точки зрения?
(Обсуждение задания и подведение итогов изучения вопроса.)
V. Подведение итогов урока
Составьте синквейн с терминами (на выбор) “социальные различия”, “социальное неравенство”.
Синквейн — стихотворение, состоящее из пяти строк и излагающее суть материала в кратких выражениях.
Правила написания синквейна
На первой строчке записывается одно слово — существительное, это и есть тема синквейна.
На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему.
На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
На четвертой строчке — целая фраза, предложение, состоящее из четырех слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к ней. Таким предложением могут быть крылатое выражение, цитата, пословица или фраза в контексте с темой.
Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.
Схема написания синквейна
Первая строка — Кто? Что? (одно существительное).
Вторая строка — Какой? (два прилагательных).
Третья строка — Что делает? (три глагола).
Четвертая строка — Что автор думает о теме? (фраза из четырех слов).
Пятая строка — Кто? Что? (новое звучание темы, одно существительное).
(Проверка выполнения задания.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 8 учебника.
2. Задание на выбор.
• Выполнить задания рубрики “Практикум”.
• Подготовить проект на тему “Как помочь бедным?”.