Что значит быть патриотом - Родина

Обществознание 6 класс - поурочные разработки

Что значит быть патриотом - Родина

Приступая к изучению данной темы, важно уточнить, какие знания о родиноведении есть у шестиклассников. Для этого необходимо выяснить, какой вариант курса «Окружающий мир» изучался в начальной школе и какие сведения о России как Родине россиян содержатся в этом курсе. На выяснение имеющейся у школьников информации нацеливают вопросы опережающего повторения, помещенные в рубрике «Вспомни».


План изучения нового материала

1. Наша Родина — Россия, Российская Федерация.

2. Русский язык — государственный.

3. За что мы любим свою страну.

Урок следует начать с обсуждения ответов на следующие вопросы:

1. Как называлась в прошлом наша страна? Как она называется сейчас?

2. Что означает понятие «федерация»?

Учащиеся вспоминают, что когда-то наша страна называлась Русь, Российская империя, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), СССР.

Сейчас официальное название нашей страны — Российская Федерация или Россия. Это название страна обрела в 1991 году. Это же название зафиксировано в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году.

При этом важно, чтобы учащиеся еще раз с помощью карты показали территорию России, нашли на ней столицу — Москву, а также город (областной или районный центр), где они живут и где расположена их школа.

Отвечая на второй вопрос, учащиеся могут испытывать затруднения. В этом случае учитель сообщит, что с понятием «федерация» они ближе познакомятся на уроке.

Изложение первого пункта плана в учебнике предваряется вопросом из рубрики «Обсудим вместе»: что бы ты ответил на вопрос «Что такое Родина?»?

Обобщая ответы ребят, учитель обязательно должен обратить их внимание на то, что, несмотря на различия в ответах, в них есть и нечто общее: все отмечают, что это земля предков, место, где человек родился и живет.

В слабо подготовленном классе урок полезно начать с работы с текстом рубрики «Наша Родина — Россия, Российская Федерация». В процессе комментированного чтения текста важно обратить внимание на сопутствующие вопросы.

Первый раздел раскрывает понятия «федерация» и «субъект федерации».

Учащиеся должны уяснить, что федерация — союз равноправных членов единого целого.

Каждый из участников такого объединения — субъект Федерации — имеет необходимые признаки полноценного государственного образования:

— свою территорию;

— свои органы власти;

— свой основной закон — конституцию или устав;

— свой герб, флаг.

Ознакомлению со структурой государственной федерации поможет политическая карта России, на которую нанесены отдельные субъекты. Важно привлечь внимание учащихся в первую очередь к тому субъекту, в котором живут ученики данной школы, класса; найти его на карте, отметить каким-либо условным знаком на карте конкретный населенный пункт (флажок, цветной кружок и т. п.).

Полезно предложить учащимся найти в тексте § 15 определения слова «федерация» и словосочетания «субъект Российской Федерации».

Пункт плана урока о русском языке может быть изучен как по тексту учебника, так и в процессе беседы со школьниками. Важно обратить внимание учащихся на признаки государственного языка:

— официальное использование его в государственном делопроизводстве (на русском языке пишутся официальные государственные документы, ведутся переговоры с другими государствами);

— обязательное изучение его в школах Российской Федерации.

Можно заранее подобрать пословицы о русском языке, высказывания выдающихся деятелей культуры и использовать их в этой части урока. Учащимся предлагается ответить на вопросы, как народ относится к своему языку и какие пословицы о русском языке говорят о его значении в жизни народа.

Закрепить изученное можно с помощью задания 3 рубрики «Проверь себя».

Раздел параграфа «За что мы любим свою страну» позволяет рассмотреть понятия «патриот», «патриотизм».

Стоит убедиться, знакомо ли учащимся значение слова «патриот».

Здесь уместна словарная работа с терминами «патриот», «патриотизм», «Отчизна». Следует попросить учащихся определить корень этих слов, подобрать однокоренные слова.

В хорошо подготовленном классе можно обратиться к греческому слову «patria», корень которого имеется как в слове «патриот», так и в слове «отец». Как и в русском языке, смысловая близость этих слов объясняется тем, что родство по отцу давало возможность свободному греку считаться принадлежащим не только к данному роду, но и к данному государству.

Важно на уроке убедиться, что учащиеся понимают смысл этих понятий, могут привести примеры, известные им из курсов истории, из прочитанных книг, из кинофильмов или из интернет-ресурсов. Умение активно владеть терминами «патриот», «патриотизм», «Отчизна» следует проверить, предложив учащимся составить с ними словосочетания или предложения.

В рубрике «Жил на свете человек» рассказывается о жизни В. И. Даля. После знакомства с его биографией учащимся предлагается ответить на следующий вопрос: «Достаточно ли родиться в том или ином месте, чтобы считаться патриотом?» Этот вопрос ориентирует на раскрытие связи между патриотизмом и принадлежностью к определенной земле, стране. Вероятно, учащиеся могут уловить, что сам по себе факт рождения — важное условие, но не единственное.

Далее предложите ответить на следующий вопрос: «Как вы думаете, можно ли назвать В. И. Даля патриотом?»

Пример жизненного пути В. И. Даля помогает понять, что нередко истинными патриотами России были люди, чьи предки являлись выходцами из других стран, но сами они служили на благо России, способствовали культурному развитию страны, вносили свой вклад в важные для народа области деятельности, т. е. были настоящими патриотами. В хорошо подготовленном классе можно предложить ученикам самим привести пример таких людей, которые были истинными сынами России: военачальники Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Петр Иванович Багратион, архитекторы Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, Карл Иванович Росси и др.

Обсуждение вопроса «Что дает человеку принадлежность к отечеству?» ориентирует учащихся на осмысление приведенного в словаре В. И. Даля определения отечества как земли предков, с которой человек связан историей, культурой, языком, традициями, верой. Эта связь проявляется прежде всего в том, что человеку есть чем гордиться, его духовные корни, уходящие в прошлое, дают возможность использовать опыт предков, опираться на их достижения и заслуги.

Вопрос «Как ты понимаешь выражение „ревнитель о благе“?» может вызвать затруднения, поскольку содержит устаревшее слово «ревнитель» — от слова «ревность» в значении «горячее усердие, старание, стремление к добру». Отсюда же слово «ревностный» — усердный, прилежный, преданный всей душой.

В рубрике «Картинная галерея» помещен известный учащимся плакат «Родина-мать зовет!».

Рекомендуется предложить учащимся объяснить название плаката. Это задание дает возможность с опорой на образ суровой женщины, воплотившей тип защитницы, труженицы времен Великой Отечественной войны, обсудить проблему близости для человека понятия «мать» и понятия «Родина».

Если позволяет время, рекомендуем показать учащимся плакаты Тоидзе и Моора и изображение Богоматери Оранты из Софийского собора в Киеве.

Работу с плакатами целесообразно организовать в хорошо подготовленном классе. В менее подготовленном следует ограничиться просмотром плаката в учебнике.

Обсуждение задания второй рубрики «Обсудим вместе» о том, что для своей Родины могут сделать дети, позволяет подвести к выводу, что в чрезвычайных ситуациях дети нередко ведут себя как взрослые. Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах. Достаточно напомнить ребятам Ваню Солнцева из повести В. Катаева «Сын полка».


Дополнительный материал

В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными (одному было 17, другому — 10 лет).

Старший, Александр Николаевич (1795—1868), был награжден за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года — золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813—1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов.

Младший, Николай Николаевич (1801—1843), был зачислен на военную службу в 10-летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же, 1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин.


Патриотизм как деятельная любовь к Родине в мирное и относительно стабильное время требует не меньших усилий. Важно, чтобы, высказываясь, учащиеся обращали внимание на такие проявления патриотизма, как посильный труд на общее благо, бескорыстная забота о родной природе, памятных местах страны, участие в спортивных и творческих конкурсах, состязаниях, олимпиадах.

Важно, чтобы ученики осознали, что их патриотизм не только задача будущего, но и вполне конкретный вклад в улучшение жизни страны уже сейчас. Стоит отметить и поддержать любые инициативы и предложения ребят.

В рубрике «Поэтическое слово» приводятся строки из стихотворения поэта-патриота А. С. Пушкина. Задание к ним ориентирует на внимательное чтение и разбор строки за строкой. В примечании даны пояснения трудных для шестиклассников слов.

При закреплении материала полезно убедиться, что значение слова «патриот» учащимися осознано верно. Вопрос относительно прост, он предполагает толкование основного термина данной темы. Фактически это задание на простое воспроизведение термина.

Задания из рубрики «В классе и дома» могут выполняться учащимися либо по заданию учителя, либо самостоятельно. Стоит указать, какие именно задания учитель считает обязательными, а какие учащиеся могут выполнять по своему желанию.

Задание 1 требует обращения к дополнительной литературе или к знакомому материалу из курса литературы. Его можно рассмотреть (в зависимости от наличия времени) кратко или подробно. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что эти войны, в которых народы России отстаивали не только свою свободу, но и само право на жизнь, были войнами патриотическими.

Задание 2 дает возможность еще раз раскрыть связь между Родиной как местом рождения и Отчизной как землей, с которой человек связан своим прошлым, настоящим и будущим. Оно предполагает работу с пословицами о Родине и любви к ней. При проверке выполнения задания важно обратить внимание учеников на содержательную близость пословиц о Родине, созданных разными народами. Учащиеся смогут сами сделать вывод, что отношение к своей родной земле зависит от отношения к ней самого человека.

Задание 3 направлено на углубленное понимание содержательной близости понятий «Родина», «Отчизна», «Отечество». Вторая часть задания направлена на осознание личностного отношения к своей Родине. При проверке его выполнения полезно ориентироваться на тех ребят, которые сами пожелают ответить на поставленные вопросы. Сказанное без внешнего стимула, вероятно, прозвучит более искренне и даст остальным возможность осмыслить задание для себя.

Задание 4 предлагает учащимся обратиться к стихотворению М. Матусовского, ставшему известной песней. Если есть возможность, ученики могут прослушать запись исполнения этой песни М. Бернесом. После прослушивания записи (чтения стихов) следует предложить учащимся по очереди сказать, с чего начинается Родина для каждого из них. Учитель тоже должен принять участие в этом разговоре, его слово также должно прозвучать при обсуждении этого задания в ряду других.

Задание 5 помогает еще раз увидеть свою малую родину на карте России, припомнить состав населения, культурные традиции народов, проживающих в данном субъекте России.


Дополнительный материал

Пословицы о Родине и патриотизме

Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1957.

«Где жить, тем и слыть», «В каком народе живешь, того и обычья держись», «Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома!», «За морем теплее, а у нас светлее (веселее)», «За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое», «Своя печаль чужой радости дороже», «Глупа та птица, которой гнездо свое немило», «С родной сторонки и ворона (и собачка) мила», «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «На родной стороне и камешек знаком», «Всякому мила своя сторона», «Своя земля и в горсти мила», «Без корня и полынь не растет», «Всяк кулик свое болото хвалит», «На чужой стороне и весна не красна», «На чужбинке, словно в домовинке (и одиноко, и немо)», «Горе в чужой земле безъязыкому», «Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест», «На чужой стороне и сокола зовут вороною», «Чужая сторона — мачеха», «Чужбинка не по шерсти гладит», «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха», «На чужбине и собака тоскует», «Чужбина слезам не верит», «Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет», «Где сосна взросла, там она и красна», «Где кто родится, там и пригодится», «С родной (родительской) земли — умри, не сходи!», «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине».






Для любых предложений по сайту: [email protected]