Обществознание 6 класс - поурочные разработки
Труд — основа жизни - Труд
Параграф имеет особое значение в курсе — он начинает новую главу «Труд», которая призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, характеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.
План изучения нового материала
1. Каким бывает труд.
2. Что создается трудом.
3. Как оценивается труд.
4. Богатство и бедность.
5. Богатство обязывает.
Параграф по своему содержанию связан с уроком «Семейное хозяйство». Ключевое понятие темы — «труд». На этапе включения учащихся в проблему темы ее усвоению будет способствовать следующее:
— повторение изученного ранее материала (учащимся следует предложить подготовить список контрольных вопросов по параграфу и по одному из подготовленных списков провести контрольный опрос);
— привлечение знаний из курсов начальной школы «Окружающий мир», «Рассказы по истории» путем ответов на вопросы рубрики «Вспомни»;
— включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов рубрики «Обсудим вместе».
Обращение к материалам курсов начальной школы поможет напомнить учащимся такие важные для усвоения темы положения, как:
— труд дает все необходимое для жизни (пища, предметы быта, одежда, жилище);
— в результате труда создаются ценности (машины, заводы, фабрики);
— труд позволяет сохранить и увеличить богатства природы;
— трудом создаются книги, произведения литературы и искусства, памятники и т. п.
Следующим важным шагом в усвоении понятия «труд» является знакомство учащихся с характеристиками труда, данными в разделе «Каким бывает труд». Чтобы убедиться в том, что учащиеся понимают смысл этих характеристик, рекомендуем попросить их привести примеры, характеризующие такие признаки этого понятия, как «деятельность, требующая знаний и умений», «деятельность, приводящая к результату», «деятельность, различная по содержанию и сложности». Полнее осмыслить этот термин поможет обсуждение проблемного вопроса «Может ли любой человек работать врачом, программистом, почтальоном?», а также выполнение задания 1 § 12 в рабочей тетради.
Рубрика «Картинная галерея» знакомит учащихся с репродукцией картины Т. Н. Яблонской «Хлеб». Вопросы и задания к картине позволяют учителю подвести учащихся к пониманию таких важных аспектов труда человека, как мотивы труда, его социальная значимость, отношение людей к труду и его результатам, взаимоотношения участников совместного труда. Учащиеся описывают не только сам процесс труда (участники, обязанности), но и средства, которыми художник смог выразить отношение людей к труду. Ученики видят на картине людей, занятых тяжелым ручным трудом, но увлеченных и вдохновленных своей работой.
Предметом размышлений и обсуждений могут служить причины подобного отношения к труду. Желательно, чтобы учащиеся своими словами сумели объяснить общественную значимость труда, возможность каждого труженика реализовать себя в важном для всех деле, коллективный характер деятельности и др. Разумеется, не следует требовать, чтобы учащиеся запомнили и воспроизвели все эти характеристики труда, достаточно того, что они услышат их в обобщении учителя по итогам обсуждения картины.
Следующий раздел «Что создается трудом» знакомит учащихся с основными результатами человеческого труда, требует разъяснения разделения этих результатов на материальные и нематериальные продукты труда. Глубже осмыслить это положение поможет обращение учащихся к рисункам, размещенным в тексте параграфа, и выполнение заданий к ним. Учитель помогает школьникам не просто констатировать результаты труда (услуга, изделие), но и объяснить свой выбор.
Требует внимания тезис о том, что продукты труда используются для удовлетворения собственных нужд человека или для продажи. Его целесообразно проиллюстрировать примерами, которые свидетельствуют о том, что в процессе исторического развития на смену натуральному обмену (товар на товар) приходит обмен товара на деньги.
Закрепить полученные знания необходимо с помощью задания 2 § 12 в рабочей тетради.
Раздел параграфа «Как оценивается труд» включает ряд положений и тезисов, требующих внимания и дополнительного разъяснения или обсуждения.
Во-первых, тезис о том, что труд оценивается по количеству и качеству. Его полезно подкрепить конкретными примерами (их можно найти как в сфере производства, так и в сфере бытовых услуг). Например, следует спросить, знают ли ребята, какова заработная плата их родителей, кто в семье получает больше. От чего зависит размер оплаты труда?
Важно, чтобы учащиеся поняли, что со временем люди научились определять величину вложенного труда и ценить не только сложность выполняемых трудовых операций, но и общественное значение результатов труда.
Во-вторых, труд может иметь материальную и моральную оценку. Учителю необходимо разъяснить значение этих оценок и объяснить, как каждая из них влияет на получение желаемых результатов работы. Рекомендуем предложить учащимся ответить на следующие вопросы и сделать выводы:
1. Чем, кроме денег, можно оценить труд?
2. Когда благодарность людей важнее денег?
3. Почему трудовые заслуги людей отмечают почетными наградами?
4. А существует ли труд без расчета на вознаграждение? Как можно назвать такой труд?
Предметом размышлений могут служить материалы рубрики «Поэтическое слово», которая знакомит учащихся с басней Л. Н. Толстого «Старик и яблоня». Учителю важно донести этический смысл басни, раскрыть значение бескорыстного труда человека.
Особого внимания на уроке заслуживает разговор о труде на общее благо, его влиянии на самого человека. Имеет значение осознание учащимися в ходе обсуждения этого аспекта труда положения о том, что их посильный труд на общее благо уже сейчас, а не только в будущем — это существенный вклад в улучшение окружающей жизни (своей семьи, села или города, страны в целом).
Следующий раздел параграфа «Богатство и бедность» помогает осмыслить эти полярные социальные явления, их тесную взаимосвязь с трудом человека.
Разговор с учащимися полезно начать с проблемного вопроса: «Что является богатством?»
Обсуждение ответов учащихся позволит подвести их к выводу, что богатство — это все то, что ценят люди, что является значимым для них.
Положение учебного текста о различных целях и средствах достижения богатства целесообразно подкрепить примерами из знакомых учащимся сюжетов сказок, кинофильмов, рассказов. Полезно также напомнить учащимся о том, что «отрицательные» цели и средства достижения богатства, как правило, приводят и к «отрицательному» результату. Стоит вспомнить, например, двух героинь сказки «Морозко». Одна из них бескорыстно помогала по дому, попав в терем Мороза Ивановича. Именно за доброту наградил Морозко трудолюбивую девушку. Зато вторая сестра, позарившись на богатство, желая получить его как можно больше, осталась ни с чем, когда ее сверкающие на солнце «драгоценности» растаяли. Другие аналогичные примеры могут привести сами учащиеся.
Большая часть урока посвящена обсуждению таких дискуссионных вопросов, как:
1. Что является источниками богатства для человека?
2. Как стать богатым?
Следует предложить учащимся высказать свое мнение по этим вопросам, обобщить результаты обсуждения, привести дополнительные примеры или задать дополнительные вопросы. Например:
1. Что значит «разумно» распорядиться имеющимся богатством?
2. Как вы оцениваете поступок миллиардера Пола Гетти, которому предложили раздать свое состояние, в результате чего каждый житель планеты получил бы по сто долларов? На это Пол Гетти ответил, что уже к вечеру эти деньги перейдут от бедных к богатым. Вместо этого Пол Гетти основал в Лос-Анджелесе музей, которому по затратам на строительство нет равного в мире.
3. Может ли богатый человек исправить жизнь бедного или устранить причины бедности?
Последний вопрос является наиболее трудным для понимания шестиклассниками. Здесь нужна помощь учителя. Конечно, благотворительность не может исправить чужую жизнь, а может только немного улучшить ее, но человек в отличие от животного не может обходиться удовлетворением только необходимых потребностей (еда, сон и т. п.). К сожалению, не может он и полностью устранить причины такого социального зла, как бедность. «Подавать легко, гораздо труднее сделать подачку излишней», — писал Генри Форд. Он, в частности, предлагал деньги, вложенные в благотворительность, затратить на расширение производства (это увеличит количество дешевых товаров, создаст новые рабочие места для безработных) и тем самым поднять общее благосостояние.
Одним из путей борьбы с нуждой является пробуждение самостоятельности и активности самого нуждающегося человека для обеспечения своего благополучия. Поэтому один из способов разбогатеть — это открыть свое дело, приносящее доход (заняться предпринимательством).
Важно обратить внимание учащихся на то, что это отнюдь не легкий способ, требующий от организатора не только знаний и умений, но и определенных личностных качеств (инициативности, самостоятельности в принятии решений, способности к риску, ответственности и др.). Можно предложить учащимся привести известные примеры организации собственного дела, обсудить составляющие его успеха.
В результате дискуссии учащиеся приходят к важному выводу о том, что благотворительность, не устраняя причины бедности, необходима для улучшения жизни нуждающихся, если они в силу каких-либо обстоятельств не могут обеспечить себе достойное существование.
«Богатство обязывает» — этот принцип и традицию русских купцов полезно разъяснить на примерах из жизни российских меценатов в историческом и современном контексте. Примеры можно найти в разделе параграфа «Богатство обязывает», в дополнительной литературе или использовать материалы рубрики «Жил на свете человек».
Специальная рубрика кратко знакомит с известными русскими меценатами — братьями Сергеем Михайловичем и Павлом Михайловичем Третьяковыми. Для раскрытия темы параграфа особенно значимы сведения об источниках богатства семьи Третьяковых, позволившего заниматься благотворительностью и меценатством.
Материалы рубрики «Жил на свете человек» подводят учащихся к выводу о том, что в основе богатства лежит многолетний, кропотливый труд, а материальное богатство меценатов помогало сохранять духовное богатство.
Глубже обсудить проблему богатства и бедности, донести до учащихся разницу между понятиями «духовное богатство» и «материальное богатство» учителю поможет обращение к литературным примерам, жизненным ситуациям. Например, можно предложить учащимся (возможно индивидуальное опережающее задание) познакомиться с рассказом И. С. Тургенева «Два богача» (см.: Хрестоматия по литературе для средней школы: Учеб. пособие для 5—9 кл. — СПб.; Астрахань, 1994. — С. 282) и ответить на вопросы:
1. Кому и зачем нужна благотворительность?
2. Только ли богатые могут быть милосердными?
Учитель предлагает оценить ситуацию, описанную И. С. Тургеневым: «Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!»
Завершить разговор можно, обсудив проблемные вопросы: «Кого можно считать бедным?» и «Каковы причины бедности?».
Учитель помогает обобщить мнения учащихся и подводит итог: труд не только основа жизнедеятельности человека, важнейшая его потребность, но и условие его благосостояния и благополучия.
Завершить работу с учебным текстом можно обсуждением заданий к § 12.
Материал рубрики «Учимся трудиться и уважать труд» является своего рода рекомендациями для эффективного достижения нужных результатов. Их задача — научить пользоваться знаниями: уметь применять, расширять и дополнять, находить новые связи, употреблять в новом контексте.
Реализовать принцип деятельности на уроке учителю поможет ряд известных педагогической практике методических и организационных приемов: работа в группах по выполнению заданий, «учебный мозговой штурм», решение творческих задач и т. п.
Приведем несколько примеров реализации такого подхода.
Правило «Поспешишь — людей насмешишь». Оно позволяет обсудить умение планировать свою работу с учетом времени на ее выполнение. Это обсуждение строится на основе самостоятельной работы учеников. Группы учащихся (по 5—8 чел.) получают одно и то же задание: «До Нового года осталось 3 дня, вашему классу поручили выпустить праздничную газету. Обсудите и предложите план выполнения этого задания с учетом имеющегося времени на его выполнение».
Результат работы может быть представлен на проверку учителю, или представитель одной из групп сообщает об итогах работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.
Правило «Есть терпенье, будет и уменье». Необходимость настойчивости и терпения в достижении цели и результатов труда следует рассмотреть на примерах, предложенных учащимися, при обсуждении рассказа В. А. Сухомлинского «По капле».
«Никита, ученик четвертого класса, был очень ленивым. Не хотел как следует работать, вот и получил двойку по грамматике. Дали Никите работу на лето. Положил он на стол учебник грамматики и вздохнул тяжело. Нужно выполнить двести упражнений. Разве такую работу сделаешь?
Прошел день, прошел другой, прошел третий. Вот и неделя проходит, а Никита каждый день только смотрит на книжку и вздыхает — тяжело-тяжело.
Устал Никита от безделья. Сидит и смотрит в окно. А за окном под водосточной трубой стоит пустое ведро. Из трубы в ведро капает вода — капля за каплей. Нечего делать Никите, сидит он возле окна целый день и смотрит, как вода капает.
А вечером вышел Никита, смотрит, а воды уже полведра накапало. На следующее утро ведро было полным.
Удивился Никита: значит, из маленьких капелек насобиралось полное ведро воды!
Вздохнул тяжело Никита и открыл грамматику. И тетрадь открыл».
Правило «Что посеешь, то и пожнешь». Учитель предлагает учащимся решить творческую задачу, требующую анализа положительных и отрицательных последствий ситуации.
«Два класса участвовали в сборе колосков пшеницы, оставшихся в поле после комбайна. Ребята предложили соревноваться в выполнении работы. Неожиданно загромыхал гром. Надвигалась гроза. Учащиеся торопились. Один класс первым убрал свой участок, сложил колоски в скирду и бросился по домам. Второй класс продолжал собирать колоски и складывать урожай под специальный навес от дождя. Через несколько дней бригадир колхоза пришел принимать собранный урожай».
Как вы думаете, кто выиграл в соревновании и почему?
Закрепить материал урока, эмоционально осмыслить его поможет обращение к рубрике «Поэтическое слово», знакомящей учащихся с рассказом В. А. Сухомлинского «Черные руки». Сюжет рассказа и вопросы к нему помогут учителю обсудить еще один важный вопрос темы урока «Что значит уважать труд?».