Обществознание 6 класс - поурочные разработки
Что человек чувствует, о чем размышляет - Человек
Назначение данного урока состоит в ознакомлении учащихся с понятием «духовный мир человека», а также в развитии представления о потребностях человека как об источнике его активности.
Урок имеет большое воспитательное значение. Он дает возможность поговорить с ребятами о духовной жизни человека, его мыслях и чувствах.
Задача урока: раскрыть сложные вопросы психологического характера на доступном для шестиклассников уровне.
Рекомендуем учителю предварительно познакомиться с детской энциклопедией «Психология» из серии «Я познаю мир» (Я познаю мир: Психология / Е. В. Селезнева. — М., 2001), прежде всего с разделами «Как умом победить силу» и «Можно ли прожить без чувств». Кроме того, учитель может использовать на уроке логические задания, предлагаемые автором этой книги.
План изучения нового материала
1. Какие бывают потребности.
2. «Не место красит человека...».
3. Мир мыслей.
4. Мир чувств.
Урок следует начать с обсуждения ответов на вопросы рубрики «Обсудим вместе». Это позволит перейти к объяснению нового материала.
В разделе «Какие бывают потребности» речь идет о потребностях человека. Обращаем внимание учителя на тот факт, что в психологии различают понятия «нужда» и «потребность». Под нуждой понимают прежде всего объективную необходимость, которая не осознается и не переживается человеком. Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
«Для того чтобы понять различие нужды и потребности, достаточно проанализировать некоторые простые факты повседневной жизни. Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо дефицит: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. Объективное состояние — нужда — преобразовалось в психологическое состояние — потребность.
Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей ее удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности — мотивами».
Поэтому при раскрытии понятия «потребность» важно сделать акцент именно на том, что это осознаваемая и переживаемая человеком нужда в чем-либо.
Далее следует предложить учащимся назвать потребности человека. Учитель записывает их на доске по группам и предлагает определить, по какому признаку потребности были сгруппированы, а также попытаться дать названия этим группам. В случае затруднения учителю рекомендуется задать наводящие вопросы. Например: какие потребности отражают нужды нашего организма? Какие потребности связаны с нуждами развития личности? Какие потребности есть и у человека, и у животного? Какие присущи только человеку?
Заслушав ответы учащихся, учителю следует попросить их прочитать соответствующий материал параграфа и самих себя проверить: все ли было учтено в их устных рассуждениях?
Обобщая ответы учащихся, важно подчеркнуть, что, хотя биологические потребности человека остаются такими же (по их перечню), как и у животных, они отличаются по способам удовлетворения и предметам: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей.
В разговоре о потребностях учитель может использовать следующую фразу Фалеса: «Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда есть осознание нужды в чем-то». Философ Фалес много путешествовал, растратил все свои деньги и жил небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил тому, что человеку нужна мудрость, а не деньги. Жители Милета насмехались над ним. «Ты поучаешь людей, а сам живешь в бедности», — говорили ему. Тогда Фалес взял в долг денег и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу, должен был быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог бы стать богатейшим человеком.
Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Древнеримский император Диоклетиан (243—312), утратив интерес к государственным делам, отрекся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый друг стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту,— и скажи, в чем я добился бóльших успехов?» — ответил Диоклетиан.
Наконец, потребность способна возникать вновь и вновь. Закончить изучение раздела следует чтением последнего предложения раздела и попросить учащихся привести свои примеры к нему.
Для закрепления изученного материала рекомендуется познакомить учащихся с содержанием рубрики «Жил на свете человек» и предложить ответить на вопросы к тексту. Это поможет обратить внимание школьников на то, что удовлетворение духовных потребностей (в данном случае в знании) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение социального статуса).
Раскрывая содержание раздела «Не место красит человека...», важно сделать акцент на неповторимом сочетании потребностей каждого человека.
Следует предложить учащимся выполнить опережающее задание 3 рубрики «В классе и дома», направленное на предварительное знакомство с содержанием раздела.
Учитель может сказать, что социальная значимость личности «во многом определяется тем, какие потребности у нее преобладают. По-разному ценится человек, который стремится только к личному обогащению, человек, для которого самое важное в жизни — удовлетворение потребности в модной одежде или изысканных блюдах, и человек, для которого главная потребность — творческий труд...».
Далее полезно ввести и объяснить понятие «духовный мир человека», используя также материал рубрики «Поэтическое слово». Ответы на вопросы к рубрике помогут определить уровень исходных представлений учащихся о понятиях «мысль» и «чувство», какую роль они играют в развитии личности человека. В случае затруднения учитель предлагает учащимся обратить особое внимание на второе четверостишие и объяснить его смысл.
Содержание темы предполагает введение понятия «мысль». Учитель может объяснить его сам или попросить учащихся найти определение этого слова, прочитав соответствующий фрагмент раздела «Мир мыслей» и посмотрев значение этого слова в словаре.
При раскрытии способа выражения мысли учителю следует дать характеристику понятий «суждение» и «умозаключение» и предложить учащимся привести собственные примеры суждений и умозаключений.
После завершения изучения этого раздела для закрепления материала рекомендуется предложить ребятам выполнить следующие задания:
1. Учитель пишет на доске пары суждений, взятые из книги Л. Кэрролла «Логическая игра»:
1) Ни один ребенок не обладает терпением. Ни один нетерпеливый человек не может сидеть спокойно.
2) Сахар сладкий. Соль несладкая.
Затем предлагает учащимся из каждой пары сделать вывод:
1) Ни один ребенок не может сидеть спокойно.
2) Сахар — не соль. Соль — не сахар.
2. Учитель предлагает ребятам разгадать загадку Сфинкса. Может быть несколько вариантов работы над этим заданием. Вариант 1: учитель зачитывает «Миф о Эдипе и Сфинксе», но не читает отгадку. Детям предлагается попробовать самостоятельно отгадать загадку. Заслушав несколько ответов учеников, учитель читает отгадку. Вариант 2: учитель или один из учеников читает миф.
«Около города Фивы поселилась Сфинкс — чудовище с головой женщины и туловищем льва. Она не пропускала людей, пока они не отгадают загадку. Если они не могли дать правильный ответ, Сфинкс их съедала. Никто не мог пройти мимо, и никто не осмеливался ее уничтожить. Один человек, по имени Эдип, видя горе горожан, решил избавить их от беды. Сфинкс предложила ему следующую загадку: «Кто имеет четыре ноги утром, две — днем, три — вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Эдип догадался, что это человек: в младенчестве он ползает, в зрелом возрасте ходит, в старости опирается на палку. Сфинкс пришла в отчаяние, что ее загадку разгадали, и бросилась со скалы».
После выполнения этого задания учитель предлагает учащимся подумать над вопросом: что помогло Эдипу справиться с загадкой? При желании учитель также предлагает вспомнить, какие загадки загадывали героям различных сказок. Обобщая ответы учащихся, важно подчеркнуть, что часто для решения той или иной проблемы требуется посмотреть на нее с необычной точки зрения, отказаться от привычного способа решения. Это особенности творческого мышления.
Автор детской энциклопедии по психологии предлагает для проверки творческого мышления решить задачи, требующие необычного подхода:
«Первая задача. Как с помощью одной палочки, лежащей на столе, построить треугольник?
Вторая задача. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника?
Третья задача. Двое детей подошли к реке. У берега всего одна лодка, в которой может поместиться только один человек. Как им переправиться на другой берег?»
Ответы: 1. Надо положить палочку на угол стола — получится прямоугольный треугольник. 2. Нужно построить треугольную пирамиду: она будет состоять из четырех треугольников. 3. В условии задачи не сказано, что дети подошли к одному берегу, поэтому можно предположить, что они подошли к разным берегам и, значит, сумеют перебраться через реку.
Сюжет рубрики «Картинная галерея» тематически связан с содержанием двух последних разделов. Выполнение задания рубрики поможет перейти к раскрытию понятия «чувство».
При раскрытии содержания раздела «Мир чувств», следуя логике изложения материала параграфа, важно обратить внимание учащихся на отличие эмоций от чувств.
На наш взгляд, при изучении этого вопроса учителю поможет знакомство с книгой В. Г. Кротова «Государство чувств. Ориентирование во внутреннем мире» (М., 1997). Предлагаем учителю ознакомиться с фрагментом этой книги:
«Чувства человека взаимодействуют друг с другом. Они могут поддерживать друг друга, могут конфликтовать и далее враждовать...
Попробуем присмотреться к основным разновидностям чувств, населяющих наш внутренний мир. Такая классификация неминуемо будет очень условной. Она годится только как канва для понимания собственного внутреннего мира. Главное — увидеть, какие реальные чувства живут в нашей собственной душе...
Чувство родства. Наше отношение к родным и родственникам. Это целая группа чувств, целое их семейство, по-своему воспроизводящее внутри внешние родственные отношения. Чувство родства — одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.
Чувство дружбы. Таких чувств тоже обычно несколько, и они могут быть очень разными: от легкой приятельской симпатии до глубокой дружеской любви. Чувство дружбы играет особую роль в нашем жизненном ориентировании, увлекая нас туда, куда бы мы сами, может быть, и не отправились.
Чувство долга. В молодости оно может отсутствовать или быть слабым. Тогда легче увидеть его в действии, глядя на близких нам людей старшего возраста. Чувство долга складывается как раз в результате нашего жизненного ориентирования, а затем уже само направляет нас по жизни.
Чувство прекрасного (эстетическое чувство). Оно знакомо каждому, хотя людей, у которых оно играет заметную роль в государстве чувств, к сожалению, не так уж много. Ему, как правило, нужны внутренняя и внешняя поддержка, особые возможности для развития.
Этическое чувство. Это житейски не очень удобное чувство, и многие люди недальновидно пренебрегают им. Однако именно оно необходимо в первую очередь для гармоничного развития государства чувств. Подавление этого чувства ведет к внутренним катастрофам.
Чувство логики. Его часто называют рассудком, умом, даже разумом. Тем не менее это такое же чувство, как и остальные. Оно оценивает суждения, аргументы и ситуации с точки зрения их согласованности, последовательности, непротиворечивости. Есть у него и свои эмоции, связанные с оценкой этих ощущений.
Социальное чувство. К этой категории могут относиться разные по содержанию чувства, связанные с нашей принадлежностью к той или другой общности людей (к нации, государству, человечеству) или просто с нашим отношением к другим людям, к толпе или к обществу.
Чувство любви. Имеется в виду любовь мужчины к женщине или женщины к мужчине. Это чувство иногда захватывает власть над сознанием, хотя редко удерживает его надолго. Но в любом случае оно играет существенную роль в государстве чувств.
Чувство веры (религиозное чувство). Это отношение к Высшему, как бы его ни понимать, и к его проявлениям в нашей жизни. Если чувство веры набирает силу, оно может существенным образом определять нашу жизненную ориентацию. И может стать полновластным правителем государства чувств.
Чувство призвания. Это важнейшее чувство, определяющее восприятие человеком своей судьбы...»
Рубрика «Путешествие в прошлое» посвящена одной из трагических страниц нашей истории. Познакомив учащихся с содержанием (желателен эмоциональный рассказ учителя), важно обсудить вопросы, данные к этой рубрике, поскольку они стимулируют учащихся высказывать свое мнение о поступках других людей.
В разделе «Учимся размышлять» дан ряд правил. Рекомендуем остановиться отдельно на каждом из них, предложив высказаться нескольким учащимся. Важно определить отношение каждого учащегося к тому или иному правилу. Полезно в завершение этой работы выделить особо актуальные правила — те, важность которых отметило большинство ребят, и порекомендовать в первую очередь взять их на вооружение.
В качестве домашнего задания рекомендуется предложить задания 1, 2, 4 и 5 рубрики «В классе и дома», а также выполнение заданий в рабочей тетради (по выбору учителя).
1 Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1986. — С. 170.
2 Я познаю мир: Психология. — М., 2001. — С. 204.
3 Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1986. — С. 171.
4 Я познаю мир: Психология. — М., 2001. — С. 152—153.
5 Кротов В. Г. Государство чувств. Ориентирование во внутреннем мире. — М., 1997. — С. 10—12