Обществознание 11 класс - Глобальный мир в XXI веке - Методическое пособие
ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ»
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий по теме I учащиеся смогут:
давать определения понятиям: общество, сознание, эволюция, социализация, глобализация, общественные подсистемы; описывать этапы эволюции человеческих обществ; называтьфункции и подсистемы общества, различные типы обществ и их характеристики, теории происхождения человека; понимать роль индивидуального и общественного сознания; связыватьподсистемы общественной жизни с разными способами отношения к миру; осознать, что история человечества является историей обществ разных видов; признавать право на общественное многообразие и уважать существующие различия в разных типах организации обществ.
Оборудование и материалы
1) Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для 11 класса под редакцией Л. В. Полякова (далее — учебник); 2) разработанные совместно правила ведения дискуссии (в виде памятки); 3) один из вариантов схемы анализа документа; 4) таблица «Классификация типов обществ» или схема типов обществ по одной из классификаций (традиционные, индустриальные и информационные); 5) схемы «Функции общества» и «Подсистемы общества»; 6) словарные материалы с разными определениями основных понятий темы, данные в программе; 7) рабочие тетради, в которых будут отражены основные результаты обсуждения; 8) компьютер с доступом в Интернет для подготовки отдельных сообщений и возможной работы с документами.
Наглядное структурирование информации
Таблица. Подсистемы в различных типах обществ
(для заполнения учащимися)
Общество |
Подсистемы |
|||
Право |
Культура |
Экономика |
Политика |
|
Традиционное |
||||
Индустриальное |
||||
Информационное |
Таблица. Классификация обществ
Критерии |
Виды обществ |
Наличие письменности |
Дописьменные, |
Степень расслоения |
Простые, |
Добывание средств существования |
Охотников, |
Способ производства и форма собственности (формации) |
Первобытное общество, |
Система отношений |
Традиционное (аграрное), |
Схема. Функции общества
Схема. Подсистемы общества
Комментарий к ключевым понятиям и проблемам курса
Краткие методические рекомендации по проведению занятий
При изучении теоретических вопросов, связанных с общественным развитием, можно опираться на знания учащихся, полученные ими на предыдущих этапах изучения обществознания в школе. Поэтому представление о функциях общества и его подсистемах не будет требовать дополнительных разъяснений. Предложите в четырех группах или в парах обсудить теории происхождения человека (антропогенеза): эволюционную (трудовая концепция), божественную (религиозная концепция), инопланетную (космическая концепция), аномальную. Учащиеся смогут выдвинуть аргументы в защиту или опровержение одной из теорий (по принципу научной конференции со спором представителей разных направлений). Возможен предварительный доклад «Гипотезы происхождения человечества» с последующим диспутом (обсуждением). В ходе обсуждения может быть определено универсальное и уникальное в природе человека.
Предложите учащимся проиллюстрировать примерами различные функции общества и высказать свое мнение о степени важности каждой из этих функций. Также в группах они могут обсудить одну из подсистем общества, соотнеся ее с определенными функциями или назвав ее роль в выполнении каждой из функций. В ходе общего обсуждения может быть выяснено, как меняются подсистемы и их функции в ходе процесса глобализации.
Для проверки понимания могут быть рассмотрены ситуации с точки зрения их связи с функциями и общественными подсистемами (ситуации могут быть взяты из текущих политических событий, предложены учащимися в том числе и из жизни школы).
Особое внимание следует уделить работе с понятийным аппаратом. Многие из понятий, рассматриваемых в данной теме, являются базовыми по всему курсу, поэтому даются разные их определения — в учебном процессе можно взять одно из них за основу или же использовать несколько определений для сравнения и анализа.
В подготовке лекций или бесед помогут некоторые теоретические материалы, которые также могут быть даны для изучения учащимся в качестве документа.
Дополнительная информация для учителя
Религиозные представления были первым ответом на вопрос о возникновении человека. Разные мифологические системы и конфессии давали свои версии о способах сотворения человека и исходных материалах его создания. Во второй половине XIX в. появляется другая гипотеза — трудовая концепция. В 1863 г. вышла книга Т. Гексли «Место человека в природе» — первая попытка научно обосновать идею о сходстве человека с обезьяной. В 1871 г. Ч. Дарвин публикует исследование «Происхождение человека и половой отбор». Ученые при многочисленных разногласиях сходились в том, что определяющим фактором появления человека была систематическая деятельность по изготовлению и использованию орудий труда. Во второй половине XX столетия с успехами человека по освоению космического пространства было связано появление новой космической гипотезы. Особенно известной стала книга швейцарца Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем» (1968). По его мнению, пришельцы проводят на Земле эксперимент по созданию разумных существ. Однако бесспорного доказательства посещения нашей планеты инопланетянами до сих пор не найдено. Поэтому возникло еще одно объяснение превращения приматов в человека — отклонение в их развитии. Подобные взгляды в 1903 г. в своих «Этюдах о природе человека» высказывал И. И. Мечников, писавший: «Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего „урода“ не с эстетической, а чисто зоологической точки зрения. Человек может быть рассматриваем как „необыкновенное“ дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгами и умом, чем у его родителей... Анормально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей и вообще у родоначального вида...»
Словарные материалы
Общество — большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как вполне самостоятельное образование (Гречко П. К. Обществознание для поступающих в вузы / П. К. Гречко. — М., 1999);
— социальная общность людей, объединенных конкретно-историческими условиями их жизнедеятельности, экономическим, социально-психологическим и духовным укладом их совместного бытия (Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. — М., 2006).
Общество информационное (постиндустриальное общество) — общество высокой информационной культуры с развитыми сферами производства информации и информационных услуг (Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. В. А. Мижериков. — Ростов н/Д, 1998);
— концепция общества конца XX столетия, выдвигающая на первый план снижение его зависимости от промышленного производства, возникновение новых отраслей сферы услуг и акцент на роли знания в производстве, потреблении и досуге (Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М., 1999);
— общество, в котором информация и уровень ее использования кардинальным образом влияют на экономическое развитие и социокультурные изменения в обществе. Обобщение, охватывающее все сферы жизни: в технической сфере — широкое внедрение информационных технологий в производственную, экономическую, деловую жизнь, в систему образования и быт; в экономической сфере информация превратилась в товар; в социальной она становится главным фактором изменения качества жизни; в политической — свободный доступ к разнообразной информации, призванной обеспечить на этой основе широкий обмен мнениями; в культурной сфере обмен информацией помогает формированию соответствующих норм и ценностей, отвечающих потребностям нового общества (Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. — Ростов н/Д, 1997).
Сознание — философская категория, выражающая способ «обнаружения» человеком себя в мире. Содержание сознания включает все богатство человеческой субъективности — познавательную деятельность, эмоции, оценки, цели, идеалы, ценности, нормы и т. п. (Кириленко Г. Г. Краткий философский словарь / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. — М., 2004);
— в самом общем смысле термин обозначает состояние осознания, которое ощущается или испытывается человеком, однако остается скрытым от других людей. Важной функцией сознания является наблюдение за собой и своим окружением, а также отделение значимой информации от информации, не имеющей значения на данный момент. Благодаря информации, собранной в процессе наблюдения, мы можем заниматься сознательным планированием своей деятельности. Таким образом, сознание играет первостепенную роль во взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром (Кордуэлл М. Психология. А—Я: словарь-справочник / М. Кордуэлл. — М., 2000);
— высший уровень отражения объективной действительности, присущий лишь человеку. Продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отражение действительности, регулятор целенаправленной деятельности человека (Современный словарь по общественным дисциплинам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).
Социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте (Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. — М., 1999);
— процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. Осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.). Понятие было введено в социальную психологию в 40—50-е гг. XX в. Решающую роль в социализации ребенка играет семья (Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М., 2001).
Культура — органическое единство материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за определенный период своей истории; исторически определенный уровень развития общества (Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности / И. С. Сергеев. — СПб., 2004);
— от лат. cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М., 2001);
— совокупность осмысленной творческой деятельности людей; многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности. Категория, обозначающая созданную людьми искусственную среду обитания и самореализации, которая выступает источником регулирования социального взаимодействия (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).
Экономика (с греч. «управление хозяйством») — важнейшая область общественного отношения в производстве, обмене и потреблении результатов человеческой деятельности, в эффективном использовании имеющихся ресурсов (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— 1) организованное управление человеческими материальными ресурсами, товарами и услугами;
2) социальные учреждения, связанные с управлением, производством и распределением человеческих ресурсов (Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Дэвид Джери, Джулия Джери. — М., 1999).
Политика — искусство приобретения всего, что только можно получить с помощью посредничества и компромисса на благо той заинтересованной группы, которую вы представляете (Хэллоуэлл Д. X. Моральные основы демократии / Д. X. Хэллоуэлл. — М., 1993);
— с греч. «искусство управления государством» — область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть (Политология: краткий словарь / под ред. В. Н. Коновалова. — Ростов н/Д, 2001);
— 1) отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене; 2) деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания; 3) сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти (Клименко А. Экзамен по обществознанию / А. Клименко, В. Румынина. — М., 1999).
Идеология (греч. idea — понятие, представление) — система идей, взглядов, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп (Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. — Ростов н/Д, 1997);
— политическая — определяемая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни (Сморгунов Л. В. Политология / Л. В. Сморгунов, В. А. Семенов. — СПб., 1996).
Право — система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества; императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества; совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответствующую законодательную форму, а может и не быть облечена в нее (Энциклопедический юридический словарь. — М., 1999);
— регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л. В. Политология / Л. В. Сморгунов, В. А. Семенов. — СПб., 1996).
Наука — сфера человеческой деятельности, которая направлена на добывание и осмысление знания (Гуревич П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. — М., 1997);
— подход к знанию, подчеркивающий точность, объективность и воспроизводимость (Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. — СПб., 2003);
— 1) форма человеческих знаний, составная духовной культуры общества; 2) система понятий о явлениях и законах действительности; 3) особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет целью исследования на основе определенных методов познания объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).
Мораль (от лат. moralis — нравственность) — особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей в обществе с помощью норм. Моральные представления раскрывают правила поведения, которые считаются достойными, благородными и приличными. Мораль определяет картину мира для каждого человека (Гуревич П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. — М., 1997);
— нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и другим людям; древнейшая форма общественного сознания; социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения) (Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М., 2001);
— от лат. moralis — моральный, относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам — 1) форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека в обществе, во всех без исключения сферах общественной жизни; 2) предмет изучения этики; 3) в переносном значении: поучительный, нравственный логический вывод из чего-либо, урок (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005).
Религия (от лат. religio — благочестие, набожность) — 1) одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия; 2) одно из направлений общественного сознания — та или иная вера, вероисповедание; 3) форма общественного сознания, выражающая не только веру человека в существование сверхъестественного Начала, которое является источником всего существующего, но и выступающая для индивида средством общения со сверхъестественным, вхождения в его мир; 4) исторически выработанный общественный способ человеческого отношения к действительности, предусматривающий деление реальности на доступную (будничную) и скрытую (священную), а также веру в то, что священное составляет суть, основу бытия мира и человека (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— вера, духовная вера, исповедание, богопочитание или основные духовные убеждения (Даль В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия / В. И. Даль. — М., 2000).
Искусство — 1) в широком смысле — вид формотворческой деятельности человека, создающего образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникативными функциями; 2) в более узком смысле имеет несколько задач: художественное творчество, высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— вид духовного освоения действительности, художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, телевидение. В искусстве рождаются образы, а не понятия (Гуревич П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. — М., 1997).