Обществознание 11 класс - Глобальный мир в XXI веке - Методическое пособие
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - КОММЕНТАРИИ К МЕТОДИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ ПОСОБИЯ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Представленные в пособии тематическое планирование и другие методические материалы дают возможность преподавателям рационально и эффективно организовать изучение курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для 11 класса, определить методические подходы к преподаванию. Материал пособия построен на следующих основных принципах:
1. Названия тем уроков и их планы соотносятся с содержанием учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для 11 класса под редакцией Л. В. Полякова.
2. Изложение носит проблемный характер, фактический материал не является доминантой изучения. Особое внимание уделяется умению учащихся сравнивать различные подходы и взгляды, рассматривать проблемные ситуации, участвовать в дискуссиях.
3. Задача учителя заключается не в передаче определенного набора готовых истин, а в помощи при осмыслении происходящих в мире событий.
4. Широкое использование знаний учащихся по другим школьным предметам, эффективное использование межпредметных связей.
5. Практическая направленность материала, опора на социальный опыт учащихся при глубокой научной составляющей.
6. Потенциал развития внеклассной воспитательной работы.
7. Вариативность материала — наличие у преподавателей выбора для акцентирования внимания на определенные вопросы и темы (ряд материалов позволяет углубить знания, но не является обязательным для рассмотрения на занятии).
8. В планировании на 70 часов на преподавание одного параграфа обычно отводится 2 часа (за исключением глав V и X), а в планировании на 35 часов на изучение параграфа отводится 1 час.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА НА 70 ЧАСОВ
Номер урока |
Название урока |
План занятия |
Материал учебника |
1 |
Вводное занятие |
а) Знакомство с курсом и его основными особенностями; |
Введение |
Тематический блок I. Общество и общественное сознание (5 ч) |
|||
2 |
Человек и общество. Основные функции и подсистемы общества |
а) Происхождение и особенности человека; |
§ 1 |
3 |
Эволюция человеческих обществ, типы обществ и их характеристики |
а) Три основных типа обществ; |
§ 1 |
4 |
Сознание и отношение к миру |
а) Индивидуальное и общественное в сознании; |
§ 2 |
5 |
Общественное сознание и типы обществ |
а) Единство форм общественного сознания в традиционных обществах; |
§ 2 |
6 |
Итоговое занятие |
а) История человечества — история обществ разных видов; |
Краткие выводы к главе |
Тематический блок II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (7 ч) |
|||
7 |
Российская государственность и цивилизация от Древней Руси до империи Петра I |
а) Споры норманистов и антинорманистов о становлении государственности в России; |
§ 3 |
8 |
Российская государственность и цивилизация от империи XVIII в. до СССР |
а) Россия при Петре I; |
§ 3 |
9 |
Теории общественного развития в Индии, Китае и Латинской Америке |
а) Движение ненасильственного сопротивления М. Ганди; |
§ 4 |
10 |
Понимание единства человечества в исламе и христианстве |
а) Возникновение исламской цивилизации; |
§ 4 |
11 |
Марксистский взгляд на закономерности развития человечества |
а) Основные положения теории К. Маркса и Ф. Энгельса; |
§ 5 |
12 |
Западные теории развития человечества второй половины ХХ в. |
а) Ф. Фукуяма о «конце истории»; |
§ 5 |
13 |
Итоговое занятие |
а) Сравнение теорий |
Краткие выводы к главе |
Тематический блок III. Что нас разделяет (5 ч) |
|||
14 |
Культурное многообразие |
а) Значение социализации; |
§ 6 |
15 |
Государство и нация |
а) Государство и суверенитет; |
§ 6 |
16 |
Религии в культурах мира |
а) Распространение религиозных убеждений среди людей; |
§ 7 |
17 |
Роль языка в многообразии культур |
а) Языковые сообщества и их границы; |
§ 7 |
18 |
Итоговое занятие |
а) Влияние культурных различий на современные конфликты; |
Краткие выводы к главе |
Тематический блок IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ в. (5 ч) |
|||
19 |
«Холодная война» |
а) Ялтинская система мироустройства; |
§ 8 |
20 |
От «холодной войны» к новому миропорядку |
а) Роль энергетического сырья в развитии СССР; |
§ 8 |
21 |
Демократия в глобальном мире |
а) Распад СССР и новая геополитическая ситуация; |
§ 9 |
22 |
Рынок в глобальной перспективе |
а) Глобальная экономика; |
§ 9 |
23 |
Итоговое занятие |
а) «Холодная война»: ее итоги и последствия для мирового сообщества; |
Краткие выводы к главе |
Тематический блок V. Учитесь мыслить глобально (8 ч) |
|||
24 |
Феномен мирового лидерства США |
а) США после «холодной войны»; |
§ 10 |
25 |
Приоритеты внешней политики США |
а) Основные направления внешней политики США; |
§ 10 |
26 |
Россия в глобальной конкуренции |
а) Понимание национальной безопасности и интересы России; |
§ 11 |
27 |
Приоритеты внешней политики России |
а) Понимание суверенной демократии; |
§ 11 |
28 |
Миссия Европейского союза |
а) Цели создания Евросоюза; |
§ 11 |
29 |
Противоречивость процессов европейской интеграции |
а) Потенциал стратегического партнерства России и Евросоюза; |
§ 12 |
30 |
Внутренние проблемы Китая на пути к глобальному лидерству |
а) Экономические ограничения; б) социальные проблемы; |
§ 13 |
31 |
Лидерские амбиции и внешняя политика Китая |
а) Основные задачи стратегии национальной безопасности; |
§ 13 |
Тематический блок VI. Глобальная экономика (5 ч) |
|||
32 |
Экономические эксперименты в XX в. |
а) Научно-техническая революция в XX в. и тенденции экономического развития; |
§ 14 |
33 |
Модель глобальной экономики |
а) Новые формы капитала в современном мире; |
§ 14 |
34 |
Россия в глобальной экономике |
а) Противоречивость глобализации в экономической сфере; |
§ 15 |
35 |
Перспективы экономического развития России |
а) Потенциал реализации высокотехнологичных проектов; |
§ 15 |
36 |
Итоговое занятие |
а) Индустриальная и глобальная экономика; |
Краткие выводы к главе |
Тематический блок VII. Глобальная безопасность: кто и почему угрожает в современном мире (7 ч) |
|||
37 |
Глобальные противоречия в современном мире |
а) Угрозы существованию человечества; |
§ 16 |
38 |
Ядерное оружие — реальная опасность |
а) Проблема распространения ядерного оружия; |
§ 16 |
39 |
Современные экологические проблемы |
а) Промышленность как угроза окружающей среде; |
§ 17 |
40 |
Экология и бизнес |
а) Прогнозы динамики экологической ситуации; |
§ 17 |
41 |
Экономическое развитие и ресурсное обеспечение в XXI в. |
а) Опасность масштабных техногенных катастроф; |
§ 18 |
42 |
Угроза международного терроризма и ее последствия |
а) Международный терроризм как глобальная угроза; |
§ 18 |
43 |
Итоговое занятие |
а) Угроза войны в современном мире; |
Краткие выводы к главе |
Тематический блок VIII. Власть в информационном сообществе (7 ч) |
|||
44 |
Социальное своеобразие информационного общества |
а) Социальное своеобразие информационного общества; |
§ 19 |
45 |
Политическое своеобразие информационного общества |
а) Информация и демократия; |
§ 19 |
46 |
Роль средств массовой информации в современном мире |
а) Роль СМИ в процессе социализации; |
§ 20 |
47 |
Свобода средств массовой информации |
а) Свобода средств массовой информации; |
§ 20 |
48 |
Интернет — Всемирная паутина |
а) Информация в современном мире; |
§ 21 |
49 |
Нетократия |
а) Общество-сеть; |
§ 21 |
50 |
Итоговое занятие |
а) Власть и доминирование в информационном обществе; |
Краткие выводы к главе |
Тематический блок IX. Россия и «русский мир» (9 ч) |
|||
51 |
Политическая культура России от начала государственности до ХХ в. |
а) Демократическая политическая культура в России; |
§ 22 |
52 |
Революции и политическая культура в нашей стране |
а) Место революционной политической культуры в России; |
§ 22 |
53 |
Политическая система современной России и институт президентства |
а) Структура политической системы; |
§ 23 |
54 |
Разделение властей в современной России |
а) Необходимость разделения властей в демократическом государстве; |
§ 23 |
55 |
Развитие гражданского общества в современной России |
а) Понимание места и роли гражданского общества; |
§ 24 |
56 |
Современная российская государственность |
а) Переход от социалистической экономики к рыночной; |
§ 24 |
57 |
Россия и постсоветское пространство |
а) Распад СССР и формирование новых государств; |
§ 25 |
58 |
Россия и страны СНГ |
а) Мигранты из ближнего зарубежья в России; |
§ 25 |
59 |
Итоговое занятие |
а) Сравнительная характеристика типов политической культуры; |
Краткие выводы к главе |
Тематический блок Х. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч) |
|||
60 |
Угрозы и вызовы для России в XXI в. |
а) Факторы, влияющие на будущее России; |
§ 26 |
61 |
Экономические, социальные и военные риски |
а) Экономический |
§ 27 |
62 |
Решение национальных задач на основе эффективной демократии |
а) Общенациональные приоритеты России; |
§ 28 |
63 |
Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в. |
а) Суверенитет и геополитика справедливости; |
§ 29 |
Итоговое повторение (2 ч) |
|||
64 |
Общественное многообразие современного мира |
а) Типы обществ; |
|
65 |
Геополитическое лидерство |
а) Стратегии национальной безопасности; |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА НА 35 ЧАСОВ
Номер урока |
Название урока |
План занятия |
Материал учебника |
1 |
Вводное занятие |
а) Знакомство с курсом и его основными особенностями; |
Введение |
Тематический блок I. Общество и общественное сознание (2 ч) |
|||
2 |
Основные функции и подсистемы общества |
а) Человек — существо общественное; |
§ 1 |
3 |
Общественное сознание и его формы |
а) Индивидуальное и общественное в сознании; |
§ 2 |
Тематический блок II. Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях (3 ч) |
|||
4 |
Российская государственность и российская цивилизация |
а) Влияние принятия христианства на цивилизационные особенности нашей страны; |
§ 3 |
5 |
Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству |
а) Принципы ненасильственного сопротивления М. Ганди; |
§ 4 |
6 |
Западные теории мироустройства |
а) Основные положения теории К. Маркса и Ф. Энгельса; |
§ 5 |
Тематический блок III. Что нас разделяет (2 ч) |
|||
7 |
Культура: понятие, многообразие, формы |
а) Виды культуры; |
§ 6 |
8 |
Религия и язык как явления культуры |
а) Распространение религиозных убеждений среди людей; |
§ 7 |
Тематический блок IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в. (2 ч) |
|||
9 |
Мировое сообщество после «холодной войны» |
а) Ялтинская система мироустройства; |
§ 8 |
10 |
Демократия и рынок в глобальной перспективе |
а) Распад СССР и новая геополитическая ситуация; |
§ 9 |
Тематический блок V. Учитесь мыслить глобально (4 ч) |
|||
11 |
Феномен мирового лидерства |
а) США после «холодной войны»; |
§ 10 |
12 |
Россия в глобальной конкуренции |
а) Понимание национальной безопасности и интересы России; |
§ 11 |
13 |
Европейский союз и его миссия |
а) Цели создания Евросоюза; |
§ 12 |
14 |
Китай на пути к глобальной державе |
а) Экономические ограничения и социальные проблемы; |
§ 13 |
Тематический блок VI. Глобальная экономика (2 ч) |
|||
15 |
Становление единого мирового хозяйства |
а) Экономические эксперименты XX в.; |
§ 14 |
16 |
Россия в глобальной экономике |
а) Противоречивость глобализации в экономической сфере; |
§ 15 |
Тематический блок VII. Глобальная безопасность: кто кому и почему угрожает в современном мире (3 ч) |
|||
17 |
Сила оружия в современном мире |
а) Гонка вооружений в современном мире; |
§ 16 |
18 |
Экономика и экология: поиски равновесия |
а) Экологическая ситуация в индустриальном и постиндустриальном (информационном) обществах; |
§ 17 |
19 |
XXI век и новые угрозы для человечества |
а) Международный терроризм как глобальная угроза; |
§ 18 |
Тематический блок VIII. Власть в информационном обществе (3 ч) |
|||
20 |
Информационное общество: политическое и социальное своеобразие |
а) Социальное своеобразие информационного общества; |
§ 19 |
21 |
Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом |
а) СМИ и формирование мировоззрения современного человека; |
§ 20 |
22 |
Нетократия |
а) Секторная структура информационного общества; |
§ 21 |
Тематический блок IX. Россия и «русский мир» (4 ч) |
|||
23 |
Особенности русской политической культуры |
а) Демократическая политическая культура в России; |
§ 22 |
24 |
Политическая система современной России |
а) Структура политической системы; |
§ 23 |
25 |
Развитие гражданского общества в современной России |
а) Составные элементы гражданского общества; |
§ 24 |
26 |
Россия — «ближний круг» и «русский мир» |
а) Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье; |
§ 25 |
Тематический блок Х. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч) |
|||
27 |
Угрозы и вызовы для России в XXI в. |
а) Факторы, влияющие на будущее России; |
§ 26 |
28 |
Экономические, социальные и военные риски |
а) Экономический вызов; |
§ 27 |
29 |
Решение национальных задач на основе эффективной демократии |
а) Общенациональные приоритеты России; |
§ 28 |
30 |
Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI в. |
а) Суверенитет и геополитика справедливости; |
§ 29 |
Итоговое повторение (2 ч) |
|||
31 |
Общественное многообразие современного мира |
а) Типы обществ; |
|
32 |
Геополитическое лидерство |
а) Стратегии национальной безопасности; |