Обществознание 11 класс - поурочные разработки
Человек и общество - ПОВТОРЕНИЕ
Цели: повторить и обобщить материал модулей; формировать умения вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа с терминами и понятиями
- Объясните значение терминов и понятий:
Человек, индивид, личность, деятельность, сознание, природа, культура, общество, общественные сферы, первая сигнальная система, вторая сигнальная система, формация, цивилизация, прогресс, регресс, типология обществ, теория локальных цивилизаций, теория стадиального развития, закон ускорения истории, урбанизация, модернизация, глобализация, революция, эволюция, реформа, органическая модернизация, неорганическая модернизация, мировое сообщество, ядро мировой системы, полупериферия мировой системы, периферия мировой системы, третий мир, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Терминологический диктант
Прогресс, человек, реформа, сознание, деятельность и т. п. Предлагается набор терминов, которые нужно сгруппировать на основе существующих между ними взаимосвязей, выделить критерий классификации.
Природа, культура, общество, типология обществ, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, ядро мировой системы, прогресс. (Возможные ответы:
а) среды обитания человека - природа и культура; б) типология обществ - традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Остальные термины являются лишними.)
III. Мини-дискуссии
• «Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит» (Г. Гегель).
• «У философов и детей есть одна благородная черта - они не придают значения никаким различиям между людьми - ни социальным, ни умственным, ни внешним» (А. Аверченко).
• «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» (В. Белинский).
IV. Работа с текстами
Вариант 1
Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:
1. Почему автор с грустью вспоминает свои детские восторги и печали?
2. Что нужно сделать, чтобы стать личностью?
3. В какой степени детство и судьба могут определять личностные качества?
4. Какие личностные качества ты больше всего ценишь в людях?
Детство
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений...
Вернется ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были в жизни единственными побуждениями? Где те горячие молитвы? Где лучший дар - те чистые слезы умиления? Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слезы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению.
Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания?
Л. Н. Толстой
Вариант 2
Прочитайте и ответьте на следующие вопросы:
1. Каким видит человека Р. Киплинг?
2. Предположи, почему именно такие качества выделяет Р. Киплинг.
3. В чем ты согласен или не согласен с автором? Свой ответ аргументируй.
4. Насколько актуально стихотворение Р. Киплинга для современного общества?
5. Приведи соответствующие примеры из истории или из реальной современной жизни.
Заповедь
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил - жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой,
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Р. Киплинг
V. Фронтальная работа
М. В. Ломоносов писал: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей...»
- Назовите три отличия человека от животных, о которых говорится в этой фразе. Свои ответы подкрепите словами из текста.
VI. Работа над ошибками