Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Социальная структура российского общества - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Цели и задачи: 1) познакомить с социальной стратификацией современного российского общества, исследовать природу изменения положения отдельных групп населения в нашей стране, проанализировать социальную политику государства, выявить главные направления борьбы с бедностью; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к социальным проблемам общества, собственной роли в их решении.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-практикум.
Ход уроков
I. Организационный момент
Социальная структура российского общества, пожалуй, самый дискуссионный и неисследованный вопрос. Отечественные социологи многие годы изучают проблемы социальной структуры нашего общества, но все это время на их результаты оказывала влияние идеология. Только недавно появились условия для того, чтобы объективно и беспристрастно разобраться в сути дела. Такие социологи, как Т. Заславская, В. Радаев, В. Ильин и другие, предложили новые подходы к анализу социальной стратификации российского общества, что позволяет охарактеризовать социальную структуру нашего общества и рассмотреть его динамику. Этим мы и займемся на нашем уроке.
Тема урока: «Социальная структура российского общества».
План уроков
1. Российское общество сегодня: социальный срез.
2. Тенденция развития социальных отношений в нашем обществе.
3. Конституционные основы социальной политики.
4. Государственная стратегия борьбы с бедностью.
II. Изучение нового материала
Перед началом изучения темы вспомнился исторический анекдот.
В квартиру внучки известного декабриста врывается отряд матросов, упрекает ее в «буржуйском богатстве» и собирается все конфисковать, чтобы она, хозяйка, ничем не выделялась среди бедноты.
- Странно, - сказала им в ответ внучка декабриста, - а мой дедушка мечтал о том, что все мы будем не одинаково бедными, а одинаково богатыми людьми.
Так какие мы: одинаково бедные, богатые? Проведем исследование проблемы. Для эффективности работы разделимся на три группы. Каждая группа получит свое задание.
Первая группа - работая с пунктом 1 § 14, наглядно охарактеризуйте социальную стратификацию современного российского общества.
Вторая группа - работая с пунктом 2 § 14, составьте таблицу «Тенденции развития социальных отношений в нашем обществе».
Третья группа - работая с пунктом 3 § 14 и Конституцией РФ, раскройте конституционные основы социальной политики РФ.
Презентация работы первой группы
Цель: изучить стратификацию российского общества, т. е. выявить:
• основные группы населения;
• их численное соотношение;
• место в социальной иерархии;
• отношение к преобразованиям последних лет.
Исследование проводилось дважды:
• во второй половине 1990-х гг.;
• в 2004 г.
Российское общество во второй половине 1990-х гг.
Российское общество в 2004 г.
Презентация работы второй группы
Цель: составить таблицу «Тенденции развития социальных отношений в нашем обществе».
Вывод: социальная сфера остается узлом острых социальных проблем.
Презентация работы третьей группы
Цель: раскрыть понятие «социальное государство» и выяснить, что включает в себя социальная политика.
Социальная политика
Вывод: в нашем обществе очень много бедных, борьба с бедностью - важнейшая задача государства.
Государственная стратегия борьбы с бедностью
- Вспомните, что такое бедность.
- А что такое абсолютная бедность?
- Каково ваше отношение к бедным?
Самая опасная форма бедности - застойная бедность. Люди, бедные длительное время, уже не ощущают себя бедными. Таких людей в России, по оценкам социологов, 6-8%. Вот какие характеристики дает исследователь такой категории людей: «Чем дольше человек в этом состоянии, тем слабее желание из него выйти. Трехлетнее пребывание в бедности уже меняет приоритеты: главным становится стремление экономить, которое оттесняет поиски заработка на второй план. Следующая точка - семь лет: человек уже окончательно погружается в заботы об экономии и на предложения работать почти не реагирует. Это социальная деградация, вторая, наряду с социальной агрессией, серьезная опасность, которую несет с собой бедность».
- Раскройте мысль автора о последствиях застойной бедности - социальной деградации и социальной агрессии.
- Как вы думаете, надо ли бороться с бедностью? Мнение аргументируйте.
- Представьте себе, что вы находитесь на заседании правительства, на котором обсуждают стратегии борьбы с этим социальным явлением. Предложены 4 варианта борьбы.
- Обдумайте варианты борьбы с бедностью. Какой путь (или пути) избрали бы вы? Почему?
Первый путь: повысить зарплаты всем работающим.
Второй путь: помочь включиться в трудовую деятельность незанятым трудоспособным - официально зарегистрированным безработным (учеба на курсах переподготовки, широкое информирование о вакансиях и т. п.).
Третий путь: оказывать социальную помощь всем малообеспеченным и нетрудоспособным (повысить пенсии, стипендии, различного рода социальные выплаты, предоставлять разнообразные льготы: бесплатный проезд на транспорте, небольшая квартплата и т. п.).
Четвертый путь: добиться значительного роста экономики страны, что позволит реально повысить благосостояние населения.
III. Итог уроков
- Как вы можете оценить такой масштаб социального расслоения в нашей стране? Чем оно вызвано?
- Выполните задание 1 § 14.
Домашнее задание
Выучите § 14, выполните задания.