Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
личностных:
— осознание значимости проблемы сущности человека как ключевой в курсе обществознания;
— формирование современных представлений о сущности человека;
метапредметных:
— умение раскрывать специфику взаимовлияния двух миров — социального (человеческого) и природного, его ключевую роль в понимании природы человека и его мировоззрения;
— понимание междисциплинарного характера проблемы человека;
предметных:
— владение понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; умение проводить различие в трактовке понятий «природа человека» и «сущность человека»;
— осознание односторонности ряда интерпретаций сущности человека, выдвинутых в ходе исторического развития наукой, философией и религией;
— уяснение непосредственного влияния социального окружения, характера общественных отношений на формирование сущностных качеств человека, его самоопределение в качестве личности.
Задачи занятия:
1) сформировать у учащихся адекватное знание о человеке, обосновывающее преобладание его духовно-нравственных качеств;
2) показать неразрывную связь и взаимообусловленность биологической и социальной природы человека.
II. Место темы в системе учебных занятий
Данная тема является ключевой в обществоведческом курсе. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.
Особенно тесно тема связана с последующими параграфами учебника: «Деятельность — способ существования людей», «Познавательная и коммуникативная деятельность», «Свобода и необходимость в деятельности человека». Дальнейшее углубление знаний учащихся о сущности человека происходит при изучении § 11 «Духовный мир личности».
Опорой для осмысления темы может явиться материал § 1 «Что такое общество» (роль человеческой деятельности; изготовление орудий труда; целеполагание и коллективность как основы человеческой жизнедеятельности; человек как творец культуры и её результат).
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Везклубая С. А. Человек и культура // Культурология / под ред. Б. А. Эренгросс. — М., 2007.
Юдин Б. ГБорзенков В. Г., Малков С. М. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке: антология. — М., 2007.
Брызгалина Е. В. Междисциплинарность как основа изучения человека в школьном курсе обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2012. — № 8—10.
Оборудование
Раздаточный материал: фрагмент из работы академика А. А. Гусейнова для мотивационной части; отрывок из работы Т. Гоббса «Человеческая природа» для проведения диспута; классная доска (запись формы таблицы «Биологическое и социальное в человеке») и схема «Социобиологический путь человека».
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. Два комбинированных урока с последовательным изучением вопросов плана, работой учащихся с текстом параграфа и выполнением учебных заданий (№ 1, 3 из рубрики «Задания»).
2-й вариант (для более подготовленных учащихся). 1-й час: школьная лекция «Преемственность взглядов на сущность человека в философии» с освещением вопросов из рубрики «Вопросы для самопроверки». 2-й час: первичное изучение содержания параграфа с последующим составлением развёрнутого плана и работой с документом — фрагментом работы С. Л. Франка. 3-й час: диспут «Изменяется ли человеческая природа?» (по отрывку из работы Т. Гоббса «Человеческая природа»).
Мотивационный этап
Сообщаются особенности изучаемой темы: её сложность и многогранность, зависящая от тех контекстов, в которых выступает и в которых рассматривается человек; формулируется основная идея занятия: ни общество невозможно без человека, ни человек немыслим вне общества.
Логическим переходом к изучению вопросов плана занятия может стать выяснение перечня наук, изучающих человека. В ходе обсуждения устанавливается, что проблемами природы и сущности человека занимаются дисциплины, относящиеся к различным отраслям знания — гуманитарным, общественным, естественным. Учащиеся подводятся к мысли, что практически все науки в той или иной степени связаны с проблемой человека. Из того факта, что человек является субъектом познания, вытекает важное следствие: человек всегда больше того, что он о себе знает или может знать. Учащимся предлагается найти в обсуждаемом тексте место, указывающее на это обстоятельство.
Выясняется, что на это указывает концовка первого предложения фрагмента: «...единственным предметом исследования, его ограничивающим условием».
Учащимся разъясняется, что научное знание есть знание объективное (знание об объекте). Оно всегда является знанием о чём-то, что существует само по себе, независимо от субъекта, и выносится на суд субъекта. Научное знание как объективное, т. е. независимое от воли и идеологических устремлений исследователя, только потому и может состояться, что гносеологический (познавательный) субъект вынесен за объект познания. В случае с человеком, когда он одновременно выступает в роли объекта и субъекта познания, всё обстоит гораздо сложнее («или человек как предмет исследования — или человек как свобода» (К. Ясперс).
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Что такое человек?
2. Природа и сущность человека.
3. Индивид. Человек. Личность.
Важные термины и понятия: человек, природа человека, сущность человека, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность.
1. Данный этап занятия призван способствовать более глубокому осмыслению учащимися понятия «человек», соотношения природных и культурных факторов в человеческом поведении, в самой человеческой природе. В изучении такого феномена жизни, как человек, особенно важна проблема его происхождения. И хотя название параграфа однозначно ориентирует на социальный аспект проблемы, тем не менее без обращения к антропогенезу трудно ответить на целый ряд важных вопросов: что оказалось существенным в становлении человека в мире, который он создаёт? Каким образом формируются социальные качества, что и кто этому способствует? Какие открытия человек сделал, обуреваемый страхом и мужеством? Как сложились взаимоотношения полов? В чём особенности отношения человека к матери и отцу, жизни и смерти, своему предназначению в этом мире? Чем заполнялось время, свободное от добывания пищи (охоты и собирательства)?
Прежде чем предложить учащимся эти вопросы к осмыслению, логично выяснить, как они отвечают на вопрос «Что такое человек?» (с учётом знаний из курсов естествознания и обществознания, а также отталкиваясь от анализа текста учёного). Можно рекомендовать проведение работы учащихся с различными определениями в параграфе учебника, в школьном словаре и других изданиях (наиболее надёжным вариантом является использование раздаточного материала для проведения сопоставительного анализа).
После этого можно переходить к обсуждению первого из сформулированных выше вопросов: что оказалось существенным в становлении человека в мире, который он создаёт? Прокомментировав несколько ответов учащихся, можно сообщить им лаконично выраженную позицию К. Ясперса. Существенным, как он считает, здесь является следующее:
«1. Использование огня и орудий. Живое существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.
2. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонимания животных посредством спонтанного выражения своих ощущений составляет присущая только человеку способность выражать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметного мира, который является объектом мышления и речи.
3. Способы формирующего человека насилия над самим собой, например, посредством табу. В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы, напротив, он формирует себя посредством искусства. Природа человека — это его искусственность.
4. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически созданных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения.
5. Жизнь, формируемая мифами, формирование жизни посредством образов, подчинение всего существования, семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы этим образам, которые в своём бесконечном толковании и углублении, по существу, являются просто носителями самосознания и осознания своего бытия, дают ощущение укрытости и уверенности, всё это в своих истоках неразличимо. В начале истории и позже человек живёт в этом мире». (Ясперс К. Истоки истории и её цель. М., 1991. — Гл. 4. «Что произошло в доисторический период»).
Элемент наглядности в обсуждаемую проблематику внесёт обращение к таблице «Человеческая деятельность (Отличия деятельности людей от поведения животных)» из § 1 учебника. Учащимся предлагается с опорой на учебник, знания по другим предметам и личный опыт заполнить таблицу:
Биологическое и социальное в человеке
Биологические свойства человека |
Социокультурные качества человека |
— Прямохождение; — большой и развитый мозг; — своеобразие телесной организации; — гены (наследственность); — мускулатура и многофункциональность развитой руки; — наличие развитых мышц лица (способность смеяться); — способность к членораздельной речи; — половая дифференциация; — расовые различия; — конечность жизни и др. |
— Орудийная деятельность; — труд и коллективная деятельность; — сознание; — язык, речь, общение; — нравственность; — способность к духовному творчеству и фантазиям; — проектирование своей жизнедеятельности (целеполагание); — совершенствование своей биологической природы; — способность приспосабливаться к различным климатическим условиям; — ответственное отношение к своим действиям и поведению; — осознание своей смертности |
Учащиеся разделяются на две группы. Первая работает по выявлению биологических свойств человека, вторая группа определяет социокультурные качества человека. По завершении работы обсуждаются результаты: представители каждой из групп поочерёдно выступают в роли экспертов и вносят коррективы. Уместно предложить учащимся подумать о наличии у человека негативных особенностей (приверженность к суевериям и предрассудкам; безжалостное отношение к природе и жестокое — к себе подобным, чего не наблюдается в животном мире).
2. Логическим продолжением изучения биологических и социокультурных особенностей человека является обращение к смысловым различиям таких важных понятий темы, как «природа человека» и «сущность человека». Учитывая сложность проблематики, можно посоветовать учителю провести эту часть занятия в форме сообщения, предварительно выяснив толкование этих системообразующих понятий самими учащимися.
Отмечается, что понятия «природа человека» и «сущность человека» нередко встречаются в литературе как синонимы. Под человеческой природой в философской антропологии понимают совокупность неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа, которые присущи человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса.
При рассмотрении понятия «сущность человека» важно учитывать, в каком контексте рассматривается человек, в рамках каких параметров и масштабов его бытия исследуется его сущность.
Например, наука в этом вопросе исходит из того, что человек, хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции.
Философия исходит из разумности, свободы, автономности познающего человека, который овладевает действительным миром сначала в сознании, а затем практически.
Можно обратить внимание учащихся на то, что существующие в истории философской мысли определения сущности человека страдают односторонностью. Сущность человека в них сводится преимущественно к какому-то одному качеству или какой-то части человеческой жизнедеятельности, не являющимся для человека характерными и всеобъемлющими. Например, орудийная деятельность, человеческое сознание, абсолютный дух, божественный абсолют, совокупность общественных отношений, человеческая жизнедеятельность. Из некоторых из этих интерпретаций сущности человека следует, что она (сущность) как бы отделяется от самого человека (будь это всемогущий Бог или совокупность общественных отношений в марксизме). О том, что проблема сущности человека до настоящего времени не утратила своей актуальности, свидетельствуют попытки расширить диапазон её системообразующих понятий (например, «человек — биопсихосоциальное существо», «человек — биосоциально-нравственное существо» или «человек — культуросозидающее существо»).
На сопоставлении этих подходов к определению сущности человека с последующим аргументированным определением наиболее предпочтительного целесообразно построить учебное задание.
В последнее время в философской антропологии утвердился иной подход к осмыслению сущности человека. Она рассматривается как процесс, как непрерывное взаимодействие, всесторонняя взаимосвязь человека и общественного мира. Она (сущность) олицетворяет непрерывное творение человеком общественного мира, его, человека, воплощение в нём с последующей трансформацией общественного мира в человеке. Такое понимание сущности человека как общей взаимосвязи, взаимопревращений человека и его общественного мира указывает на неизменно основополагающую роль человека в сложном, вариативном процессе взаимоотношений человека и общества.
3. Изучение третьего пункта плана целесообразно осуществлять в контексте работы учащихся с учебником (подтема «Социальные качества личности»). Учащимся предлагается сопоставить понятие «личность» с близкими по содержанию понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек» и, используя логическую аргументацию и полученные в ходе занятия знания, доказать, что понятия «индивид», «индивидуальность» и «человек» действительно являются социальными понятиями.
Подобная работа имеет большое значение не только для углубления понятия «личность», но и для системного восприятия фундаментального социально-гуманитарного понятия «человек».
Понятия индивида, индивидуальности и личности представляют собой взаимосвязанные сущностные характеристики человека. Уяснение учащимися их смысловых особенностей позволит в дальнейшем лучше разбираться в социо-гуманитарных процессах и явлениях, понимать смысловые различия употребления этих понятий в различных по содержанию текстах и коммуникационных ситуациях (например, личность как результат социализации; ребёнок как личность; личность преступника).
Представляется, что успешного усвоения учащимися этих понятий можно достигнуть в контексте формулы А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Формула хорошая. Тем не менее, как представляется, из неё «выпал» человек. Учащимся можно будет предложить призадуматься при разрешении следующего очевидного парадокса. В некоторых жизненных ситуациях, когда необходимо кого-то призвать к выполнению важного действия или долга, используются обращения: «Будь же человеком!», «Ты же человек!». Почему же при этом не применяется более социально престижное — «личность»? А в какой разряд занести «Человека с большой буквы»? Полагаем, что при организации этой работы с учащимися целесообразно использовать схему, которая придаст ей наглядность:
Этап закрепления
В качестве материала на закрепление полученных знаний целесообразно использовать позиции 1, 3 из рубрики «Задания».
Комментируя выполнение учебного задания, связанного с составлением схемы «Социальные качества личности» (задание № 3), важно подчеркнуть следующую мысль: проявление спектра личностных качеств и типов поведения в обществе определяется спецификой отношений в различных сферах общественной жизни. Уместно также связать обсуждаемый вопрос с российскими реалиями. Так, развитие рыночных отношений в стране стимулирует проявления в людях предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчётливости, авантюризма, желания из-за карьерных целей предстать в выгодном свете и др.
Самореализация как важное условие формирования личности чаще осуществляется в таких сферах жизнедеятельности индивида, как профессиональная сфера, сфера семейных и дружеских отношений, творческие организации и объединения и др.
В случае реализации 2-го варианта занятия (для более подготовленных учащихся) при организации лекции «Преемственность взглядов на сущность человека в философии» рекомендуем опираться на положения и идеи, содержащиеся в учебной таблице «Образ человека в истории философии», приведённой ниже.
Образ человека в истории философии
Историческая эпоха |
Человек в картине мира |
Сущностные особенности человека |
Ценностные ориентации |
Соотношение общества и личности. Идеал |
Античность |
Космоцентризм (человек — микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса) |
«Человек — мера всех вещей». Человека человеком делает душа. Социальная природа человека («Человек — социальное животное»). Сущность человека не зависит от внешних обстоятельств |
Стремление к свободе и нравственному совершенству |
Приоритет социального над личностным. Духовное развитие в сочетании с физическим совершенством |
Средние века |
Теоцентризм |
Человек есть «образ и подобие Бога», единство божественной и человеческой природы, души и тела. Сущность человека определяет душа, устремлённая к Богу |
Приобщиться к Богу и обрести спасение. Утверждение ценности разума и его замена верой |
Человек — пассивный участник божественного порядка. Человек, который способен на всеобъемлющую любовь |
Новое время |
Антропоцентризм |
Человек — продукт природы. Величие и достоинство человека «в его способности мыслить» («знание — сила»; «я мыслю, следовательно, я существую»). Деятельность как сущностная особенность человека |
Приоритет личных интересов. Беспредельная вера в науку |
Индивидуализм и эгоизм как порождение частного интереса. Всеобщая конкуренция между людьми. Благовоспитанный человек, стремящийся к приобретению знаний, полезных для предпринимательской, коммерческой деятельности |
Для проведения диспута на тему «Изменяется ли человеческая природа?» учащимся следует раздать распечатку отрывка из работы Т. Гоббса «Человеческая природа»:
«Человеческую жизнь можно сравнить с состязанием в беге, и, хотя это сравнение не может считаться правильным во всех отношениях, оно всё же достаточно для того, чтобы дать нам наглядное представление почти обо всех страстях, о которых мы говорили. Надо только представить себе, что единственная цель и единственная награда каждого из участников этого состязания — оказаться впереди своих конкурентов. В этом беге:
Усиление соответствует желанию, или вожделению. Расслабленность есть сластолюбие, или чувственность. Смотреть на тех, кто находится позади, есть слава. Смотреть на тех, кто находится впереди, есть смирение.
Сбиться с пути, оглядываясь назад, есть тщеславие. Быть задержанным есть источник ненависти. Возвращение есть раскаяние. Бодрое настроение есть надежда. Изнурённость есть отчаяние.
Попытка догнать того, кто находится впереди, есть соревнование.
Стремление сбить с ног и опрокинуть вырвавшегося вперёд соперника есть зависть.
Решение преодолеть препятствие, которое предвидится в будущем, есть храбрость. Стремление преодолеть неожиданно возникшее препятствие есть гнев.
Преодоление препятствий с лёгкостью есть величие души.
Растерянность перед лицом незначительных препятствий есть малодушие.
Неожиданное падение располагает к плачу. Зрелище чужого падения располагает к смеху. Видеть, как другие обгоняют того, к кому мы чувствуем расположение, есть жалость. Видеть, как обгоняет других тот, кого мы не любим, есть негодование.
Держаться вблизи от кого-нибудь есть любовь. Толкать вперёд того, вблизи кого ты держишься, есть доброжелательность.
Причинять себе вред благодаря поспешности есть стыд.
Быть постоянно опережаемым другими есть несчастье.
Постоянно обгонять всех есть счастье.
Оставить ристалища — значит умереть»
(Гоббс Т. Человеческая природа. 1640. Соч. в 2 т. Т. 1. — М., 1989. — С. 553).
Перед тем как учащиеся начнут ознакомление с источником, учитель даёт краткую справку о его авторе Т. Гоббсе. Он поясняет огромный вклад философа в разработку проблем социальной и политической философии (как автора теории общественного договора), моральной философии, изучающей последствия человеческих страстей как проявлений человеческой сущности. В поле внимания мыслителя — различные аспекты жизнедеятельности формирующегося буржуазного общества с его специфическим образом жизни, базовыми ценностями, нравами, желаниями и страстями человека.
Вопросы к источнику: 1. С какими идеями философа вы согласны? 2. Какие из приведённых определений вызывают у вас желание поспорить? 3. Можно ли на основании этого аллегорического сюжета охарактеризовать сущностные качества человека одним-двумя обществоведческими понятиями?
Домашнее задание
1) Учебник, § 4 (обратить особое внимание на рубрику «Вопросы для самопроверки»).
2) Провести сравнительный анализ смысловых различий понятий «человек», «личность» и «индивидуальность», опираясь на наиболее значимые эпитеты к этим словам.
3) Подготовить эссе на основе высказываний «Человек — самая большая загадка в мире», «Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство» (В. О. Ключевский) или по высказыванию из рубрики «Мысли мудрых» (по выбору).