Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Общение как понимание - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.
Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека.
Аттракция - особая форма восприятия и понимания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого положительного чувства, симпатии, привязанности.
Казуальная атрибуция - приписывание человеку определенных причин поведения.
Идентификация - процесс взаимного восприятия, ведущую роль в котором играет рациональное начало.
Стереотип - устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации.
Практикум
1. Согласны ли вы с утверждением, что талантом собеседника обладает не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие? Свое мнение аргументируйте.
2. Проанализируйте следующую ситуацию:
Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А Вас?» Мужчина ответил. «У Вас найдется две минутки, чтобы поболтать со мной?», - деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу Вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Ее все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на нее наступила чья-то тяжелая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что Вы добрый, Вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».
Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь Вам помочь?» - спросила она.
Почему автор заметки назвал девочку «гением общения»? Согласны ли вы с такой оценкой? Какие правила общения, не сознавая того, столь удачно выполнила Наташа?
3. Известный психотерапевт и писатель В. Леви однажды заметил: «Общение - одно из тех разъезженных слов, вроде свободы, любви и тому подобных, по которым можно ехать куда угодно... Слово - пакет, в который можно завернуть радиопередачу, воспитание, партию в шахматы, лекцию, музыку, младенческое “уа-уа”, случайный взгляд, анонимку, театр... Я не знаю, что такое не-общение». Согласны ли вы с этим суждением? Если все перечисленные контакты могут быть объединены понятием «общение», то по каким признакам?
4. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае. Аргументируйте свой ответ.
Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах. Рассказывал, видимо, потому, что «накипело». Слушатель не встревал с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!»
5. Джонатан Свифт писал о том, что в стране Лапуте люди решили отказаться от языка, а слова заменить самими вещами. Из этой затеи ничего не вышло. Вещи оказались слишком громоздкими. Только ли в этом дело? Как затея жителей Лапуты могла сказаться на общении? Свое мнение аргументируйте.
6. Человек, который хочет овладеть искусством общения, должен знать особенности мимики и жестов, уметь их читать еще «в доречевом общении», т. е. до того, когда в действие вступают слова и звуки. По выражению лица, жестам, движениям можно понять внутренний мир человека. Особенно успешно справляются с этим влюбленные. Как вы думаете, почему? Ответ аргументируйте.
7. Знаменитый герой Сервантеса Дон Кихот, отправляя своего оруженосца с письмом к Дульсинее, говорит ему: «Напряги свою память и да не изгладиться из нее, как моя госпожа тебя примет: изменится ли в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу; встревожится или смутится, услышав мое имя». Этого Дон Кихоту мало, он просит запомнить, стояла или сидела Дульсинея, не повторяла ли она дважды или трижды свой ответ, не превратилась ли из ласковой в суровую или же напротив того - из угрюмой в приветливую; поднимала ли руку, чтобы поправить прическу, хотя бы та была у нее в полном порядке. «Наблюдай за всеми действиями ее и движениями, ибо если ты изложишь мне все в точности, то я угадаю, какие в глубине души она питает ко мне чувства». Согласны ли вы с Дон Кихотом? Может ли человек по поведению своего собеседника во время общения определить его отношение к себе? Какое значение имеет знание особенностей поведения собеседника в общении?
8. У А. П. Чехова есть рассказ «Тоска». Суть его такова.
У извозчика Ионы Потапова умер сын. Отец полон своим горем, а поговорить не с кем, разве что седокам рассказать о нем... У седоков не вызывает интереса то, что хочет им поведать Иона. Так проходит целый день. «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улиц: не найдется ли среди этих тысяч людей хоть один, который бы его выслушал?» Не находится. И поздней ночью, встав поглядеть лошадь, старик заговаривает с ней:
- Так-то, брат, кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей все...
Имеет ли отношение история, рассказанная А.П. Чеховым, к теме урока «Общение как понимание»? Свое мнение аргументируйте.
9. Прокомментируйте следующие высказывания. Какое значение в общении имеет умение слушать и слышать собеседника?
• Существует только один способ стать хорошим собеседником - уметь слушать (К. Морли).
• Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать (Плутарх).
10. Ниже приводится фрагмент из книги Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Как вы относитесь к советам известного психолога?
Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая-то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы...
11. Ниже приводится описание ситуации, но без окончания. . Предложите продолжение с объяснением того, что произошло.
В школе проходили соревнования по баскетболу. Я попала в команду нашего класса. Обычно я играю в нападении, у меня хорошо выходят броски в корзину. В этот раз мы играли с восьмым классом и были уверены, что выиграем у них, даже не потренировались.
Начался матч, но игра у нас не клеилась, я два раза промазала. И тут увидела, что среди болельщиков сидит Сергей из десятого класса. Руки у меня совсем опустились, мяч не шел в корзину, я чувствовала себя скованной, неловкой, и все время казалось, что он смотрит на меня и оценивает. Хоть сквозь землю провались! Стало противно, хотелось поскорее кончить игру. Злилась на подруг, которые ничего не могли сделать, на мяч, который не шел в руки, на Сергея, который все сидел и смотрел, и на себя.
И вот наконец финальный свисток. Игру мы проиграли. Настроение у всех ужасное. Пошли переодеваться. В тесноте Маша из нашей команды уселась на мое платье. Меня будто что-то подхлестнуло: «Чего расселась, как корова!» Она грубо ответила, завязалась перебранка. Я со злости накричала на девчонок, обвинив их за плохую игру. Пошла домой одна, а в душе...
12. Оцените уровень понимания своего самого близкого друга.
1) Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений?
а) да - 1 очко;
б) нет, такой необходимости в выяснении отношений нет - 0 очков;
в) такое выяснение отношений бесполезно - 2 очка.
2) Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков?
а) да - 0 очков;
б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка - 1 очко;
в) об этом не может идти речи - 2 очка.
3) Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит?
а) да - 1 очко;
б) не имею представления - 2 очка;
в) я в курсе всех его проблем - 0 очков.
4) Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?
а) да - 0 очков;
б) не всегда, нужно выждать подходящий момент - 1 очко;
в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени - 2 очка.
5) Когда вы разговариваете с другом, то следите за тем, чтобы ваши формулировки были точными?
а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова - 1 очко;
б) нет, мы говорим прямо то, что думаем - 2 очка;
в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому - 0 очков.
6) Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его?
а) да, так часто бывает - 2 очка;
б) он просто не вникает в мои проблемы - 1 очко;
в) он всегда проявляет участие - 0 очков.
7) Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другими?
а) случается и так - 2 очка;
б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой - 1 очко;
в) мы решаем и обсуждаем все вместе - 0 очков.
8) Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с другими, чем с самым близким другом?
а) иногда это случается - 1 очко;
б) нет, свои проблемы я обсуждаю со своим другом - 0 очков;
в) другие меня лучше понимают - 2 очка.
9) Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-то другом?
а) бывает и так - 2 очка;
б) нет, я слушаю внимательно - 0 очков;
в) если чувствую, что рассеян(а), то стремлюсь сосредоточить свое внимание - 1 очко.
10) В разговоре вы пытаетесь прежде всего высказаться сами?
а) непременно - 2 очка;
б) обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует - 0 очков;
в) считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами - 1 очко.
А теперь оба друга должны подсчитать и сложить вместе те очки, которые у них набраны. Итак...
От 0 до 10 очков. У вас принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друг вас понимает лучше.
От 11 до 29 очков. Нельзя сказать, что вы совершенно не делитесь друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам нужно и можно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите, и оба вы не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищут...
13. Понял - не понял.
Это упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает (действие должно быть достаточно сложным, чтобы не сразу можно было догадаться о содержании). Партнер должен определить, чем занят его товарищ и, сказав «Понял!», подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие.
В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.
14. Каузальная атрибуция.
Упражнение направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации, широту мышления.
Ведущий описывает некоторое событие, например: «Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого» или «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными (забыл закрыть дверь, залезли воры), но не стоит отбрасывать и маловероятные (прилет марсиан).
Для тренировки в компании друзей, где идет легкая беседа, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: почему, зачем тот или иной из присутствующих говорит или делает это. Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит - интересничает? Она изображает шута - зачем?
В ходе группового обсуждения можно пользоваться заданным ведущим (или созданным совместно в группе) алгоритмом причин, исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации. Эта классификация сразу же задает поиск причин в трех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренными и непреднамеренными, постоянными или временными, ближайшими или отдаленными и т. д. Следует рассмотреть все возможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале алгоритм может быть задан на карточке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но с пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); постепенно он станет надежно работающим внутренним приемом при анализе любого явления, с которым знакомится учащийся.
15. Тренировка наблюдательности.
Для проведения занятия потребуются фотографии или репродукции картин. Определите эмоциональное состояние пожилого человека по снимкам (на фотографиях изображены различные эмоциональные состояния: удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмоционального конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости, розыгрыша и т. п.).
Определите эмоциональное состояние ребенка с помощью фотографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к снимкам.
Определите эмоциональное состояние группы взрослых, эмоциональное состояние класса во время урока, эмоциональное состояние отдельных лиц в группе.
16. На чужом месте.
Один из участников получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т. д.
Игру желательно проводить в затемненном помещении, в удобных креслах - это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно вещи заменяются одушевленными существами, «перевоплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т. д.
17. Зеркало.
Ведущий предлагает выполнить несколько несложных заданий, точнее - сымитировать их выполнение:
• делаем маникюр;
• собираемся в поход;
• готовим обед;
• занимаемся спортом;
• строим дом.
Особенность этих заданий в том, что каждое из них следует выполнять попарно, причем напарники становятся друг против друга и один из них выполняет роль зеркала, т. е. копирует все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями.
Остальные участники группы - зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Важно, чтобы перед группой выступили все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников суммируются и каждый узнает об успешности своей работы в роли зеркала.
18. Монолог с двойником.
Кто-то из участников группы вступает в центр круга и произносит монолог. Говорить нужно о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Желательно не «произносить речь», а спонтанно излагать вслух свои мысли. При этом можно свободно двигаться по комнате, представив, что в ней никого нет.
Через несколько минут другой член группы по своей инициативе подходит и встает позади произносящего монолог, принимая его позу и повторяя его мимику, жесты, движения. Следует копировать невербальное поведение и не мешать монологу. Через несколько минут участники меняются местами.
19. Разведчик.
Выбирается один из участников - «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли!» - и вся группа неподвижно застывает. Каждый запоминает свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача - обнаружить все изменения.
20. Я тебя понимаю.
Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2-3 мин в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их.
Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга.
Домашнее задание
1. Я в глазах других.
В течение дня в различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Оцените, какое впечатление вы производите? Что он думает о вас? Свои мысли зафиксируйте в дневнике.
2. Сопереживание.
Ведя разговор на личные, трогающие собеседника темы, постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.
3. Представление.
Поставьте себя на место другого человека. Представьте, что он - это вы, и почувствуйте это. Влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь - постарайтесь чувствовать его чувствами и думать его мыслями.
4. Оценка себя.
Попробуйте перестать быть оцениваемым, а не оценивающим. Посмотрите, как рядом с вами стали чувствовать себя окружающие?
Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.