Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Исторический процесс - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Исторический процесс - последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
События - те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.
Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений.
Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние.
Циклический тип - тип развития, объединяющий процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем.
Спиралевидный тип - тип развития, связанный с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего.
Эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.
Социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества.
Социальная реформа - переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя.
Общественные объединения - формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов.
Тестовый контроль
1. Выберите точное определение слова «процесс»:
а) принцип организации общества;
б) ход какого-то явления, последовательная смена состояний его развития;
в) развитие от простых форм к более сложным.
2. Что понимается под социальной группой?
а) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии, оказывающих друг другу помощь в достижении личных целей;
б) группа, представляющая собой определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;
в) любой коллектив, реальный или воображаемый, оцениваемый высоко или низко, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее.
3. Что такое «охлократия»?
а) власть одного;
б) власть толпы;
в) власть немногих.
Практикум
1. Заполните пропуски:
• Исторический процесс – это _______________________ .
• Основу исторического процесса составляют: а) исторические события; б) _________________ ; в) ____________________ .
2. Соедините термины и их определения стрелками:
3. «История - это драма, конец которой неизвестен» (X. Ортега-и-Гасетт). В какой степени реалистично это суждение?
4. Охарактеризуйте сущность исторического процесса. Назовите его объекты и субъекты, изложите разные точки зрения на субъекты исторического процесса и сформулируйте собственное мнение. Покажите на известных вам примерах роль народных масс как творцов истории.
5. Обсудите следующие высказывания:
• Все великое значение наше... в том и состоит, что пока мы живы... мы все-таки сами, а не куклы, назначенные выстрадать прогресс или воплотить какую-то бездумную идею. Гордиться должны мы тем, что мы не нитки и не иголки в руках фатума, шьющего пеструю ткань истории (А. И Герцен);
• Люди делают свою историю вовсе не затем, чтобы шествовать по заранее начертанному пути прогресса, и не потому, что должны повиноваться законам какой-то отвлеченной эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды (Г. В. Плеханов).
Сопоставьте эти высказывания с изложенным в тексте параграфа материалом и, опираясь на исторические знания, выскажите свою точку зрения. Охарактеризуйте, с привлечением известных вам примеров, социальные группы людей, покажите, каким образом они влияют на ход исторического процесса.
6. Почему и для чего возникли политические партии, какова их роль в демократическом обществе? Нужна ли многопартийность?
7. Охарактеризуйте роль выдающихся личностей в истории. Исходя из позиций, изложенных в параграфе, проанализируйте деятельность Петра I, других известных вам выдающихся личностей.
8. Согласны ли вы с мыслью Н. Бердяева: «Все исторические эпохи, начиная с малых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории, эпохой нынешней, - все есть моя историческая судьба, все есть мое»? Аргументируйте свою позицию.
Анализ текста
И. Г. Петров «Ценности в жизни человека и развитии общества»
Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т. е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»...
Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.
Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.
Вопросы и задания к тексту
- Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.
- Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей?
- Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?
- Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществознания, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.