Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Групповая дифференциация и лидерство - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «групповая дифференциация», «лидерство», «лидер», «стиль лидерства»; ознакомить с особенностями групповой дифференциации; проанализировать взаимоотношения в ученических группах; описать стили лидерства; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-анализ.
Ход урока
I. Организационный момент
В народе говорят: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Вспомните пирамиду потребностей по А. Маслоу. Так называемые престижные потребности стоят на верхних рядах пирамиды. Значение лидеров в истории особо подчеркивал Ф. Ницше, который писал: «Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно рождать великих людей - в этом, и ни в чем ином, состоит его задача».
При этом неизбежно возникают вопросы: кто дает право лидеру руководить, почему одни управляют, а другие лишь исполняют предписания.
Поразмышляем вместе над этими вопросами.
Тема урока: «Групповая дифференциация и лидерство». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Положение личности в группе.
2. Что такое «лидерство»?
3. Лидерские роли, стили лидерства.
4. Взаимоотношения в ученических коллективах.
II. Новый материал
Кроме процессов сплочения и интеграции в группах протекают процессы дифференциации межличностных взаимодействий. Посмотрите на схему:
Мы видим, что положение членов группы отнюдь не одинаково. Одни доминируют, вторые подчиняются, третьи протестуют и т. д.
Ученые долгие годы изучали природу и механизмы дифференциации, природу лидерства и его различные проявления.
Понаблюдаем за этим процессом и мы на примере школьного класса.
1. Положение личности в группе
Итак, одних в классе любят, других не любят, третьих просто отвергают и т. д. Таким образом, в коллективе наблюдается дифференциация - разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений. Эти различия психологи наблюдают с помощью социометрического метода. Этот метод позволяет определить социальный статус каждого члена группы - его место в иерархии внутригруппового общественного мнения.
В соответствии с данной методикой в группе выявляются:
Исследователи, проводившие социометрический опрос, опирались на следующие критерии:
• эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга);
• деловые (проверка деловых качеств);
• личностные (качества товарища) и т. д.
Член группы, набравший наибольшее количество голосов, становился лидером: эмоциональным, деловым и т. д. Как вы думаете, какие факторы приводят к групповой дифференциации?
(По ходу высказанных предположений на доске и в тетрадях появляется запись.)
Факторы, влияющие на дифференциацию в группе:
• вид группы (формальная, неформальная);
• степень сплоченности;
• личностный состав;
• система ценностей и установок;
• полезные дела.
2. Что такое «лидерство»?
В переводе с английского языка «лидер» - ведущий. В русском языке различают два понятия: лидер и руководитель.
- В чем вы видите сходство, а в чем различия?
- Заполните таблицу:
Лидерство и руководство
Сходства |
Различия |
«Ведущие». Подчинение коллектива. Психологическая деятельность |
По происхождению: лидер выдвигается стихийно, а руководитель назначается. По деятельности: лидер действует самостоятельно, руководитель целенаправленно, под контролем социальных структур. По сфере деятельности: лидер руководит малой группой, руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе. По руководству: лидер опирается в первую очередь на авторитет (моральные санкции), руководитель имеет более широкие санкции |
Представьте себе, что нам необходимо создать «портрет» идеального руководителя. Разбейтесь на малые группы, обсудите черты своего лидера и предъявите результаты своей работы.
3. Лидерские роли, стили лидерства
Существует множество классификаций лидерских ролей. Познакомимся с ними.
Разделитесь на две группы.
Группа 1, работая с п. 3 § 36 и документом к параграфу, опишите лидерские роли согласно различным моделям классификации, работу предъявите наглядно.
Группа 2, работая с п. 4 § 36, опишите и проанализируйте стили лидерства, работу предъявите наглядно.
Модель 1 (50-е гг. XX в.)
Модель 2 (психолог Л. И. Уманский)
Стили лидерства
- Какой стиль лидерства вам представляется наиболее эффективным? Почему?
- Какой из них, на ваш взгляд, наиболее простой?
- При каком стиле руководства чаще всего возникают конфликты?
- При каком стиле руководства больше всего порядка? Ответ обоснуйте.
4. Взаимоотношения в ученических коллективах.
- Любой класс представляет собой формальную малую группу, которая имеет:
• орган самоуправления;
• способность к самоорганизации;
• имеет основную цель, заданную обществом.
У каждой ученической группы существуют свои ступени развития, на основании которых складывается определенная система межличностных отношений. Прокомментируйте следующие тексты.
Песчаная россыпь
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильнее - и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
Мягкая глина
Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть актив, командир, организатор дела) этот материал превращается в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Не все получается у организаторов, у которых нет достаточного опыта.
Скрепляющим звеном в такой группе являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера, хорошего организатора пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-хорошему его некому поддержать.
Мерцающий маяк
В штормовом море маяк мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно. Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню - организаторы, актив.
Группа заметно отличается от других групп. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, у некоторых членов группы не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не часто вносятся предложения по улучшению дел.
Алый парус
Алый парус - это символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «один - за всех, все - за одного».
Дружеское участие и заинтересованность в делах друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее.
У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется делами в других коллективах, быстро приходит на помощь, когда его об этом попросят.
Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
Горящий факел
Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, светом своего сердца дорогу другим.
Еще один важный вывод мы должны сделать, характеризуя ученический коллектив, в нем объединены не просто индивиды, а личности, которым свойственно не походить на других и одновременно быть признанными другими.
Чтобы проявить себя, личности включаются в различные объединения:
• классные и внеклассные ученические объединения;
• временные группы;
• неформальные группы, где особо ценятся: открытость, искренность, независимость, свобода самовыражения.
Участие в этих объединениях означает возможность нового статуса, новой роли в группе, новых личностных приобретений, т. е. возможность проявить себя.
III. Итог урока
Выполните задания 1, 2 на с. 178 учебника.
Домашнее задание
Выучите § 36, выполните задания.