Семья - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Семья - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс

Цель урока: всесторонне изучить семью как основное родовое объединение людей в обществе, способствовать формированию у старшеклассников духовно-нравственной установки на создание в будущем устойчивой многодетной семьи.

Основные понятия; брак, патриархальная моногамная семья, семья, функции семьи.

План урока:

1. Происхождение и функции семьи.

2. Семья в истории и культуре разных народов.

3. Семья — общество — государство.

4. Семья и традиции семейной жизни в России.

Рекомендуемая форма урока по данной теме — комбинированный урок с элементами индивидуальной и групповой работы учащихся.

Изучение семьи целесообразно построить на использовании историко-обществоведческих знаний, полученных учащимися ранее. Главная задача учителя при обращении к теме «Семья» — максимально способствовать выработке и укреплению у школьников ценностного отношения к семье, устойчивой мотивации на создание семьи в будущем, рождение и воспитание в семье 3—4 и более детей.

В связи с этим научно-социологический материал урока, который учащиеся должны запомнить, лучше выделить в сжатом объеме, возможно, в форме раздаточного материала (не более 1 страницы) или записи на доске, где тезисно и схематично представить.

Этот материал в наглядной и доступной форме может служить «фоном» урока, а деятельность учителя рекомендуется максимально сконцентрировать на обсуждении вопросов, имеющих воспитательное значение.

Логично использовать следующую последовательность раскрытия темы (по 3—4 мин на каждый вопрос):

1) семья как основа общества, элементарная единица общественного устройства (не отдельная личность, а именно семья);

2) моногамная патриархальная семья в истории и культуре, ее связь с развитием общественных учреждений;

3) моногамная патриархальная семья как основа традиционной семьи в России; традиции семейной жизни у разных народов России (национально-региональный компонент);

4) тенденции развития семьи в России в XIX—XX вв. (социальные роли мужчины и женщины, воспитание детей, отношение к старшим, межпоколенные связи);

5) правовое положение семьи в обществе в прошлом и настоящем, семья и брак, семья и государство;

6) современная российская семья, демографический кризис, семейная политика государства (реальное и необходимое).

Можно привлечь и дополнительный материал (см. литературу к теме), сделав акцент на отдельных вопросах.

Например, правовые отношения членов семьи (рекомендуем при этом проследить связь этого вопроса и соотношения права и традиционной морали в российском обществе). В нашей стране брачные контракты все еще считаются, по большей части, делом людей высокого материального достатка. Для большинства населения подобный юридический педантизм в личной жизни непривычен, поскольку противоречит существующим традициям, национальному менталитету.

Какова же реальная роль права в жизни семьи? Какой она должна быть в жизни современной российской семьи?

При обсуждении современных тенденций развития семьи важно сформировать у учащихся понимание, что не все формы сожительства мужчины и женщины являются в полном смысле семьей и что далеко не одно и то же семья в формально-юридическом смысле по действующему законодательству и семья, полноценно реализующая все свои функции в обществе. Формально семьей считается и неполная семья, и семья, в которой супруги принципиально не хотят иметь детей. В некоторых странах ныне называют семьей даже так называемые однополые семьи.

Важно сформировать перспективную мотивацию школьников на создание полноценной семьи. Для этого на первый план следует вывести восприятие семьи как жизненной среды, в которой человек получает максимум душевной и материальной поддержки, несмотря на все трудности семейной жизни; совершенствуется как личность; наследует культуру данного общества. Недаром русская пословица гласит: «Семья воюет, а одинокий горюет». Важное значение семье в обществе отводили и такие выдающиеся мыслители, как Ф. Бэкон, писавший: «Любовь к родине начинается с семьи», и А. С. Пушкин, заметивший: «Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным».

Функцию семьи как средства регулирования в обществе сексуальных отношений лучше отвести на второй план. Целесообразно обозначить как неверное в основе представление о нормальности и даже престижности двух, трех и более браков, которое культивируют некоторые СМИ на примере отдельных «звезд» эстрады, спорта и т. д. («Первая жена от Бога, вторая от человека, а третья от черта» — русская пословица). Основа личных отношений супругов — уважение друг друга как личности и верность как следствие этого уважения. Как и личные отношения с близкими друзьями, их надо строить и культивировать годами, недаром жену раньше называли «другиня».

В этом российская традиция имеет глубокие культурные корни в общеевропейской и даже античной культуре. Плутарх считал: «Супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое, сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильно считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей». А И. Кант писал: «В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность». О том же не раз говорили и русские писатели и мыслители. Например, у А. П. Чехова можно найти такое высказывание: «Жениться интересно только по любви: жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купить на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша»; а у В. Г. Белинского: «Жена — не любовница, но друг и спутник нашей жизни, и мы заранее должны при учиться к мысли любить ее и тогда, когда она будет пожилою женщиной, и тогда, как она будет старушкою».

Необходимость укрепления в нашем обществе авторитета полноценной семьи сегодня понимается многими. Общество и государство все чаще обращаются к этой проблеме, поэтому не будет лишним отметить и весьма важный факт духовной поддержки семьи институтом традиционных религий. Постепенно возрождается традиция церковного брака, освящения супружеского союза в таинстве венчания, который, как считают верующие, дает духовную поддержку в семейной жизни. Здесь важно отметить, что к венчанию, которое стало для некоторых «модой», следует относиться серьезно, ибо оно является не просто красивым обрядом, но предполагает принятие конкретной ответственности супругов друг перед другом и будущими детьми. Многие семьи живут в браке годами и венчаются только тогда, когда супруги решаются принять на себя эти обязанности. Не понимая этих обязанностей, лучше не венчаться.

Завершающую часть урока, после того как будут разъяснены все основные определения и обсуждены все основные темы, имеющие воспитательное значение, можно посвятить (как вариант) более простому для учащихся материалу — рассказу о семейном родословии, в связи с чем следует напомнить о традиционных названиях родственников в семье, используя схему «Семейные связи и отношения» (см. с. 36).


Семейные связи и отношения







Для любых предложений по сайту: [email protected]