Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Общество и культура - ОБЩЕСТВО В МИРЕ - 10 класс
Цель урока: выработать у учащихся философское понимание культуры, умение различать виды и типы культуры; рассмотреть процессы воспроизводства и развития культуры.
Основные понятия: культура, новация, российская культура, традиция.
План урока:
1. Сущность культуры.
2. Виды и типы культуры.
3. Воспроизводство и развитие культуры в обществе.
4. Российская культура.
Рекомендуем урок по данной теме провести в форме лекции с элементами беседы.
В начале лекции можно остановиться на общем теоретическом понимании культуры как результата деятельности людей в «пространстве» всей истории человечества.
Если учитель сочтет возможным, то рекомендуем вновь обратиться к «Модели человечества» (см. урок 1 «Методических рекомендаций»). Сферу культуры на этой модели можно изобразить при помощи пунктирной линии, окружающей человечество со всех сторон, как облако. Пунктирная линия таким образом наглядно продемонстрирует отсутствие резкой грани между природой и культурой. В данном случае важно донести до учащихся мысль о том, что культура и природа — единое пространство, в котором существует человек. С одной стороны, он создает культуру, преобразуя природу; с другой стороны, и природа разрушает произведенные человеком ценности.
Виды и типы культуры для наглядности можно представить на доске при помощи схем. Школьники должны усвоить, что всякая специфическая деятельность человека порождает особую культурную среду. Здесь будет уместным демонстрация (можно использовать изображения — рисунки, фотографии, иллюстрации из альбомов и т. д.) предметов быта разных цивилизаций, эпох, народов, а также предметов современной культуры.
Можно использовать и такой методический прием, как заполнение таблицы «Сетка мировой культуры». По вертикали отмечается время (века), а по горизонтали — локальные цивилизации и типы, сферы культуры (не более 10 по свободному выбору), например Древний Рим, античность, Древний Китай, литература, архитектура, Средневековье, экономика, современная техническая культура и т. п. Заранее составляется перечень явлений культуры, каждое из которых учащиеся должны поместить в нужный квадратик сетки. Таблицу можно заполнять по ходу лекции. Также можно специально подобрать перечень явлений, предметов, феноменов культуры, например римское право, изобретение пороха, бизнес-план, арка (но не более 20—30), для чего следует использовать учебники по истории, литературе, МХК.
В раскрытии проблемы воспроизводства и развития культуры важно подчеркнуть воспитательный момент, который заключается в понимании то го, что сохранение культуры, в обществе — это важнейшая задача не только для государства, но и для каждого ответственного гражданина своей страны. В решении этой задачи важным должно стать понимание того, что сохранить для будущих поколений содержание культуры за все века человеческой истории невозможно, утраты неизбежны. И поэтому порой может показаться, что люди в прошлом были ограниченны и примитивны, поскольку не осталось памятников их духовного развития. Но это не так; даже на основании того, что сохранилось, современное человечество способно понять и оценить величие ушедших поколений. На самом деле оказались утрачены многие культурные связи, а вместе с ними — знание и понимание жизни наших далеких предков (можно условно показать эти связи и «обрывы» на объемной «Модели человечества»). Иногда эти связи восстанавливаются, и тогда оказывается, что древние легенды и эпосы не всегда вымыслы, а важные исторические предания. Например, открытие легендарной Трои немецким археологом Г. Шлиманом или открытие культуры древнего Шумера, открытие древних Микен и Крита изменило представления историков о подлинности и исторической правдивости документов, преданий, сохраняющих память об этих цивилизациях.
В 1840—1850 гг. в Двуречье археологи провели раскопки древнего города Ниневия. Была обнаружена огромная клинописная библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала — свыше 30 000 глиняных табличек. Как оказалось, царь активно пользовался библиотекой, была найдена его запись: «Бог писцов наградил меня даром знания его искусства. Я даже могу читать сложные таблички на шумерском. Я разумею загадочные слова, вырезанные на камнях в дни до потопа» (интересно, что всего у разных народов ученые обнаружили более 500 легенд и преданий о потопе, только в Индии их записано 5). Поскольку во времена правления этого царя в Месопотамии говорили на аккадском языке, то можно было сделать вывод, что царь владел еще и древним уже тогда шумерским языком, например таким, как для нас сегодня латынь, а также, очевидно, и еще более древним, условно говоря допотопным языком. Может быть, тем, на котором говорили люди до Вавилонского столпотворения, после которого, по библейскому преданию, Бог разделил людей на множество языков.
Открытие археологов позволило историкам узнать о древнем народе и их государстве, которое существовало в Южном Двуречье примерно в III тысячелетии до н. э. Любопытно, что Шумер упоминается и в Библии под названием «Земля Сеннаар». Как считают археологи, в этой земле покоятся еще миллионы древних клинописных табличек. Но и тех, которые подняли на поверхность, достаточно, чтобы «погрузиться» в мир, существовавший 5000 лет назад. Так современное общество сумело восстановить связь времен, используя научные исследования древних преданий; современные методы и средства археологических изысканий; умения расшифровывать тексты на древних языках (связь истории и археологии с языкознанием).
При обсуждении вопроса о развитии российской культуры важно заложить основу для дальнейшего освоения этого материала (урок 12 и др.), используя близкие учащимся примеры из отечественной культуры. Целесообразно продемонстрировать общий закон: культура всегда выражает мировоззрение, духовно-нравственное и социально-политическое состояние общества в конкретный момент его исторического развития. Этот закон в его «обратном прочтении» является важным для социального познания. Умение «читать» явления культуры дает возможность ученым понимать духовный мир людей прошедших времен, в частности жизнь и мотивы поведения наших предшественников.
Далее для сравнения можно использовать два любых памятника из истории русской или мировой архитектуры, например периодов Московской Руси и Российской империи (по усмотрению учителя советуем обратиться к местным достопримечательностям), наглядно показывающих разницу в их внешнем виде и внутреннем убранстве, продиктованную требованиями и задачами времени. Эта разница может быть прослежена и на других примерах: в быту, нравах, одежде, традициях и т. д. Таким образом, учащиеся смогут воочию осознать, что новации в культуре происходят постоянно. Соответственно изменения в духовной жизни формируют и духовную культуру общества, а вместе с ней — пути развития культуры той или иной цивилизации.
Иногда «перевороты духа» и, следовательно, культурные перевороты происходят очень быстро, например революционные события 1917 г. в России, «культурная революция» в Китае, преобразования режима Пол Пота в Кампучии и «обратные» процессы — возвращение общества к традиционным культурным нормам. В этих случаях для многих людей становятся актуальными — отучение от старых ценностей, норм и правил поведения и обучение новым или забытым старым ценностям, нормам культуры, образу жизни (связь с уроком 3).
Основным выводом данного урока может стать утверждение, что культура соединяет каждого из нас как с нашими современниками, так и с нашими предками и потомками. Культура позволяет каждому человеку, обществу и человечеству в целом преемственно развиваться, существовать во времени. Культура также универсальное «поле познания», потому что все, что мы узнаем об обществе, мы узнаем через культуру.
Такой вывод может стать логическим «мостиком» к теме следующего урока.