Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Россия в системе международных экономических отношений - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс
Цель урока: охарактеризовать положение России в системе международных экономических отношений, показать роль экономической интеграции при помощи понятий «глобализация», «конкурентоспособность», «развитие национальных экономик».
Основные понятия: глобализация, конкурентоспособность, экономическая интеграция.
План урока:
1. Объективная необходимость экономической интеграции стран мира.
2. Что такое глобализация?
3. Условия вхождения в число стран-участниц глобализации.
4. Россия как участница глобализации.
5. Степень конкурентоспособности российских национальных отраслей на глобальном рынке.
Рекомендуемая форма урока — беседа с элементами дискуссии и выступлений учащихся.
Вначале учитель уточняет некоторые детали темы урока, в частности обращает внимание учащихся на то, что понятие «глобализация» имеет прежде всего экономическое содержание и характеризует уже фактически сложившуюся расстановку сил в системе экономических отношений современного мира.
Особого внимания требует вопрос об условиях вхождения России в отношения глобализации. Если позволит время, полезно провести дискуссию на тему «Выгодна ли глобализация для России и следует ли становиться ее участницей?».
Можно предложить подготовленным учащимся, пользуясь материалами данного раздела методических рекомендаций, сделать краткие сообщения по темам, которые естественным образом входят в общую тему урока, но, как правило, остаются в тени: «Новая юридическая отрасль — международное экономическое право»; «Что такое Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР)?».
Формирующаяся отрасль современного международного права. Она представляет собой совокупность существующих и находящихся в стадии становления и развития принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права (главным образом государствами) в сфере экономики. Объявленные цели этой отрасли международного права сводятся к содействию реализации государствами суверенных прав в области международных экономических отношений, равноправному сотрудничеству государств независимо от их социальных систем, а также экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Принципы международного экономического права таковы: отсутствие экономической дискриминации; экономическое сотрудничество; неотъемлемый суверенитет государств над своими богатствами, ресурсами и экономической деятельностью; свобода выбора формы внешних экономических связей страны и др.
В отношении отдельных государств реализуются принципы наибольшего благоприятствования, национального режима и взаимности.
Международная валютно-финансовая организация, специализированное учреждение ООН, созданная в 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе. На конец XX в. членами МВФ являлись около 200 государств, включая Россию. Объявленная задача МВФ — содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, поддержания устойчивости валютных паритетов, разработки многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений, а также предоставления кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов. Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы Центрального банка вместе с заместителем). За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.), он может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету.
Образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется экономическим потенциалом страны и ее ролью в мировой экономике и международной торговле.
Межправительственная кредитно-финансовая организация, призванная решать следующие задачи: стимулирование экономического развития стран-членов; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Хотя МБРР является (в составе Всемирного банка) специализированным учреждением ООН, однако в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, банк независим в своих решениях.
Главное в деятельности МБРР — предоставление долгосрочных займов, преимущественно развивающимся странам, а с конца 1980-х гг. — и государствам Восточной Европы. Основная часть кредитов выдается на условиях, аналогичных условиям частных коммерческих займов, а следовательно, под достаточно высокий процент. Займы предоставляются как государственным, так и частным предприятиям. При этом последние получают их при наличии гарантии своих правительств. Весомая часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют выделенные МБРР ресурсы. Более половины кредитных средств, выделенных банком за годы его деятельности (с июня 1946 г.), предоставлено в последнее десятилетие. Займы обусловливаются выполнением рекомендаций банка относительно основных направлений экономического, а зачастую и социального развития государства-заемщика.
Членами МБРР могут быть только страны-члены Международного валютного фонда (МВФ). В 1996 г. в МБРР состояло 177 государств, включая Россию. Традиционно президентом МБРР избирается представитель США — страны, имеющей в банке наибольший процент голосов. Право голоса, как и в МВФ, определяется размером взноса страны в его капитал: семь ведущих государств располагают более чем половиной всех голосов в банке, а США имеют столько же голосов, сколько 100 развивающихся стран.
Средства МБРР складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, привлекаемых на мировом рынке ссудных капиталов за счет выпуска облигаций и доходов от собственной деятельности.
Темы рефератов и сообщений
1. Экономическая наука и успехи экономической реформы в России.
2. Северная Корея и Южная Корея: две экономические системы, два результата экономического развития.
3. Рыночная экономика и социальное государство.
4. Можно ли быть свободным человеком, не имея собственности?
5. Известные российские предприниматели.
6. Какие трудности возникают при составлении очередного государственного бюджета?
7. Почему государство «не любит» налогоплательщиков?
8. Прожиточный минимум и уровень жизни.
9. Почему безработица — неизбежная спутница рыночной экономики?
10. Что нужно, чтобы России экономически подняться на ноги?