Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Российское государство: перспективы развития - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс
Цель урока: дать учащимся представление о перспективах развития Российского государства.
Основные понятия: гражданское общество, кризис государства, эффективное государство.
План урока:
1. Современные концепции развития государства.
2. Причины ослабления Российского государства.
3. Факторы укрепления Российского государства.
По форме этот урок — сочетание лекции, беседы и самостоятельной работы учащихся с текстом учебника.
В науке о государстве существовали разные концепции. Одни из них ушли в далекое прошлое, как, например, положения о «государстве — ночном стороже», «машине подавления сопротивления эксплуатируемых классов». Другие послужили основой для дальнейшего развития. Из идеи о «государстве-добре» выросла концепция социального государства. Большую роль в этом сыграли социалистические идеи. Эти же корни имеет и концепция «государства благоденствия», суть которой состояла в создании цивилизованных условий существования человека, обеспечении высокого качества жизни. Эта концепция нашла воплощение в практике ряда европейских государств, возглавляемых социал-демократическими правительствами. Однако ее реализация, с одной стороны, потребовала больших материальных затрат, а с другой — породила у граждан этих государств чувство иждивенчества. Постепенно стали сказываться негативные последствия такой практики.
В последние годы политологи отдают предпочтение концепции «государство, поддерживающее труд, поддерживающее человека». Прочитав далее соответствующий материал § 48, учащиеся смогут самостоятельно оценить эффективность такого государства и ответить на вопрос:
— Как решает проблему взаимоотношений между государством и человеком данная концепция?
Центральными на данном уроке будут два вопроса: о причинах, вызвавших ослабление Российского государства в конце прошлого века, и о путях его укрепления.
При ответе на них можно воспользоваться приемом отслеживания известной и новой информации и маркировки текста. Предложив ученикам познакомиться с текстом § 48, учитель предлагает им далее с помощью знаков («+», «—», «?») отметить соответственно: известную информацию (знак «+»); новую (знак «—») и исчерпывающую (знак «?»). Данный материал можно структурировать в следующую таблицу:
Знал(а) |
Узнал(а) новое |
Хочу узнать подробнее |
В конце урока учитель отвечает на вопросы, которые возникли у учеников по ходу чтения, и проводит интеллектуальный тренинг, предложив для обсуждения ряд высказываний известных мыслителей о государстве.
Ж.-Ж. Руссо: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».
А. Шопенгауэр: «Государство не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, и для придания ему отчасти травоядного характера».
А. Герцен: «Государство всегда начинается с полного порабощения лица и везде стремится, перейдя известное развитие, к полному освобождению его».
Темы рефератов и сообщений
1. Роль государства в политической системе.
2. Политическая борьба и развитие демократии.
3. Политическая культура народа и политический режим: взаимосвязь и взаимодействие.
4. Роль политического лидера в развитии страны.
5. Портрет идеального политического лидера и возможность его воплощения.
6. Политическая коммуникация в системе политических отношений.
7. Народ и власть: реально ли участие народа в управлении страной?