Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Функции политики и политический процесс - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс
Цель урока: дать учащимся представление о функциях политики, раскрыть особенности политического процесса, показать зависимость между целями политики и используемыми при этом средствами политической деятельности.
Основные понятия: политический процесс, функции политики.
План урока:
1. Цели и средства политики.
2. Функции политики.
3. Политический процесс.
Урок целесообразно проводить в форме лекции с элементами беседы. Организация учащихся для работы на уроке — индивидуально -групповая.
Но начать урок лучше всего с самостоятельной работы учащихся, поскольку с материалом пункта плана урока «Цели и средства политики» школьники хорошо знакомы из современной истории России. Перед тем как дать задание для самостоятельной работы, учителю необходимо напомнить учащимся определение понятия «политика»: «Политика — это сознательная деятельность, направленная на достижение власти». Определение желательно написать на доске, а слова «сознательная деятельность» и «власть» подчеркнуть. Затем, обратившись к проблеме «Люди в политике», учитель подчеркивает, что вся жизнь политика тесно связана с понятием «власть», и предлагает учащимся, объединившись в группы, выполнить следующие задания:
1. Назовите два основных этапа в деятельности политика.
2. Определите главные цели политической деятельности на каждом из этих этапов.
3. Представьте себя на месте любого известного политика, назовите цели и средства вашей политической деятельности.
Как показывает практика, школьники успешно справляются с подобными заданиями. Кроме того, работа над последним заданием нередко превращается в своеобразное представление, в ходе которого учащиеся успешно демонстрируют известные приемы и методы политической деятельности.
Выслушав ответы учащихся, учитель обобщает сказанное, при этом желательно на доске нарисовать схему, которая наглядно проиллюстрирует цели и средства политики и политиков как на этапе борьбы за власть, так и на этапе удержания власти (можно воспользоваться схемой, данной в учебнике).
Далее уместно раскрыть смысл понятия «политическое влияние» и назвать две основные формы этого влияния: убеждение и принуждение. При этом рекомендуем спросить учащихся, как они считают, при каких политических режимах доминирующей является форма убеждения, а при каких — принуждения. Как правило, школьники правильно расставляют акценты, отмечая, что при тоталитарных режимах основной формой влияния является принуждение, а при демократических — убеждение. Но учителю необходимо уточнить, обратив внимание школьников на то, что в реальной жизни обе формы влияния активно используются при разных режимах. Так, например, демократия предполагает возможность забастовок, митингов, пикетов, демонстраций, и учащиеся, вероятно, не раз видели, как разгоняются участники таких форм протеста в демократических странах. Можно привести и такой пример, как борьба граждан США и Великобритании с правительствами своих стран против войны в Ираке. Вместе с тем в странах с тоталитарными режимами, где фактически отсутствуют открытые формы протеста, власть неплохо использует различные методы убеждения, свидетельством чему являются многочисленные акции, проводимые по указанию правительства, участвуя в которых люди не только проявляют свою политическую активность, но и вполне искренне поддерживают начинания руководства страны. Таким образом, далеко не все однозначно, но если иметь в виду именно доминирующие формы влияния, то при демократических режимах доминирует такая форма влияния, как убеждение, а при тоталитарных — такая, как принуждение.
Данное обсуждение преследует две цели: первая — необходимость показать учащимся, что реальная жизнь намного сложнее; вторая — подготовить учащихся к дальнейшему усвоению понятия «политическая культура».
Закончить данный этап урока можно следующими словами: «Используя формы политического влияния — убеждение и принуждение, — власть регулирует отношения между различными социальными группами, в результате чего одна часть общества (которую данная власть представляет) получает возможность реализовать свои интересы, другая (лишенная реальной поддержки со стороны власти), напротив, вынуждена испытывать затруднения при реализации своих устремлений, особенно в тех случаях, когда они противоречат целям и задачам, поставленным властью».
Основные идеи, которые необходимо довести до понимания школьников, следующие:
1. Политика осуществляет свои функции только на этапе, когда власть стала средством достижения целей, поставленных политиком, т. е. на втором этапе.
2. Между функциями политики существуют не только различия, но и взаимосвязь, поэтому одна функция как бы тянет за собой другую. Каждая последующая функция является необходимым элементом для того, чтобы «работала» предыдущая. Так, например, обеспечение стабильности невозможно без постановки соответствующей цели, воспринятой обществом и тем самым мобилизующей его. В то же время мобилизующая функция невозможна без управленческой, поскольку постановка цели и принятие ее обществом требуют от политика использования необходимых методов политического влияния, т. е. методов убеждения и методов принуждения для тех, кто сопротивляется, и т. д.
3. Власть подвержена как позитивным (сторонники) воздействиям, так и негативным (противники). В любом демократическом обществе одновременно действуют различные политические партии, общественные организации, социальные слои и группы, наконец, просто люди, так или иначе все они оказывают влияние на власть. Более того, эти партии, общественные организации, социальные слои, группы, обычные люди также имеют свою волю, интересы, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с устремлениями власти. Поэтому люди, обладающие властью и стремящиеся достичь своих целей, вынуждены учитывать это многообразие позиций, точек зрения и т. п. Таким образом, многочисленные общественные силы также являются участниками политического процесса. Поэтому под политическим процессом подразумевают совокупность действий, осуществляемую всеми социально-политическими силами общества.
Это положение необходимо довести до понимания учащихся, поскольку зачастую они связывают политический процесс и его участников только с власть имущими.
Урок можно закончить предложением группам выполнить задание 2, данное в конце § 42.