Политика и власть - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Политика и власть - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: раскрыть сущность политики; сформировать у учащихся представления о политике как о многоплановом явлении, в первую очередь связанном с властью и направленном на ее завоевание и удержание.

Основные понятия: власть, политика, политическая власть.

План урока:

1. Многообразие подходов в определении сущности политики.

2. Понятия «власть» и «политическая власть».

3. Политический лидер.

Урок по данной теме целесообразно провести с опорой на самостоятельную работу учащихся. Организация учащихся для работы на уроке — индивидуально-групповая.

Поскольку тема достаточно сложная, то не стоит подробно останавливаться на объяснении первого пункта плана урока «Многообразие подходов в определении сущности политики». Кратко сообщив о том, что понималось под политикой в разные эпохи, учитель дает современное определение понятия «политика» и переходит к разбору понятий «власть» и «политическая власть».

Понятие «власть», несомненно, знакомо учащимся, поэтому советуем предложить им самостоятельно поработать в группах и попробовать дать собственное определение данному понятию.

Затем, выслушав ответы учащихся (без каких-либо комментариев и оценок), учитель может приступить к объяснению. Дав научное определение понятию «власть» (желательно первую часть определения записать на доске) — «Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей...», учитель обращает внимание учащихся на то, что любое сообщество не может существовать без власти, ибо именно она организовывает выполнение жизненно важных задач данного сообщества. Далее учитель раскрывает механизм власти, фиксируя внимание учащихся на главном: любой обл адате ль власти, добиваясь исполнения своей воли, вынужден стремиться к подчинению окружающих. Следовательно, власть (независимо от желания участников взаимодействия) всегда связана с отношениями господства и подчинения.

Советуем учителю далее предложить учащимся обсудить в группах следующий вопрос:

Если власть предполагает отношения господства и подчинения, то:

а) какими чертами характера должен обладать человек, желающий добиться власти;

б) какие качества личности властителя являются более предпочтительными для общества и почему?

Ответы учащихся желательно записать на доске в виде следующей таблицы:


Черты характера, необходимые политику


Черты характера, необходимые для достижения власти

Черты личности властителя, предпочтительные для общества




Далее целесообразно разобрать вопрос о роли демократического и авторитарного лидера в жизни общества.

Выслушав мнения учащихся, учитель отмечает: личные качества, черты характера человека, оказавшегося во главе большой массы людей, чрезвычайно важны. Недаром тема «Личность и массы» всегда привлекала особое внимание как ученых (философов, историков, психологов), так и поэтов, писателей.

В качестве примера можно зачитать фрагмент из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Царь.

Умираю;

Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас

Ты царствовать начнешь... о Боже, Боже!


Я, с давних лет в правленьи искушенный,

Мог удержать смятенье и мятеж;

Передо мной они дрожали в страхе,

Возвысить глас измена не дерзала...


Будь молчалив; не должен царский голос

На воздухе теряться по-пустому;

Как звон святой, он должен лишь вещать

Велику скорбь или великий праздник.

Затем рекомендуем учителю обсудить прочитанное с классом по следующим вопросам:

1. Оцените Бориса Годунова как царя.

2. Согласны ли вы с теми методами, которыми он советует сыну управлять страной? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Попробуйте назвать формулу власти, которую исповедует Борис Годунов.

Это обсуждение создаст логический переход к разбору понятия «политическая власть» и его особенностям. Для активизации интеллектуальной деятельности учащихся можно предложить им во время объяснения выписать названные учителем последствия, к которым может привести как сильная, так и слабая власть.

Урок целесообразно закончить самостоятельной работой, при которой учащиеся объединяются в группы и выполняют следующее задание:

Сопоставьте мнения о политике П. Буаста и Г. Мабли (см. учебник), выскажите свою точку зрения по этому вопросу и подтвердите ее историческими примерами или случаями из жизни.






Для любых предложений по сайту: [email protected]